ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РУК ПИАНИСТА. УСТРАНЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА.

ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РУК ПИАНИСТА. УСТРАНЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx350.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РУК ПИАНИСТА. УСТРАНЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА.
(материал подготовила Смирнова И.В., концертмейстер ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»)


К сожалению, профессиональные заболевания рук довольно часто распространены среди музыкантов.  Причины разные: анатомические особенности, физиология, психоэмоциональное состояние, неправильная организация работы пианистического аппарата и др.

Зажатость аппарата – это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры.

И, как следствие, наш пианистический «орган речи» - пальцы не способен в какой-то момент реализовать, воплотить звуковую картину.

Болезнями рук страдали многие пианисты: у Скрябина длительное время болела правая рука. Рахманинов писал своему другу: «Очень устал и руки болят. За последние четыре месяца дал 75 концертов», Шуман из-за тендовагинита бросил игру на рояле и стал композитором.

Какие же профессиональные заболевания рук встречаются у музыкантов?

 Это тендовагинит, миозит, ганглий, нервно-мышечное заболевание, контрактура.

Тендовагинит лучезапястного сустава — это воспаление внутренней оболочки сухожилий, отвечающих за подвижность самого большого сустава кисти. Основными проявлениями воспаления являются боль, отечность тканей и ограничение двигательной активности руки.

Рис.1

Миозит-воспалительный процесс в одной или нескольких скелетных мышцах. Развивается вследствие неудобного положения тела и продолжительной нагрузки определенных групп мышц.

Рис.2

Гигрома (ганглий) - доброкачественное образование в виде кисты со светлым желеобразным содержанием. Гигромы связаны с суставами и располагаются поблизости от них. В зависимости от локализации могут быть либо мягкими, эластичными, либо твердыми, по плотности напоминающими кость или хрящ.

Рис.3

Нервно-мышечные заболевания – это обширная группа заболеваний, характеризующаяся нарушением функции мышц, прежде всего их слабостью, снижением силы в руках.

Рис.4

Контрактура (стягивание, сужение) — это ограниченная подвижность сустава, вызванное рубцовым стягиванием кожи, сухожилий.  У музыкантов - локтевой и плечевой сустав.

Рис. 5

Таким образом, только при хорошем физиологическом состоянии своего аппарата исполнитель способен ясно, отчетливо слышать звучащую музыкальную ткань. При нарушении же двигательных функций нервные связи между пианистическими ощущениями и воспринимающими нейронными слуховыми системами слабеют, разрываются. В результате исполнитель теряет способность реально слышать то, что играет, а, следовательно, и воспроизводить на инструменте звучащие в его представлении музыкальные образы.

Вышеприведенные заболевания могут быть в любом возрасте, в дальнейшем, особенно у концертмейстеров, чья работа подвержена многочасовым нагрузкам. В какой-то момент начинает разлаживается по тем или иным причинам пианистический аппарат.  При игре появляется слабость, утомляемость, вялость, боль, скованность и т.д.

Музыканту назначают различные физиотерапевтические процедуры, ванночки, повязки, массажи. В некоторых случаях приходится прибегать к операционным вмешательствам. Но, увы, безрезультатно.

Вот несколько примеров частых ошибок, которые могут привести к проф. заболеваниям:

1. Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс, вызывающая ограничение                  движений лопатки и плечевого сустава.

2.Прижатый к туловищу или чрезмерно отведенный локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.

3. Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.

4. Сутулая спина.

5. Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает к занятиям над трудным произведением или без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.

В первых двух случаях – при фиксации лопатки и плечевого сустава в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение, не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болями. При ограничении движения плеча, его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое, в свою очередь, может привести к спазму или слабости мышц.

Таким образом, нарушаются естественные законы физиологии.

Г.Г. Нейгауз: «Если человек правильно играет, то может и сам излечить болезнь».

Будем постепенно раскрывать, что значит правильно играть и самому излечить болезнь методом восстановления звукомышечных ощущений.

Здесь важно заметить проблему целостности организма, которую привлекала внимание медиков и биологов с древнейших времен.

«Все в организме, - писал Гиппократ, - представляет одно-единственное стечение, одну-единственную связь, одно-единственное гармоническое взаимоотношение. Все направлено на целое».

 К.Н. Игумнов, говоря о закономерностях в движениях пианистов, писал:

«Любое наше движение должно скрыто охватывать все мышцы тела, но проявляться внешне крайне скупо, сдержанно, оно должно быть точным, плавным, слитным (даже при видимой силе и резкости), свободным во всех своих частных проявлениях и, главное, организованным по отношению к целому».

 Итак, в первую очередь, это спина. Проанализировать себя насколько прямо я сижу. Это наш «многожильный кабель», стержень. Многие слышали про «стержень», который как будто бы проходит внутри, вдоль спины. И когда ее сильные и основные мышцы несут ответственность за плечо, предплечье, локоть, кисть, пальцы, она должна быть прямой. Крупные мышцы поддерживают мелкие. Мышцы же поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, голова в высоком положении, как будто бы наблюдает за происходящим.

Балерина, народная артистка, занимаясь со своей ученицей, говорила:

- Держи хорошо точку на спине, у тебя будут более точные руки и ноги.

Происходит следующее: вся эта группа мышц приходит в движение, в физиологически правильное положение. Одновременно выпрямляется вся грудная клетка, даже живот.

Далее, в процесс исполнения вовлекаются плечевой пояс, плечо, правильное положение локтя (под мышками воздух и чуть впереди корпуса), предплечье, упругая кисть, пясть, пальцы – все это при хорошей опоре на ступни, не на носочках и при правильной посадке: сидеть на кончике стула.

Играем не ногтем, а подушечкой пальцев с опорой (вес). Вес имеет очень важное значение, его необходимо все время держать на контроле.

Также важный момент-собранность запястья, которое должно вместе с пястно-фаланговой частью руки образовать единое целое. Как только кисть безвольно повисает, так пальцы, ладонные мышцы теряют связь с плечом. Обычно это называют «изолированной кистью».

     

              Рис.6                                                                                 Рис.7                            

Появлению ганглий способствует контрактура, т.е. здесь важно контролировать предплечье и плечевые мышцы.

Очень важно уметь контролировать состояние мышц, мышечного тонуса и оценивать свои тактильные (кинестетика) ощущения. Проводить анализ своих ощущений в мышцах, мышечного тонуса, регулировать и корректировать. Певица В. Барсова говорила, что знает, чувствует на своих связках каждую высокую ноту.

Очень убедительная картина получается при изучении заболеваний рук у вязальщиц: они обычно вяжут, используя в своей работе только мышцы предплечья и пальцев. Плечи их, как правило, прижимаются к корпусу и выключаются из активной работы. Получается своеобразный разнобой в работе мышц, нарушается цельность движений, единство мышечного тонуса. Основная нагрузка у них падает на слабые мышцы предплечья, кисти, которые без поддержки плеча переутомляются и быстро выходят из строя. Мышцы же плеча при этом остаются вялыми и расслабленными. В результате этого разнобоя в мышечной работе нарушается кровообращение, кровенаполнение бездействующих плечевых мышц, а также проходящие в них химические процессы. Разлаживается их сократительный процесс. В результате в плече образуется стойкое сокращение мышечных волокон-контрактура, которая может держаться годами. Рука как бы делится на части: перенапряженные нижние ее отделы и расслабленные верхние.

Необходимо организовать единый мышечный тонус всего исполнительского аппарата, включая осанку, мышцы спины, ног, плеча, перераспределить работу мышечных групп таким образом, чтобы освободить от непосильной нагрузки слабые мышцы и передать ее сильным.  Мы же начинаем освобождать руки сериями расслабляющих движений, плюс ко всему — это может быть локальное расслабление, что еще хуже, например, потрясти слегка кисть.  Патология при этом не снижается, а нарастает. Мышцы плеча еще больше стягиваются и укорачиваются. Боли переходят и в плечи, и в шею, и в спину. Иногда наверху не бывает болей, но на лучезапястном суставе образуется ганглий. Затем следует медицинское вмешательство, опять-таки направленное не на целое, а на части.

Расслабленность рук нужна только при отдыхе, но не за инструментом.

Таким образом, можно сделать вывод из вышесказанного:

Исполнение на инструменте требует от пианиста максимального комплексного контроля своего аппарата, умение осознанно им управлять и итогом всего исполнительского процесса является нужный качественный звуковой результат.

О профилактике заболеваний см. учебное пособие: Т.Г. Бархударова «Сохранение и укрепление здоровья рук пианиста».