ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ МОЛУЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ИСКУССТВО»

Дульщикова Юлия Алексеевна

Статус программы: общеразвивающая модульная программа в области искусств.

Направленность программы: художественная.

Цель программы: выявление творческих способностей в раннем детском возрасте, подготовка к обучению по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.

Срок реализации программы: 2 года.

Возраст обучающихся: 4-6 лет.

Программа "Искусство" состоит из трёх модулей, охватывающих основные виды искусства: хореографическое, музыкальное, театральное, декоративно-прикладное:

- модуль 1 "Музыкально-танцевальное творчество";

- модуль 2 "Театральное творчество";

- модуль 3 "Изобразительное и декоративно-прикладное творчество".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_programma.docx30.21 КБ
Файл 1_modul_ritmika_i_tanets.docx56.83 КБ
Файл 2_modul_teatr.docx1.28 МБ
Файл 3_modul_izo_i_dpi.docx48.12 КБ
Файл uchebnyy_plan.docx23.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято на                                               Утверждаю

Заседании                                                                          директор МБУ ДО

Педагогического совета                                                   «Шацкая ДШИ»

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»                                                _______О.М.Лунина

протокол №___                                                                «__»________20__г.

 «__» _________ 20__г.

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ МОЛУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«ИСКУССТВО»

срок реализации – 2 года

Шацк, 2022 г.

Рассмотрено и принято на                                                       «УТВЕРЖДАЮ

заседании                                                                                  Директор МБУ ДО

Педагогического совета                                                          «Шацкая ДШИ»

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»                                                       О.М.Лунина                          

протокол  №__ от __________                                                 ___________                                                        

20__ г.                                                                                      «___» ________20__

Разработчик программы:

Дульщикова Ю.А., зав.учебной частью МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Рецензент:

Макарова О.В., преподаватель МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная записка

- Характеристика образовательной программы;

- Цели и задачи образовательной программы;

- Сроки реализации образовательной программы;

- Методы обучения, оценка качества реализации образовательной программы.

  1. Планируемы результаты освоения обучающимися образовательной программы.
  2. Учебный план.
  3. Формы и методы контроля, система оценок.
  4. Модули. Программы учебных предметов.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая модульная программа  раннего эстетического развития «Искусство» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа «Искусство» реализуется в целях выявления и развития способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированными на высокие нравственные ценности, способные в последствии на участие в социальном и духовном развитии общества, приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов искусства и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.

Модульная программа «Искусство» ориентирована на воспитание детей  в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание эстетического вкуса, нравственных качеств, чувства уважения к традициям и культуре, развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать предпрофессиональные образовательные программы в области искусств.

Актуальность модульной программы раннего эстетического развития «Искусство» заключается в двух аспектах:

- выявление и развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте с целью их ориентации на последующее обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств;

- в силу модульности программы, в ней синтезированы в единую образовательную программу основные виды искусств: музыкальное, хореографическое, театральное, изобразительное, что позволяет при реализации программы выявить, в каком из видов искусств наиболее полно раскрываются способности ребёнка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа раннего эстетического развития «Искусство» реализуется для детей в возрасте от 4 до 6 лет, срок реализации – 2 года. Программа «Искусство» включает в себя три модуля:

  • 1 модуль «Музыкально-танцевальное творчество»;
  • 2 модуль «Театральное творчество»;
  • 3 модуль «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество».

При реализации программы «Искусство» общий объем аудиторной нагрузки по трём модулям оставляет 64 часа в первом классе и 64 часа во втором классе, общее количество за два года обучения – 128 часов:

- 1 модуль – 44 часа;

- 2 модуль – 40 часов;

- 3 модуль – 44 часа.

Продолжительность учебного года – 32 недели в первом классе и 32 недели во втором классе. Занятия проводятся из расчёта 2 часа в неделю.

Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме групповых занятий (численностью  от 5 до 20 человек). Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

       

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Результатом освоения программы «Искусство» является приобретение обучающимися базовых знаний, умений и навыков в области искусств.

В области музыкального и хореографического искусства:

- умение исполнять простейшие танцевальные элементы;  

- умение определять средства музыкальной выразительности;

-умение выполнять комплексы специальных хореографических  упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- знание анатомического строения тела;

- знание приемов правильного дыхания;

- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;

- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже; 

- умение ориентироваться на сценической площадке;

- знание элементарных основ музыкальной грамоты;

- навыки восприятия элементов музыкального языка;

- навыки анализа музыкального произведения; 

- знание базовых понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;

- знание специфики музыки как вида искусства;

- умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов.

