Постановка голоса и работа над репертуаром в вокальном ансамбле

Норицына Анна

Статья педагога доп. образования

Норицыной Анны Николаевны

Тема: «Постановка голоса и работа над репертуаром в вокальном ансамбле»

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадный вокал - полноценный предмет вокальной педагогики, так как голос – самый естественный, но при этом сложный и нежный музыкальный инструмент, которым надо учиться пользоваться.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистичного настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Работа над постановкой голоса

Задача руководителя вокального коллектива заключается в привитии учащимся основных певческих навыков. Эта задача разрешима, если педагог имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и уделяет вокальной работе серьезное внимание.

Основными разделами певческих навыков являются:

1. Певческая установка.

2. Распевание

3. Певческое дыхание

4. Звукообразование.

1.Певческая установка.

Певческая установка – это правильное положение корпуса, шеи и головы поющего, способствующее образованию хорошего певческого звука. Наиболее естественным для пения является положение «стоя». В таком положении учащиеся находятся во время выступления на концертах, а также на распевании. Положение корпуса должно быть спокойным, поющие должны стоять прямо, не сутулясь, грудь выдвинута немного вперёд. Прямое положение головы обусловливает полную свободу гортани и мышц шеи, что совершенно необходимо для правильного звукообразования. Положение мышц лица должно быть также спокойным, все мышцы должны быть свободны от всякого напряжения. Всё занятие, кроме распевания, проводится сидя, особенно разучивание произведений, но все условия выполняются, как при позиции «стоя». Нужно следить, чтобы поющие не клали ноги одна на другую, так как зажимаются мышцы живота, участвующие в певческом дыхании.

2. Распевание.

Распеванию в ансамбле придаётся большое значение. Оно нужно для того, чтобы подготовить певцов к репетиции или к концертному выступлению. Распевание проводится в течение 10 - 20 минут. Распевание ансамбля можно сравнить с разыгрыванием у инструменталистов и разминкой у спортсменов. Распевание разогревает голос и даёт возможность без усилий добиться более высокого художественного результата. При распевании нужно выпевать отдельные гласные, чтобы добиться единой певческой позиции. Распевание служит также выравниванию голосовых регистров и формированию певческих навыков, выработке чистоты интонации и ритмики, расширяет репертуарные возможности в коллективе.

Основные цели распевания:

1. Подготовка голоса к певческой деятельности;

2. Распевание способствует постановке голоса, расширению певческого диапазона у каждого певца и всего певческого коллектива;

3. При распевании у певцов вырабатывается правильное певческое дыхание, которое является основой пения;

4. Распевание помогает работе над строем, метроритмом, ансамблевостью, артикуляцией, дикцией, динамической нюансировкой и штрихами;

5. С помощью распевания расширяются музыкальные возможности коллектива;

6. Распевание служит развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, способствует развитию музыкальной грамотности.

Распевание должно проводиться систематически и целенаправленно, только в таком случае вырабатываются вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Только благодаря распеванию можно добиться необходимости напевности, льющегося, протяжного звука.

3. Певческое дыхание.

Дыхание играет важнейшую роль в пении. Оно является источником звука и обусловливает качество пения как со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.

Певческое дыхание отличается от обычного тем, что в обычном дыхании вдох и выдох совершаются независимо от нашей воли, в певческом же дыхании оно регулируется сознанием поющего.

Основным типом певческого дыхания является межрёберно – диафрагматическое. При этом дыхании диафрагма из куполообразного состояния переходит в плоское и расширяет грудную клетку в стороны и вперёд, за счет выдвижения передней стенки живота. Это дыхание признано наилучшим для певческих целей, так как создаёт все условия для получения доброкачественного звука. Если певец поднимает плечи или дышит грудью – голос его быстро утомляется, качество звука ухудшается. Вдох может быть через нос или через нос и рот одновременно. Это зависит от темпа произведения. Спокойный и полный вдох при пении медленных произведений, и короткий и неполный при исполнении быстрых произведений. Нужно прививать участникам коллектива манеру безшумного вдоха.

