Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "Вспомним Огненные годы".

Разумова Надежда Ильинична

Расширение исторических знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; сохранение памяти  об исторических подвигах защитников Отечества; активизация интереса школьников к изучению истории Отечества, формирование уважения к героическому прошлому нашей страны; расширение знаний о музыке военных лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vspomnim_ognennye_gody.docx39.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Килемарская СОШ»

Методическая разработка
внеклассного мероприятия,
посвященного 75-летию Победы в  Великой Отечественной войне

«Вспомним огненные годы»

Разработали:

педагог-библиотекарь

Пахмутова Вера Биктубаевна,

учитель музыки

Разумова Надежда Ильинична

 

пгт. Килемары

2020г.

Тема  внеклассного мероприятия: Вспомним огненные годы

Дата проведения: 2.03.2020г

Класс:

Направление: патриотическое

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная

Тип мероприятия: урок  мужества.

Технология  внеклассного мероприятия:

 Технология критического мышления, технология проблемного

обучения, технология обучение в сотрудничестве.

Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Цель: создание условий для осознания школьниками значимости Победы советского народа  в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов для истории России и мировой истории в целом.

Задачи:

  • расширение исторических знаний обучающихся о событиях       Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;
  • сохранение памяти  об исторических подвигах защитников Отечества;
  • активизация интереса школьников к изучению истории Отечества,
  • формирование уважения к героическому прошлому нашей страны;  
  • расширение знаний о музыке военных лет.

Планируемые результаты:

  • формирование у обучающихсянравственных ценностей.

Личностные УУД:

  • способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине.

Метапредметные УУД:

  • формировать  целостный взгляд  на  мир и место человека в нём,

формировать умение жить в мире и согласии.

Регулятивные УУД:

  • формировать уважительное отношение к участникам Великой

Отечественной войны, к живым свидетелям тех времён.  Планировать

своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации.

Познавательные УУД:

  • расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, о музыке военных лет

Коммуникативные УУД:

  • формировать нравственность, учить формулировать и высказывать собственное мнение, прислушиваться и анализировать  мнение других.

Основные термины, понятия: Великая Отечественная война,  

героизм, музыка, песня.

Оборудование:

  • ноутбук, демонстрационная система для показа презентаций и видеоматериалов.
  • выставка книг, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
  • записи с песнями военных лет.
  • плакаты на тему  Великой Отечественной войны:

«Родина—мать зовёт!», «Молодёжь, в бой за Родину!»,«Воин Красной Армии, спаси!»

Активные формы обучения:

  • индивидуальная и групповая творческая деятельность; 
  • работа учащихся с текстом, толковым словарём;
  • активное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся через музыку и общение;
  • поисковые задания (поиск исторических и биографических сведений);
  • рефлексия обучающимися своей деятельности;
  • компьютерные  технологии (презентация, фильмы). 

Содержательная часть.

« Это нужно — не мёртвым,

Это надо — живым»

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово педагога-библиотекаря.

1.1.Приём «Ассоциация».Учащимся предлагается прочитать тему мероприятия и ответить на вопрос: О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы читаете эпиграф? 3 мин

1.2. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов (воспитание чего?)

2.Этап мотивации. Погружение в тему.

Библиотекарь: Сегодня с вами мы поговорим о Великой Отечественной войне. Об одной из жестоких войн на свете.Скажите, что такое в вашем понимании война. \По цепочке учащиеся заканчивают фразу, началом которой является слово война\.

3.Основная часть. 5 мин

Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков,

Война — это  свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.

Война — это 125 граммов хлеба в сутки.

Война — это 20 часов у станка в день.

Война – это самое страшное слово во всех языках мира.

Война – это горькие слезы, это смерть, разлука.

Войны — это  лицо смерти.

Война – это самое большое горе и самая большая ошибка, совершенная человечеством.

Война страшнее нету слова,

Убийство, смерть и лагеря.

Я повторяю снова, снова,

Война для жизни не нужна.

Остались в лагерях, на поле,

Погибли, замучены, сожжены.

Солдат не выбирает долю,

Солдат герой своей страны.

А мы потомки должны помнить,

И в памяти хранить века.

За нас отдали свои жизни,

Все те кто пал в бою тогда.