 В области театрального искусства:

- умение использовать полученные знания в создании характера сценического образа;

- умение в процессе игры выполнять элементы актерского тренинга;

- базовые навыки по сочинению элементарных мини этюдов на заданную тему;

- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;

- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;

- навыки владения выразительными средствами устной речи;

- умение использовать простейшие элементы пластической техники при создании художественного образа;

- знание принципов взаимодействия театральных выразительных средств;

- навыки выполнения парных и групповых упражнений.

- умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;

- навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли;

- навыки эмоционально-образного восприятия произведений театрального искусства;

- навыки самостоятельной творческой работы в области театрального искусства.

В области изобразительного и декоративно-прикладного творчества:

- умение изображать с натуры предметы (объекты) окружающего мира;

- умение создавать  художественный образ на основе решения технических  и творческих задач;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

-  навыки анализа цветового строя;

- навыки работы с подготовительными  материалами: набросками, эскизами;

- базовые навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

- базовые навыки владения линией, штрихом, пятном;

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

- базовые навыки в использовании основных техник и материалов;

- знание базовых элементов композиции;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по композиции.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

В ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

          Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модульной программе раннего эстетического развития «Искусство». Она оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании каждого модуля, полугодия, года, по каждому учебному предмету. Основными формами промежуточной аттестации являются: творческий показ, итоговое занятие, выставка.

       Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

       Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на модуль, учебный предмет.

       

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками программы «Искусство».

      Итоговая аттестация проводится для выпускников, освоивших все три модуля  в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам

      Предусматриваются следующие виды итоговой аттестации: творческий показ, выставка.

      При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

      2.Критерии оценок.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации рекомендуется знания оценивать по безотметочной системе (систему оценивания преподаватель может придумать свою, например, наклейка  или бумажные медальки «разных достоинств» с эмблемой ДШИ):

- 3 значка – отлично;

- 2 значка – хорошо;

- 1 значок – удовлетворительно.

Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки) разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно.

После итоговой аттестации обучающимся выдаются свидетельства, форма и содержание которых школа искусств разрабатывает самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа раннего эстетического развития «ИСКУССТВО»

МОДУЛЬ 1

«МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Учебный предмет «Ритмика и танец»

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации: 2 года

(стартовый уровень)

Авторы-составители:

Дульщикова Ю.А., зав.уч.частью

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Смагина О.М., преподаватель

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»,

Борябин А.В., преподаватель

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Шацк 2022 год

Структура  модуля «Музыкально-танцевальное творчество»,

учебного предмета «Ритмика и танец».

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

-  Модульные  требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой методической литературы

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика и танец» разработана для модуля «Музыкально-танцевальное творчество» на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Содержание учебного предмета «Ритмика и танец» направлено:

на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

на воспитание музыкальности, пластичности у ребёнка, на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в музыкальном и хореографическом искусстве.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 4-6 лет.                          

Программа по учебному предмету «Ритмика и танец» составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, а именно:

- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде;

- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти;

- простые элементы танца и музыкально-ритмические игры способны реализовать потребности детей в  самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов;

- танцевальные движения и музыкально-ритмические игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.

В танце и игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности.

Срок реализации учебного предмета

Модуль «Музыкально-танцевальное творчество» состоит из трёх блоков: блок 1 «ритмические упражнения на середине зала», блок 2 «Партерный тренаж», блок 3 «Музыкально-дидактические игры». Продолжительность учебных занятий - 11 недель в первый год обучения и 11 недель во второй год обучения. Общее количество учебных недель в 1 модуле – 22.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

     Объем учебного времени, составляет 44 часа  аудиторной нагрузки.

Сведения о затратах учебного времени

1 год обучения

1 блок             2 блок          3 блок

модуля           модуля          модуля

2 год обучения

1 блок             2 блок          3 блок

модуля           модуля          модуля

Форма занятий

Групповой урок

Групповой урок

Групповой урок

Групповой урок

Групповой урок

Групповой урок

Аудиторная нагрузка (в часах)

6

8

8

6

8

8

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

-

-

-

-

-

-

Максимальная учебная нагрузка

6

8

8

6

8

8

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

  • Аудиторные занятия по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме групповых  занятий (от 5 до 20 человек).

Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут.

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Развитие духовных, творческих и интеллектуальных  способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области хореографического и музыкального искусства.

Задачи:

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие   внимания,  фантазии и воображения;

- воспитание творческой инициативы;

- устранение  излишнего мышечного напряжения, зажатости;

- создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку  ситуацию эмоционального благополучия,  психического и физического здоровья и успеха.

Структура программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и  содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

практические:

 - игры, тренинги как комплекс  упражнений, целью которых является  приобретение и закрепление определенных  навыков;

- творческие задания: практические (разучивание и исполнение движений) и устные (музыкально-ритмические сказки);

наглядные:

- просмотр видеозаписей и презентаций по конкретным темам;

- просмотр и посещение концертов и выставок   с обязательным обсуждением увиденного;

- просмотр творческих практических работ учащихся в различных видах деятельности;

репродуктивные:

 - участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и  фестивалях различного уровня;

частично-поисковые:

- совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;

- разработка экспромтов, импровизаций;

проблемные:

- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.

 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:  

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

 - наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.

Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;

- учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки);

- спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи);

- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе  занятий;

-помещение для хранения реквизита и бутафории;

- школьная библиотека.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 блок модуля

«Ритмические упражнения на середине зала»

Темы уроков

Вид учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

  Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

1

Хлопки – обычные, синкопированные в различных комбинациях.

Групповой урок

2

2

2

Притопы в различных комбинациях

2

2

3

Комбинирование хлопков и притопов.

2

2

4

Воспроизведение хлопками ритмической основы детских песен «В траве сидел кузнечик», «Во поле берёза стояла»

2

2

5

Воспроизведение хлопками и голосом ритмической основы детских песен «В траве сидел кузнечик», «Во поле берёза стояла»

2

2

6

Работа с предметами (мяч, платок)

2

2

Итого:

12

12

Второй блок модуля

«Партерный тренаж»

Темы уроков

Вид учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

1

Упражнения для стоп; упражнения на выворотность.

Групповойурок

4

4

2

Упражнения на развитие гибкости назад.

4

4

3

Упражнения на развитие гибкости вперед.

2

2

4

Силовые упражнения для мышц живота.

2

2

5

Силовые упражнения для мышц спины.

4

4

Итого:

16

16

Третий блок модуля «Музыкально-дидактические игры»

Темы уроков

Вид учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

1

Игра 1 «Музыкальный театр»

урок

2

2

2

Игра 2  «Весёлые подружки»

2

2

3

Игра 3 «Глашенька учит танцевать»

2

2

4

Игра 4 «Лесная прогулка»

2

2

5

Игра 5 «К нам гости пришли»

2

2

6

Игра 6 «Петушок»

2

2

7

Игра 7 «Тук-тук молотком»

2

2

8

Игра 8 «Передай ритм»

2

2

Итого:

16

16

III.        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

1 блок модуля

«Ритмические упражнения на середине зала»

Требования к уровню подготовки учащихся

Основными навыками и умениями, которые должны приобрести дети, являются:

- знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- первичные знания о простых музыкальных формах;

- представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами, хлопками, притопами;

- умение согласовывать движения со строением музыкального про-изведения;

- навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;

- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.

По окончанию 1 блока модуля «Музыкально-танцевальное творчество» дети должны научиться выполнять следующие задания:

  1. Хлопки – обычные, синкопированные в различных комбинациях.
  2. Притопы в различных комбинациях
  3. Комбинирование хлопков и притопов.
  4. Воспроизведение хлопками песен «В траве сидел кузнечик», «Во поле берёза стояла».
  5. Воспроизведение хлопками и голосом «В траве сидел кузнечик», «Во поле берёза стояла».
  6. Работа с предметом  (мяч, платок).

Второй блок модуля

«Партерный тренаж»

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе освоения учебного предмета обучающийся должен приобрести следующие знания, умения и навыки:

-знание анатомического строения тела;

-знание приемов правильного дыхания;

-знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;

-знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;

-умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

-умение сознательно управлять своим телом;

-умение распределять движения во времени и пространстве;

-владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;

-навыки координации движений.

         По окончанию 2 блока модуля «Музыкально-танцевальное творчество» дети должны научиться выполнять следующие упражнения:

- упражнения для стоп; упражнения на выворотность:

  • сидя на полу: сокращение и вытягивание стоп по 6 позиции одновременно и поочередно;
  • наклоны корпуса вперед с вытянутыми руками вперед, возвращение в исходное положение;
  • упражнение «лягушка», «лягушка» с наклонами вперёд;
  • подтягивание ноги к груди в согнутом положении в колене, затем разворот ноги в тазобедренном суставе до пола, возврат в исходное положение.

- упражнения на развитие гибкости назад:

  • лежа на животе: подъем корпуса с отведением рук в стороны;
  • упражнение «корзинка»;
  • упражнение «кольцо»;
  • упражнение «мостик»;

- упражнения на развитие гибкости вперед:

  • сидя: ноги вместе, наклон вперед , достать животом до ног, спина прямая;
  • сидя на пятках: вытянуться и положить корпус вперед с руками;
  • стоя по 6 позиции: наклон корпуса к ногам, задержаться;

- силовые упражнения для мышц живота:

  • стойка на лопатках с руками и без;

работа в парах с мячом;

- силовые упражнения для мышц спины:

  • в парах: лежа на животе, подъем корпуса вверх, руки вытянуты вперед, партнер придерживает за ноги;
  • низкая планка;
  • лежа на животе: одновременный подъем противоположной ноги и руки.

Третий блок модуля

«Музыкально-дидактические игры»

Требования к уровню подготовки учащихся.

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.

Основными навыками и умениями, которые должны приобрести дети, являются:

- знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- первичные знания о простых музыкальных формах;

- представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;

- умение согласовывать движения со строением музыкального про-изведения;

- навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;

- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.

По окончанию 3 блока модуля «Музыкально-дидактические игры» дети должны освоить следующий материал:

Игра 1. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

        Подготовительная работа:   подбор  ударных инструментов  (бубен,

        колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также

 сюжетов         сказок.

        Цель: активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

фантазии и тренировка памяти.

        Ход игры: 

дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.  

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас-Барабас  -  бубен,

                   Буратино – ксилофон,

                   Мальвина – колокольчик,

                   Пьеро – треугольник,

                   Артемон – трещотка на сильную долю такта.

* Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

Игра 2. «ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»

         

        Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

        Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

        Ход игры: 

фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

        «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

        (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

         Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

        рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы

 также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

Игра 3.«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»

        Цель: развитие чувства ритма.

        Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском

        стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться

        вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по

 краю сарафана.

Ход игры: 

«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).  

        Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

Игра 4. «ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

        Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,

        металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

        Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.

        Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

        белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры: 

дети  разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

        «Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут  

        погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание

        металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»

        Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

        последовательности.  «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

Игра 5. «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Цель:   развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).  Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

        Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

Игра 6. «ПЕТУШОК»

Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры:

Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка  –  длинным движением.

Игра 7. «ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»

        Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

        Ход игры: 

        выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.

        Тук-  тук, мо - лот - ком

        мы по – стро - им но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

        Как усложнение:

        1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

        партию по строчкам песни;

        2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

        палочкой по треугольнику.

Игра 8. «ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

        Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную  и итоговую аттестации учащихся и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчёта. Формы промежуточной и итоговой аттестации:

первый блок модуля: итоговый открытый урок;

второй блок модуля: итоговый открытый урок;

третий блок модуля: итоговый открытый урок.

Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные контрольные уроки по разделам программы (текущий контроль). 

Итоговая аттестация проводится в форме открытого урока (творческого показа).

Критерии оценки

По результатам текущей и промежуточной аттестации 1-2 месяцов обучения рекомендуется знания оценивать по безотметочной системе (систему оценивания преподаватель может придумать свою, например, наклейка, значок  или бумажные медальки «разных достоинств»):

3 значка – отлично;

2 значка – хорошо;

1 значок – удовлетворительно.

По результатам итоговой аттестации знания оцениваются: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки) разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические  рекомендации  педагогическим  работникам

На занятиях  педагог своей главной задачей должен ставить не обучение  танцу или ритмике, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого  мышления). Необходимо  рассматривать каждого учащегося  как   личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей.

Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 4-6 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства,  перво-ощущения, перво-эмоцию,  перво-взгляд.

Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать  с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения.

Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».

Главная задача первого блока модуля для преподавателя: создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом которых является участие в открытом уроке.

 Второй блок модуля предполагает формирование у учащихся пластичности, гибкости, выносливости.

 Третий блок модуля  подразумевает  введение в игру элементов музыкального искусства.      