Основным требованием получения доброкачественного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его. На каждое конкретное задание требуется определённое количество воздуха. Когда высокая тесситура – тратится больше воздуха, на низкую – гораздо меньше. Дыхание певца всегда должно быть активным, вялое дыхание ухудшает качество звука.

4. Звукообразование.

Большим недостатком считается крикливое пение. «Глубоко заблуждается тот, кто считает крик за пение» - С.В.Попов. Крикливое пение искажает тембр голосов, нарушается интонация, отрицательно влияет на выразительность исполнения. Кроме того, наносит голосам поющих непоправимый вред. Певцы должны петь без всякой форсировки.

Для правильного звукообразования нужно хорошо формировать гласные звуки. Искажённое формирование гласных приводит к плохому, некрасивому звучанию певцов или коллектива. Качество гласных зависит от раскрытия рта и положения языка во рту. Рот должен раскрываться за счёт свободного движения нижней челюсти, язык должен лежать плоско, касаясь кончиком передних зубов нижней челюсти. Он должен быть

мягким, без напряжённости, такое положение языка создаёт благоприятные условия для певческого положения гортани.

Гласные должны пропеваться прикрытым звуком, что даёт возможность расширить диапазон за счет звуков головных резонаторов. Округление звука и одинаковая манера формирования гласных является основой слияния голосов в однотембровое звучание. Важной стороной правильного пения является манера ведения звука. Голос должен звучать ровно, без дрожания и покачивания, звук должен выходить плавно, без толчков и дрожания.

Педагог, умеющий петь должен постоянно показывать своим голосом исполнение той или иной фразы. Показ играет большую роль для быстрого достижения цели. К певческим навыкам, связанным со звукообразованием – относится дикция. Дикция – это вокально- технический навык, позволяющий певцам вокального коллектива отчетливо произносить слова и донести до слушателя литературный текст исполняемого произведения. Основой дикции является согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения при произношении слов в пении или речи называются артикуляцией. Педагог должен развивать у певцов активную артикуляцию, добиваясь лёгкости и свободы произношения. Пение осуществляется в основном на гласных звуках и необходимо добиваться единую манеру формирования гласного с правильным положением рта, губ и языка. Согласные в пении нужно произносить очень кратко, чтобы не нарушалась вокальная линия, которая основывается на гласных звуках. Если согласные звуки подчёркиваются, теряется певучесть и пение приближается к декламации. Во время распевания педагог должен неустанно следить за правильными певческими навыками своих учеников.

Работа над репертуаром

Также как и работа над постановкой голоса в вокальном коллективе большое значение имеет подбор репертуара. Репертуар коллектива зависит от художественного вкуса руководителя, но и сами участники коллектива должны участвовать в оценке исполняемого произведения. Репертуар должен отличаться высокими художественными качествами. Отобранные произведения должны быть доступны для данного исполнительского коллектива.

Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых не так просто освободиться.

Если произведение вовсе незнакомо ученикам, надо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно, чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.

Для того чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.

Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения.

В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь, транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.

Работа над репертуаром должна проводиться по принципу: от простого к сложному, таким образом, будет расти исполнительский уровень коллектива. Репертуар должен быть разнообразным: классические произведения, народные песни, песни современных композиторов, а также зарубежных композиторов. Обязательно включать в репертуар произведения a capella – это наиболее трудный вид исполнительства. При пении а capella наиболее полно выявляются звучность ансамбля, его строй, нюансировка, чистота интонации. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют. Хорошая музыка, хорошие слова – всё это задевает тонкие струны детских сердец, и вот уже круг музыкальных образов захватывает ребёнка; также репертуар коллектива нужно подбирать так, чтобы его можно было использовать в концертно – исполнительской деятельности.

Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного коллектива и подобрать произведение, которое будет наиболее полезно ученикам на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.