Библиотекарь: Война – это самое большое горе и самая большая ошибка, совершенная человечеством? Какое горе принесла война? Почему война лицо смерти?\каждая группа обсуждает, говорит своё мнение\

Фашистские захватчики не щадили никого. Они истребляли сотнями тысяч ни в чём не повинных людей, применяли изощрённые методы пыток, жгли, травили собаками, вешали, умерщвляли в душегубках, морили голодом, заражали инфекционными заболеваниями, расстреливали.

Вот что говорилось в обращении к немецким солдатам: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик,— убивай, этим  ты спасёшь себя от гибели,обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки». И они творили зло. А как они творили зло мы узнаем из исследовательской работы.

3.1.Исследование текста. Исследовательская работа. /Дается текст и каждая группа работает по тексту, 7 мин

№№

Автор и произведение.

Предложения о жестокости и об ужасах  войны.

 Слова войны

1гр.

1 группа — Только Победа и жизнь! Публицистика.

— М.:Дет.лит.,1988.—318с, Рассказ Александра Фадеева «Бессмертие» стр. 180-181

2гр.

2 группа — Только Победа и жизнь! Публицистика.— М.: Дет.лит.,1988.—318с, Рассказ Петра Лидова «Таня» стр.58-59.

3гр.

3 группа — Только Победа и жизнь! Публицистика.

—М.:Дет.лит.,1988.—318с, Рассказ Ильи Эренбурга «Прославьте нашего пехотинца» с.222-223.

4гр.

4 группа — Только Победа и жизнь! Публицистика.—М.:Дет.лит.,1988.—318с,стр.Рассказ Александра Фадеева «Бессмертие» стр178

1)Олега Кошевого жгли раскалённым железом, запускали в тело иголки, но стойкость  и воля не покидали его.[с.181]

2)Четверо мужчин, сняв пояса, избивали девушку. Хозяева насчитали двести ударов. Вскоре солдаты стали издеваться над ней. Одни шпыняли её кулаками, другие подносили к подбородку зажжённые спички, а кто-то провёл по спине пилой. [c.58]

4)Возле Минска есть страшное место — Большой Тростянец. Там гитлеровцы сожгли трупы свыше ста тысяч удушенных евреев. Их привозили в душегубках.[с.223]

5)Достаточно сказать, что в городском парке города Краснодона  фашисты живьём зарыли в землю 30 шахтёров за отказ явиться на регистрацию [с.178.]

6) На территории Белоруссии фашисты уничтожили свыше двух миллионов двести тысяч советских граждан.

Библиотекарь: Наши солдаты героически воевали  несмотря ни на что. Ничего их не пугало: ни смерть, ни расстрел, ни издевательство и в этом вы убедились сами, работая над текстом.

3.2. Песня «Смуглянка» 5мин

Кто-то ушел на фронт и с оружием в руках защищал Родину, кто-то со своим творческим «оружием» способствовал укреплению народного патриотизма, осознанию смертельной опасности, нависшей над Отечеством и готовности к самопожертвованию ради Победы над врагом.

Самоотверженный труд деятелей культуры ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую мне захотелось рассказать.

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу люди, отдавали фронту свой талант и свое искусство.

 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии.

 Свыше 500 раз пела Клавдия Ивановна Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

Более 400 концертов на счету у Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Марка Бернеса.

Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

3.3.Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Начиная с октября 1942 года, пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

Перед вами патефон. Этот  патефон выпустили в Ленинграде  артелью «Граммофон». Первым хозяином патефона является отец Веры Биктубаевны. Давайте послушаем.

 Какие песни о войне вы знаете?

Наверняка большинству из вас песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но меломаны со стажем знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова.Давайте вспомним историю популярного музыкального произведения.

3.4. История создания «Смуглянки» 3мин

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому. Напомним молодому поколению, что речь идет о легендарном революционере, сделавшем невероятную карьеру до командующего дивизией и члена ЦИК СССР, высшего органа государственной власти.

Яков Захарович и Анатолий Григорьевич написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны. Песня «Смуглянка» о девушке из партизанского отряда. Но до Великой Отечественной войны она не исполнялась. Более того, ее судьба могла сложиться печально, ведь затерялось даже переложение для фортепиано.