VI.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» —  Санкт-Петербург, 2000.
  2. Ветлугина Н.А.— «Музыкальное развитие ребенка» Москва, 1967.
  3. Ветлугина Н.А.— «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва, 1989.
  4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение детей дошкольного возраста» — Москва, 1984.
  5. Радынова О.П. «Методика музыкального воспитания в детском саду» —  Москва, 2000.
  6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» — Ярославль, 1996.
  7. Михайлова М.А., Горбина Е.В. «Поем, танцуем, играем дома и в саду» — Ярославль, 1996.
  8. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» — Москва, 1960.
  9. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» — Москва,
  10. 2006.
  11. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — Москва 2004.
  12. Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» — Москва, 2006.
  13. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» — Москва, 2004.
  14. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» — Москва,, 1982.
  15. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» — Москва, 1990.
  16. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки» — Санкт-Петербург, 2007.

                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа раннего эстетического развития «ИСКУССТВО»

МОДУЛЬ 3

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Учебный предмет

«Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации: 2 года

(стартовый уровень)

Авторы-составители:

Горобец В.Н., преподаватель

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»,

Дульщикова Ю.А., зав.уч.частью

МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Шацк 2022 год

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

-  Срок реализации программы учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени; 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи программы учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета;

II.        Учебно-тематический план

III.    Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам        

IV.        Требования к уровню подготовки учащихся         по направлениям        

V.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

VI.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VII.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература;

- Учебная литература;

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», его место

и роль в образовательном процессе.

Модуль «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

        Модуль «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» предназначен для групп детей дошкольного возраста.

        Актуальность содержания данного модуля обусловлена необходимостью развития творческих способностей детей в раннем возрасте и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.  

        Модуль имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

        Основной принцип, лежащий в основе модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.  Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство. Рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы  составляет 2 часа.

Рекомендуемая продолжительность урока -  30 минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», - от 4 до 6  лет.

Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное творчество»

При реализации модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»,  программы «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий составляет 11 недель в первом году обучения, по 2 часа в неделю и 11 недель во втором году обучения, по 2 часа в неделю, из них – 22 часа – аудиторная нагрузка в первом году обучения и 22 часа во втором году обучения. Общая аудиторная нагрузка по двум годам обучения составляет 44 часа.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»

Год обучения

1 год обучения

2 год обучения

Аудиторная нагрузка (в часах)

22

22

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

0

0

Максимальная учебная нагрузка

22

22

Форма проведения учебных занятий

        Занятия проводятся в групповой форме, численность в группе - от 5 до 20 человек. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.

Цель и задачи программы модуля.

Целью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности.

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
  • воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками.

Обоснование структуры модуля, программы учебного предмета

Учебный предмет содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
  • распределение учебного материала по темам;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения.

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

        Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации модуля, учебного предмета.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план модуля

«Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

1.

Знакомство с красками, кистью

1

2.

«Цветик-семицветик»

4

3.

«Веточка рябины»

4

4.

«Хохломская роспись»

4

5.

«Рисуем листок»

4

6.

«Осенний ковёр»

4

7.

«Рыбки в аквариуме»

4

8.

«Волшебная птица»

4

9.

«Завиток»

3

10.

Лепка. «Дед Мороз»

4

11.

Аппликация «Полёт в космос»

4

12.

«Цветочный сад»

4

ИТОГО:

44

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

        В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.

  1. Знакомство с красками, кистью. Семь цветов радуги. Цель – научить ровно накладывать цвет. Материал: бумага, кисти, акварельные краски.
  2. «Цветик-семицветик». Раскрашивание лепестков. Цель – приобретение умения выполнять поставленную задачу. Материал: бумажные заготовки цветов, кисти, акварельные краски.
  3. «Веточка рябины». Работа в материале. Цель – умение пластично работать в материале. Материал: пластилин, картон.
  4. «Хохломская роспись». Простейшая роспись на золотом фоне. Цель – знакомство с декоративным искусством. Материал: бумажные заготовки с золотистым фоном, краски, карандаши.
  5. «Рисуем листок». Цель – научиться передавать сложную форму, аккуратно закрашивать. Материал: бумага, кисти, акварельные краски.
  6. «Осенний ковёр». Аппликация. Цель – научиться красиво подбирать листья, создавать узор из них. Материал: картон, листья деревьев, кисти, клей.
  7. «Рыбки в аквариуме». Упражнение в смешивании красок. Цель – научиться правильно смешивать краски. Материал: бумага, кисти, краски.
  8. «Волшебная птица». Цель – с помощью рисования научиться создавать сказочный образ, закрепить навык закрашивания изображений. Материал: Бумага, краски, цветные карандаши.
  9. «Завиток». Декоративное рисование. Цель – научиться украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (цветки, листья, мелкие завитки). Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски.
  10. «Дед Мороз». Лепка. Цель – научиться передавать образ героя, приобретение умения создавать мелкие детали. Материал: пластилин, стеки, дощечки.
  11. «Полёт в комсос». Аппликация. Цель – научиться аккуратно вырезать из бумаги, сложенной вдвое, получая одинаковые с обеих сторон формы; развитие чувства композиции. Материал: набор цветной бумаги, ножницы, кисти, клей.
  12. «Цветочный сад». Цель – научиться передавать особенности весенних цветов (форма, строение цветов, листьев, лепестков). Материал: бумага, кисти, краски, цветные карандаши.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество».

В конце обучения дети должны знать и уметь:

В области композиционной организации изображения:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь рисовать линии разного направления и характера.

В области цвета:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах.

В области передачи пространства:

  • элементарно изображать замкнутое пространство.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ – в конце модуля. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в выставках.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к изобразительному  искусству, к занятиям художественным творчеством;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном  состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала.

Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски. Для работы в области лепки детям предлагают пластилин, глину и соленое тесто. Для аппликаций используется цветная бумага.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла.

В работе должны быть задействованы по возможности  все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (живопись).

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце модуля готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Учебное помещение должно иметь свободное пространство для игр и перформанса. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1991
  3. Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929
  4. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961
  5. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975
  6. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971
  7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.,1975
  8. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986  
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1987
  10.  Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. – 1993: №3
  11.  Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся.  М., 2002
  12.  Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 1914
  13.  Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М., 1979
  14.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М.,1987
  15.  Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –М., 1981
  16.  Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981
  17.  Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,1983
  18.  Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985              

19. Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2003.

20. Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.-  Минск, «Попурри», 2003

21. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991

22. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М., 1969

23. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981

Список учебной литературы

Еременко Т. Вышивка. Техника. Приемы. - Изделия. М., АСТ-пресс, 2000

Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», 2007

Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы живописи». Обнинск,  «Титул», 1996

Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010

Средства обучения

Для достижения успешного результата в освоении модуля «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  • наглядные методические пособия по темам;
  • динамические таблицы;
  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
  • интернет – ресурсы;
  • репродукции работ художников.

Вспомогательные материалы

  • карточки различных типов;
  • таблицы;
  • портреты;
  • музыкальные инструменты;
  • репродукции;
  • справочные материалы;
  • полуоформленный материал (емкости, коробки разных форм и цветов, фольга, стружка, шерсть, лоскутный материал и т.д.).



Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модульной программы

раннего эстетического развития «Искусство» (2 года)

Утверждаю

Директор МБУ ДО

«Шацкая ДШИ»

Лунина О.М.____________

"____" _______________ 20         г.

МП

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование учебных предметов

 

Максимальная учебная нагрузка

Самост. работа

Аудиторные занятия

(в часах)

Промежуточная аттестация

(по учебным полугодиям)

Распределение по годам, модулям

Трудоемкость в часах

 Трудоемкость в часах

Групповые занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

контрольные

уроки по полугодиям (модулям)

Экзамены по полугодиям

1 год

2 год

1 модуль

2 модуль

3 модуль

1 модуль

2 модуль

3 модуль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Структура и объем ОП

128

0

128

Количество недель аудиторных занятий

Количество недель аудиторных занятий

    11           10          11

  11              10            11

Обязательная часть

128

0

128

Недельная нагрузка в часах

Недельная нагрузка в часах

М.1 УП.01

«Ритмика и танец»

44

0

44

-

-

1 модуль

-

2

-

-

2

-

-

М.2 УП.02

«Театральные игры»

40

0

40

-

-

2 модуль

-

-

2

-

-

2

-

М.3 УП.03

«Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»

44

0

44

3 модуль

-

-

-

2

-

-

2

  1. При реализации программы «Искусство» устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия, от 5 до 20 человек
  2.  Объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю по учебным предметам за весь период обучения планируется следующим образом:

- Модуль 1 «Ритмика и танец» - 2 часа в неделю, продолжительность модуля 11 недель в первом классе и 11 недель во втором классе;

- Модуль 2 «Театральные игры» - 2 часа в неделю, продолжительность модуля 10 недель в первом классе и 10 недель во втором классе;

- Модуль 3 «ИЗО и ДПИ» - 2 часа в неделю, продолжительность модуля 11 недель в первом классе и 11 недель во втором классе.

Бюджет времени в неделях

Год обучения

Аудиторные занятия, в т.ч.

промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (экзаменационная)

Резерв учебного времени

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1

32

1

-

1

18

52

2

32

1

-

1

18

52