Методическая разработка «Жизнь и творчество М.И. Глинки»

Баирова Марина Ильинична

Методическая разработка

«Жизнь и творчество М.И. Глинки»

по музыкальной литературе

для учащихся 7-го класса

ПОЛОЖЕНИЕ

об   ОЛИМПИАДЕ

 

  Олимпиада призвана приобщать учащихся к  культурному наследию России.

  Цель – содействовать формированию личности учащихся через пробуждение   интереса к творчеству М.И. Глинки

  Задачи:

 - создание новых условий для самореализации учащихся;

 - выявление и поддержка наиболее одаренных учащихся с целью их дальнейшей профориентации;

 - повышение заинтересованности учащихся в изучении предмета «музыкальная литература»;

-   обмен опытом преподавателей  музыкальной литературы с целью поиска новых форм творческой работы на уроках музыкальной литературы;

-  стимулирование профессионального роста преподавателей и повышения их педагогического мастерства.

 

 Условия проведения:

 

1. Олимпиада проводится в один этап.

2.Каждый участник олимпиады оценивается индивидуально.

 

  

Порядок проведения:

1.Форма конкурсных испытаний письменная.

2.Виды конкурсных испытаний:

1).Музыкальная викторина;

2).Викторина по портретам;

3).Тест по творческому наследию М.И.Глинки

4). Задание на знание цитат М.И.Глинки и о нем.

5). Музыкальный редактор (исправление ошибок в фактах жизни и творчества композитора)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОЯСНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Олимпиада включает 6 различных видов конкурсных испытаний. 

1. Музыкальная викторина.

Произведения музыкальной викторины представлены разными способами:

 - в аудиозаписи;

-  в нотной записи

Оценивается правильность определения музыкального фрагмента, а также полнота ответа. Знание музыки из приведенного ниже списка достаточно для успешного выполнения данного конкурсного испытания.

 

2. Викторина по портретам

Учащиеся должны знать и определять по портретам следующих музыкантов:   М.И. Глинку, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева,  П.И. Чайковского, Дж. Фильда, Г.Берлиоза, писателей: А.С.Пушкина,  А.С. Грибоедова,  В.К.Кюхельбекера, В.А.Жуковского, Н.В.Кукольника.

 

3. Тест по творческому наследию

Задание предусматривает знание жизненного и творческого пути композитора, жанров и музыкальных форм важнейших сочинений,  названий произведений, количества произведений данного жанра в творческом наследии М.И.Глинки. Тест по творческому наследию проводится в рамках того объема, который отражен в разделе «Михаил Иванович Глинка» учебника Э.Смирновой «Русская музыкальная литература».

 

 

4. Задание на знание цитат

Необходимо закончить фразу словами композитора, вставить пропущенное слово или определить, кому принадлежит высказывание о М.И.Глинке или его музыке;

5. Музыкальный редактор: исправление ошибок в фактах жизни и творчества композитора

Учащиеся должны  отредактировать текст: правильную информацию оставить без изменений, неверные сведения зачеркнуть и написать верные.

 

Список рекомендуемой  дополнительной литературы для учащихся:

1. Аверьянова О. Русская музыка до середины XIXвека: М.Глинка, А.Даргомыжский. Биографии. Книга для чтения по «Музыкальной литературе»   Минск, 2009.

2. Козлова Н. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения предмету. – М., 2003.

3. Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учебное пособие. – Ростов на Дону, 2013.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvety_na_voprosy_olimpiady_polozhenie_1.docx23.09 КБ
Файл 1.docx731.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подведение итогов

Система оценивания выполненных заданий олимпиады

Название

конкурсного испытания

Количество заданий/ вопросов

Максимальное количество баллов

за задание/верный и полный ответ

на вопрос

Максимальная сумма баллов за выполнение задания/ответы на вопросы

1

Музыкальная викторина (нотная)

3

1

3

2

Музыкальная викторина

(на слух)

12

1

12

3

Викторина по портретам

5

1

5

4

Тест по творческому наследию

12

1

12

5

Задание на знание цитат:

6

1

6

6

Музыкальный редактор

15

1

15

Максимальное количество баллов за все задания олимпиады:

53

Ключ:

1.Викторина нотная

1.Полонез из оперы «Иван Сусанин»

2. «Вальс-фантазия»

3. Тема свадебной песни «Из-за гор, гор высоких» из  симфонической фантазии «Камаринская»

2. Викторина по портретам

1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

2. Джон Фильд  

3. Нестор Васильевич  Кукольник

4. Василий  Андреевич  Жуковский  

 5. Гектор Берлиоз

3. Тест по творческому наследию

1. А

2. В

3. А, В.

4. А, Б

5. Б, Г, Ж, З, Л

6. Камаринская – Г, Арагонская хота – А, Вальс-фантазия – Б, Князь Холмский -  В.

7.В

8.Б

9.   Балакирев – Б,  Стасов - Г, Кюхельбекер – А, Кукольник -  В

10. Б

11. В

12. В

4. Задание на знание цитат

А) Собственные слова Глинки

1.душа            2. народную русскую    3. Балакиреве

Б) Высказывания о произведениях Глинки

1. А.С.Пушкин  2.П.И.Чайковский  3. В.Ф.Одоевский

5.Музыкальный редактор

Опера Глинки «Иван Сусанин» - первая русская героическая народная музыкальная драма.   Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году. В опере 4 действий и эпилог.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой (сопрано) и приемным сыном Ваней (контральто). Антонида ждет возвращения жениха – ратника Собинина, который защищает страну от врагов. Задумчивая каватина   и изящное, оживленное рондо Антониды  раскрывают черты русской девушки - нежность и искренность.

Второе действие ярко контрастирует с первым. Вместо задушевных песенных мелодий звучит польская танцевальная музыка. Блестящий полонез рисует гордых и надменных врагов. Ритмически рельефные мелодии полонеза и   мазурки в дальнейшем будут всюду сопровождать их появление.

Третье действие открывается показом мирной жизни дружной семьи Ивана Сусанина. Антонида готовится к свадьбе. Внезапно появляется вражеский отряд и требует, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Спокойные, полные достоинства ответы Сусанина  создают облик русского человека, патриота своей родины. Перед уходом Иван Сусанин прощается со своей дочерью.

Свадебный хор звучит ярким контрастом, оттеняя один из самых драматических моментов оперы. Хор близок русским свадебным величальным песням в своеобразном пятидольном размере.

Развязка оперы наступает в тот момент, когда враги понимают, что Сусанин умышленно завел их в непроходимую лесную глушь. Ария «Ты взойдешь, моя заря» проникнута скорбным настроением. Сусанин мысленно прощается с детьми и  готовится к смерти, и поляки убивают его.

Завершается опера праздничным эпилогом, где народ славит родную землю и всех воинов, отстоявших свободу России. Заключительный хор «Славься» сам Глинка называл гимном - маршем.

Методическая разработка

«Жизнь и творчество М.И. Глинки»

по музыкальной литературе

для учащихся 7-го класса

ПОЛОЖЕНИЕ

об   ОЛИМПИАДЕ

  Олимпиада призвана приобщать учащихся к  культурному наследию России.

  Цель – содействовать формированию личности учащихся через пробуждение   интереса к творчеству М.И. Глинки

  Задачи:

 - создание новых условий для самореализации учащихся;

 - выявление и поддержка наиболее одаренных учащихся с целью их дальнейшей профориентации;

 - повышение заинтересованности учащихся в изучении предмета «музыкальная литература»;

-   обмен опытом преподавателей  музыкальной литературы с целью поиска новых форм творческой работы на уроках музыкальной литературы;

-  стимулирование профессионального роста преподавателей и повышения их педагогического мастерства.

 Условия проведения:

 

1. Олимпиада проводится в один этап.

2.Каждый участник олимпиады оценивается индивидуально.

 

  

Порядок проведения:

1.Форма конкурсных испытаний письменная.

2.Виды конкурсных испытаний:

1).Музыкальная викторина;

2).Викторина по портретам;

3).Тест по творческому наследию М.И.Глинки

4). Задание на знание цитат М.И.Глинки и о нем.

5). Музыкальный редактор (исправление ошибок в фактах жизни и творчества композитора)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОЯСНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Олимпиада включает 6 различных видов конкурсных испытаний.  

1. Музыкальная викторина.

Произведения музыкальной викторины представлены разными способами:

 - в аудиозаписи;

-  в нотной записи

Оценивается правильность определения музыкального фрагмента, а также полнота ответа. Знание музыки из приведенного ниже списка достаточно для успешного выполнения данного конкурсного испытания.

2. Викторина по портретам

Учащиеся должны знать и определять по портретам следующих музыкантов:   М.И. Глинку, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева,  П.И. Чайковского, Дж. Фильда, Г.Берлиоза, писателей: А.С.Пушкина,  А.С. Грибоедова,  В.К.Кюхельбекера, В.А.Жуковского, Н.В.Кукольника.

3. Тест по творческому наследию

Задание предусматривает знание жизненного и творческого пути композитора, жанров и музыкальных форм важнейших сочинений,  названий произведений, количества произведений данного жанра в творческом наследии М.И.Глинки. Тест по творческому наследию проводится в рамках того объема, который отражен в разделе «Михаил Иванович Глинка» учебника Э.Смирновой «Русская музыкальная литература».

4. Задание на знание цитат

Необходимо закончить фразу словами композитора, вставить пропущенное слово или определить, кому принадлежит высказывание о М.И.Глинке или его музыке;

5. Музыкальный редактор: исправление ошибок в фактах жизни и творчества композитора

Учащиеся должны  отредактировать текст: правильную информацию оставить без изменений, неверные сведения зачеркнуть и написать верные.

Список рекомендуемой  дополнительной литературы для учащихся:

1. Аверьянова О. Русская музыка до середины XIXвека: М.Глинка, А.Даргомыжский. Биографии. Книга для чтения по «Музыкальной литературе»   Минск, 2009.

2. Козлова Н. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения предмету. – М., 2003.

3. Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учебное пособие. – Ростов на Дону, 2013.



Предварительный просмотр:

1. Определить  музыкальные темы, указать название произведения.

А)

Picture 3

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)

Picture 4

__________________________________________________________________________________________________________________________________

В) 

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Викторина  по портретам

Записать фамилию  человека,

который изображен на портрете, и  указать его имя или инициалы.

 1. 250px-V

___________________________________________________________

2. 267px-John_field

____________________________________________________________________

3. Briullov-kukolnik

_________________________________________________________________

Bryullov_portrait_of_ZhukovskyКартинки по запросу портрет жуковского кипренский

_________________________________________________________________________

Копия Berlioz_Petit_BNF_Gallica-crop

File:Berlioz Petit BNF Gallica-crop.jpg

5. ____________________________________________________________

3. Тест по творческому наследию

 

Отметить правильный вариант ответа (или несколько ответов).

1.Как называлась  опера Глинки, поставленная в 1836 году:

а) «Жизнь за царя»

б) «Смерть за царя»

в) «Иван Сусанин»

 2.Кто  был автором либретто  первой оперы Глинки?

А) К.Рылеев

Б) В.А.Жуковский  

В) Е.Розен

3.У кого Глинка брал уроки музыки?

А) Джон Фильд

Б) Гектор Берлиоз

В) Зигфрид Ден

4. Какие из романсов Глинки написаны на стихи А.С.Пушкина?

А)  «Я помню чудное мгновенье»

Б) «Ночной зефир»

В) «Сомнение»

5. Авторство каких   произведений не принадлежит Глинке?  