К счастью, у авторов сохранились черновые наброски произведения. Они пришлись, кстати, когда с Анатолием Новиковым связался Александр Васильевич Александров, худрук Краснознаменного ансамбля. Ему нужны были композиции для новой программы. «Смуглянка» пришлась по душе Александрову, и он включил ее в репертуар коллектива.

В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.

3.8.В бой идут одни старики. 5мин( выступление)

А теперь о фильме «В бой идут одни старики. В 1973 году Леонид Фёдорович Быков снял свой шедевр на все времена, без показа которого не обходится ни один День Победы, — фильм «В бой идут одни старики» — где, будучи режиссёром и исполнителем главной роли, спел и «Смуглянку». Согласно легенде, впервые эту песню Быков услышал в поезде, где её пели двое военных, ехавших в Молдавию на могилы своих боевых товарищей, и настолько "Смуглянка" запала актёру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» не могло быть и речи. Сам Быков всегда мечтал стать лётчиком, даже поступал в лётное училище по окончании средней школы, но не прошёл из-за маленького роста. Зато в ряды курсантов приняли его лучшего друга Виктора Щедронова.

Через полгода Виктор попал на фронт, а 11 апреля 1945 года погиб в Чехословакии. Через двадцать лет Быков написал сценарий к своему лучшему фильму «В бой идут одни старики», где погибшего Виктора он воплотил в образе Смуглянки, не изменив даже фамилии — лейтенант Щедронов.

Фильм Л.Быкова «В бой идут одни старики» основан на подлинных событиях времен  Великой  Отечественной войны. В частности, прототипом командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) был герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков.
В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова и на одном красовалась надпись «Веселые ребята».

Фильм

Текст песни «Смуглянка»

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград
Я краснею, я бледнею
Захотелось вдруг сказать:
- Станем над рекою
Зорьки летние встречать .

Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Я влюбленный и смущенный пред тобой
Клен зеленый, да клен кудрявый
Да раскудрявый, резной

Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Я влюбленный и смущенный пред тобой
Клен зеленый, да клен кудрявый
Да раскудрявый, резной

А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню так:
- Партизанский молдаванский
Собираем мы отряд
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной
Ждет меня дорога
К партизанам в лес густой

Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Здесь у клена мы расстанемся с тобой
Клен зеленый, да клен кудрявый
Да раскудрявый, резной

Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Здесь у клена мы расстанемся с тобой
Клен зеленый, да клен кудрявый
Да раскудрявый, резной

И смуглянка-молдаванка
По тропинке в лес ушла
В том обиду я увидел
Что с собой не позвала
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам
Вновь свою смуглянку
Я в отряде повстречал

Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной
Клен зеленый, да клен кудрявый
Да раскудрявый, резной

«Раз словечко, два словечко»

Команды получают листочки, на которых написаны два слова из песни. Необходимо за 30 секунд узнать строчку из песни и продолжить ее. После каждого ответа ведущий дает возможность прослушать часть этой песни в аудиозаписи.

Примерные задания:

Синенький скромный …

Здесь птицы …

Этот день …

Белеет ли …

Темная ночь …

Ночь коротка …

Вставай страна …

Бьется в тесной …

Враги сожгли …

Еще до встречи …

 «Рассыпанные строчки»

Команды получают конверты, в которых находятся две строчки из песни, но каждое слово написано на отдельном листочке.  Необходимо за 1 минуту узнать песню, составить правильно слова в строчки и напеть эту песню. После каждого ответа ведущий дает возможность прослушать часть этой песни в аудиозаписи.

Примерные задания:

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги да степной бурьян.

Как много их друзей хороших

Лежать осталось в темноте.

Еще немного, еще чуть-чуть,

Последний бой он трудный самый.

На позиции девушка провожала бойца,

Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай

Тот цветущий и поющий яркий май.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

"Отгадай песню" Командам предлагается прослушать фонограмму песни (1 мин.), отгадать песню. После каждого ответа ведущий дает возможность прослушать часть этой песни в аудиозаписи.

Примерные задания:

Бери шинель …

Довоенный вальс.

Майский вальс.

Случайный вальс.

Дорога на Берлин.

Журавли.

Команды прекрасно справились с заданиями, спасибо!

Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом строю. Для тех, кто прошел и пережил войну эти песни сродни позывным из той незабываемой далекой поры.

 

4.Рефлекция. 3мин

4.2.«Чемодан, мясорубка, корзина».На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии.