"Нотная грамота для начинающих "

Данная работа представляет собой конспект лекции  для дистанционного занятия по фортепиано.  В материале лекции, адресованном начинающим исполнителям, рассматриваются некоторые элементы нотной грамоты,  приводятся ссылки на ЭОР,  использование которых помогает  раскрыть тему занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл notnaya_gramota_.docx15.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нотная грамота для начинающих.

Материал данной лекции адресован начинающим исполнителям  и посвящён изучению нотной грамоты.

Нотная грамота – не такая уж сложная наука. И если изучать все её премудрости прилежно и последовательно, то в скором времени игра  по нотам станет  таким же обычным действием, как и чтение книг. Хорошо разбираясь в нотном тексте, не надо никого просить, а можно сесть и самостоятельно выучить по нотам всё (или почти всё), что хочется. Тем более, в наше время в интернет- пространстве можно найти  ноты практически любой музыки.

Итак, повторяем азы нотной грамоты.

1. Ноты 1-ой октавы.

Этот  материал адресован ребятам, которые уже хорошо изучили запись нот 1-й октавы  и учатся играть по нотам несложные мелодии. Предлагаю закрепить свои знания  и посмотреть три коротеньких видео:

1. Повторяем ноты 1-ой октавы (поём, играем на ф-но и учимся записывать) https://www.youtube.com/watch?v=H1e4Ipl42fg&feature=emb_logo

2.  Видео с музыкальными ребусами и загадками

https://www.youtube.com/watch?v=li0Txrb8S6I

3. Видео с музыкальными сказками и стихами

 https://www.youtube.com/watch?v=LkY5EmqednE

2  Ключи

Как понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане? Для этого надо разбираться в ключах, стоящих в начале каждой нотной строчке. Именно ключ указывает место определённой (главной) ноты на нотном стане, и от этой ноты отсчитываются все остальные ноты. Для записи ф-ной музыки используются два основных ключа – скрипичный и басовый. Но имейте ввиду, что существуют и другие ключи, например, - альтовый (для записи  музыки для тромбона), сопрановый (для вокальной музыки) и т.д. По ссылке прочитайте ещё раз материал, в конце которого предлагается поиграть: программа показывает  ключ, а вы определяете его название:

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=182&lang=ru

В дополнение к предыдущему материалу предлагаю статью с  более полным списком  существующих ключей. В конце  статьи – музыкальная игра.

Ключи. Обзор - Теория музыки (music-theory.ru)

3. Знаки альтерации.

Предлагаю вспомнить, что такое тон-полутон и что означают знаки повышения и понижения звука (знаки альтерации).

https://www.youtube.com/watch?v=DIrUkmXkty4&feature=emb_rel_pause

4. Длительности.

Не разбираясь в длительностях и путаясь в ритме, невозможно сыграть ни одну мелодию. Какие существуют названия музыкальных длительностей и как различать их в нотах?

1.Видео с объяснением длительностей и игрой «Идут отряды – звукоряды» (на очных занятиях мы её тоже используем с начинающими)

https://www.youtube.com/watch?v=z7AqyFI-GZs

2.  Видео для закрепления длительностей (хлопаем и поём, затем проигрываем со словами)

https://www.youtube.com/watch?v=X6sbjZdjSng

3. Сказки любят и дети и взрослые!  Видео  со сказкой про длительности:

https://www.youtube.com/watch?v=omeK16dZ4Kg

5. Синкопы и триоли.

Осваиваем чуть более сложные ритмы – синкопу и триоли.  Примерно со 2-го  года обучения с данными ритмическими фигурами  сталкиваются все ребята, занимающиеся на фортепиано  

Использование синкопы делает  мелодию более интересной и красивой. Это обязательный элемент джазовой и лёгкой музыки. В классической музыке синкопа встречается тоже довольно часто. Синкопу надо распознавать на слух, видеть её в нотах и уметь исполнять.

Предлагаю 2 материала для изучения синкопы. В 1-ом – теория с примером.  Во 2-м (интерактивном) – практика.

 Синкопа - Теория музыки (music-theory.ru)

Акцент и синкопа, Ноты, аккорды, тексты, скачать, лучшие песни, Аккорд для музыкантов-любителей, песня (muzon-muzon.ru)

Триоли, так же как и синкопы, делают ритм мелодии  более разнообразным и интересным. Обычно ритмические доли делятся на 2 или 4 части (вспомните восьмые и шестнадцатые).  А триоли образуются от деления основной доли на три части. Вот такая музыкальная математика!

Посмотрите материал на тему «триоли»  и послушайте примеры.  В статье упоминаются  и другие разновидности деления долей, которые тоже могу встречаться в вашем фортепианном репертуаре (например, квинтоль)

Триоли - Теория музыки (music-theory.ru)