а)  романс «Бедный певец»

б) 9 симфоний

в) Вокальный цикл «Прощание с Петербургом»

г) балет  «Спящая красавица»

д) опера «Руслан и Людмила»

е) баллада «Ночной смотр»

ж)  опера «Князь Игорь»

з)  песня «Титулярный советник»

и) увертюра «Ночь в Мадриде»

к) «Патетическое трио»

л) вокальный цикл  «Песни и пляски смерти»

м) элегия «Не искушай»

  6. Соотнесите жанр и название произведений:

«Камаринская»

А) испанская увертюра

«Арагонская хота»

Б) симфоническое скерцо

«Вальс-фантазия»

В) музыка к трагедии

«Князь Холмский»

Г) симфоническая фантазия

7. В какой форме написана  «Камаринская»?  

а) в форме рондо

б) в сложной трехчастной форме

в) в форме двойных вариаций

8. Что такое кастаньеты?

А) итальянские народные музыканты

Б) испанский музыкальный инструмент

В) испанские танцовщицы

9. Соотнесите фамилии  и характеристики знакомых и друзей М.И.Глинки

М.А.Балакирев

А) Преподаватель русской словесности, воспитатель Глинки в Благородном пансионе

В.В.Стасов

Б) Композитор, глава «Могучей кучки»

В.Кюхельбекер

В) Друг Глинки, литератор, на чьи слова написаны многие произведения   композитора.  

Н.Кукольник

Г) Музыкальный критик

 

 

10. Что такое интродукция?

А) Оркестровое вступление к опере

Б) Вокальный ансамбль или хор, предваряющий оперное действие

В) Заключительная хоровая сцена оперы

11. Назовите тембр голоса, которым поет Иван Сусанин.

А) тенор

Б) баритон

В) бас

12. Выберите верное утверждение.

Глинка –

а) отец русской симфонии  

б) основатель и руководитель творческого содружества «Могучая кучка»

в) основоположник русской классической музыки  

 

4. Задание на знание цитат:

А) Собственные слова Глинки

 

Дополните фразу, вставив пропущенные слова  композитора:

1. «Музыка – ___________ моя»

2. «…может эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать________ ____________музыку»

3. «…В первом в ___________ я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй  Глинка».

 

 Б) Высказывания о произведениях Глинки

 

1. Определите, кому принадлежат высказывания:

«Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь». 

   2. «Русская симфоническая школа… вся… в "Камаринской", подобно тому, как весь дуб в желуде

3.   « На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

5. Музыкальный редактор: исправление ошибок в фактах жизни и творчества

  Внимательно прочитать задание, правильную информацию оставить без изменений, неверные сведения зачеркнуть и написать верные.

Опера Глинки «Иван Сусанин» - первая русская сказочно-эпическая опера. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1812 году. В опере 5 действий и эпилог.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой (сопрано) и сыном Ваней (тенор). Антонида ждет возвращения жениха – ратника Собинова, который защищает страну от врагов. Изящная, оживленная каватина   и задумчивое рондо Антониды  раскрывают черты русской девушки - нежность и искренность.

Второе действие ярко контрастирует с первым. Вместо задушевных песенных мелодий звучит французская танцевальная музыка. Блестящий полонез рисует гордых и надменных врагов. Ритмически рельефные мелодии полонеза и   вальса в дальнейшем будут всюду сопровождать их появление.

Третье действие открывается показом мирной жизни дружной семьи Ивана Сусанина, Антонида готовится к свадьбе. Внезапно появляется вражеский отряд и требует, чтобы Сусанин показал им дорогу на Петербург. Напряженные, полные гнева ответы Сусанина  создают облик русского человека, патриота своей родины. Перед уходом Иван Сусанин прощается со своей дочерью. Свадебный хор звучит ярким контрастом, оттеняя один из самых драматических моментов оперы. Хор близок русским плясовым песням с четким двухдольным ритмом.

Развязка оперы наступает в тот момент, когда враги понимают, что Сусанин умышленно завел их в непроходимую лесную глушь. Ария «Ты взойдешь, моя заря» проникнута скорбным настроением. Сусанин мысленно прощается с детьми и  готовится к смерти, но в последний момент ему на помощь приходит русский отряд.

Завершается опера праздничным эпилогом, где народ славит родную землю и всех воинов, отстоявших свободу России. Заключительный хор «Славься» сам Глинка называл гимном - танцем.