Выступление в концертах имеет большое значение для вокального коллектива и солистов. Концерты – это своего рода экзамен на художественную зрелость, они доставляют детям эстетическое удовлетворение, пробуждают у них понимание общественной значимости своей деятельности и воспитывают ответственное отношение к ней. Всё это важно для успешной работы коллектива. Доброжелательное отношение, тёплый приём зрителей воспитывает у молодых артистов желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Многие дети, особенно в младших классах боятся сцены, а когда они часто выходят на сцену, они перестают бояться, и концерт для них превращается в праздник. Детей младших классов нужно чаще хвалить, чтобы воспитать у них уверенность в себе. Концертная деятельность делает работу коллектива интересной, радостной. Можно назвать несколько функций концертной деятельности: познавательная, эстетическая, развлекательная, психологическая, стимулирующая функции, благодаря которым мы получаем из ребёнка гармонически развитую личность с духовно богатым внутренним миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья педагога доп. образования

                                                                                         Норицыной Анны Николаевны

Тема: «Постановка голоса и работа над репертуаром в вокальном ансамбле»

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадный вокал - полноценный предмет вокальной педагогики, так как голос – самый естественный, но при этом сложный и нежный музыкальный инструмент, которым надо учиться пользоваться.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистичного настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Работа над постановкой голоса

Задача руководителя вокального коллектива заключается в привитии учащимся основных певческих навыков. Эта задача разрешима, если педагог имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и уделяет вокальной работе серьезное внимание.

Основными разделами певческих навыков являются:

1. Певческая установка.

2. Распевание

3. Певческое дыхание

4. Звукообразование.

1.Певческая установка.

Певческая установка – это правильное положение корпуса, шеи и головы поющего, способствующее образованию хорошего певческого звука. Наиболее естественным для пения является положение «стоя». В таком положении учащиеся находятся во время выступления на концертах, а также на распевании. Положение корпуса должно быть спокойным, поющие должны стоять прямо, не сутулясь, грудь выдвинута немного вперёд. Прямое положение головы обусловливает полную свободу гортани и мышц шеи, что совершенно необходимо для правильного звукообразования. Положение мышц лица должно быть также спокойным, все мышцы должны быть свободны от всякого напряжения. Всё занятие, кроме распевания, проводится сидя, особенно разучивание произведений, но все условия выполняются, как при позиции «стоя». Нужно следить, чтобы поющие не клали ноги одна на другую, так как зажимаются
мышцы живота, участвующие в певческом дыхании.

2. Распевание.

Распеванию в ансамбле придаётся большое значение. Оно нужно для того, чтобы подготовить певцов к репетиции или к концертному выступлению. Распевание проводится в течение 10 - 20 минут. Распевание ансамбля можно сравнить с разыгрыванием у инструменталистов и разминкой у спортсменов. Распевание разогревает голос и даёт возможность без усилий добиться более высокого художественного результата. При распевании нужно выпевать отдельные гласные, чтобы добиться единой певческой позиции. Распевание служит также выравниванию голосовых регистров и формированию певческих навыков, выработке чистоты интонации и ритмики, расширяет репертуарные возможности в коллективе.

Основные цели распевания:

1. Подготовка голоса к певческой деятельности;

2. Распевание способствует постановке голоса, расширению певческого диапазона у каждого певца и всего певческого коллектива;

3. При распевании у певцов вырабатывается правильное певческое дыхание, которое является основой пения;

4. Распевание помогает работе над строем, метроритмом, ансамблевостью, артикуляцией, дикцией, динамической нюансировкой и штрихами;

5. С помощью распевания расширяются музыкальные возможности коллектива;

6. Распевание служит развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, способствует развитию музыкальной грамотности.

Распевание должно проводиться систематически и целенаправленно, только в таком случае вырабатываются вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Только благодаря распеванию можно добиться необходимости напевности, льющегося, протяжного звука.

3. Певческое дыхание.

Дыхание играет важнейшую роль в пении. Оно является источником звука и обусловливает качество пения как со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.

Певческое дыхание отличается от обычного тем, что в обычном дыхании вдох и выдох совершаются независимо от нашей воли, в певческом же дыхании оно регулируется сознанием поющего.

Основным типом певческого дыхания является межрёберно – диафрагматическое. При этом дыхании диафрагма из куполообразного состояния переходит в плоское и расширяет грудную клетку в стороны и вперёд, за счет выдвижения передней стенки живота. Это дыхание признано наилучшим для певческих целей, так как создаёт все условия для получения доброкачественного звука. Если певец поднимает плечи или дышит грудью – голос его быстро утомляется, качество звука ухудшается. Вдох может быть через нос или через нос и рот одновременно. Это зависит от темпа произведения. Спокойный и полный вдох при пении медленных произведений, и короткий и неполный при исполнении быстрых произведений. Нужно прививать участникам коллектива манеру безшумного вдоха.

Основным требованием получения доброкачественного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его. На каждое конкретное задание требуется определённое количество воздуха. Когда высокая тесситура – тратится больше воздуха, на низкую – гораздо меньше. Дыхание певца всегда должно быть активным, вялое дыхание ухудшает качество звука.

4. Звукообразование.

Большим недостатком считается крикливое пение. «Глубоко заблуждается тот, кто считает крик за пение» - С.В.Попов. Крикливое пение искажает тембр голосов, нарушается интонация, отрицательно влияет на выразительность исполнения. Кроме того, наносит голосам поющих непоправимый вред. Певцы должны петь без всякой форсировки.

Для правильного звукообразования нужно хорошо формировать гласные звуки. Искажённое формирование гласных приводит к плохому, некрасивому звучанию певцов или коллектива. Качество гласных зависит от раскрытия рта и положения языка во рту. Рот должен раскрываться за счёт свободного движения нижней челюсти, язык должен лежать плоско, касаясь кончиком передних зубов нижней челюсти. Он должен быть мягким, без напряжённости, такое положение языка создаёт благоприятные условия для певческого положения гортани.

Гласные должны пропеваться прикрытым звуком, что даёт возможность расширить диапазон за счет звуков головных резонаторов. Округление звука и одинаковая манера формирования гласных является основой слияния голосов в однотембровое звучание. Важной стороной правильного пения является манера ведения звука. Голос должен звучать ровно, без дрожания и покачивания, звук должен выходить плавно, без толчков и дрожания.

Педагог, умеющий петь должен постоянно показывать своим голосом исполнение той или иной фразы. Показ играет большую роль для быстрого достижения цели. К певческим навыкам, связанным со звукообразованием – относится дикция. Дикция – это вокально- технический навык, позволяющий певцам вокального коллектива отчетливо произносить слова и донести до слушателя литературный текст исполняемого произведения. Основой дикции является согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения при произношении слов в пении или речи называются артикуляцией. Педагог должен развивать у певцов активную артикуляцию, добиваясь лёгкости и свободы произношения. Пение осуществляется в основном на гласных звуках и необходимо добиваться единую манеру формирования гласного с правильным положением рта, губ и языка. Согласные в пении нужно произносить очень кратко, чтобы не нарушалась вокальная линия, которая основывается на гласных звуках. Если согласные звуки подчёркиваются, теряется певучесть и пение приближается к декламации. Во время распевания педагог должен неустанно следить за правильными певческими навыками своих учеников.

Работа над репертуаром

Также как и работа над постановкой голоса в вокальном коллективе большое значение имеет подбор репертуара. Репертуар коллектива зависит от художественного вкуса руководителя, но и сами участники коллектива должны участвовать в оценке исполняемого произведения. Репертуар должен отличаться высокими художественными качествами. Отобранные произведения должны быть доступны для данного исполнительского коллектива.

Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых не так просто освободиться.

Если произведение вовсе незнакомо ученикам, надо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно, чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.

Для того чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.

Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения.

В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь, транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.

Работа над репертуаром должна проводиться по принципу: от простого к сложному, таким образом, будет расти исполнительский уровень коллектива. Репертуар должен быть разнообразным: классические произведения, народные песни, песни современных композиторов, а также зарубежных композиторов. Обязательно включать в репертуар произведения a capella – это наиболее трудный вид исполнительства. При пении а capella наиболее полно выявляются звучность ансамбля, его строй, нюансировка, чистота интонации. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют. Хорошая музыка, хорошие слова – всё это задевает тонкие струны детских сердец, и вот уже круг музыкальных образов захватывает ребёнка; также репертуар коллектива нужно подбирать так, чтобы его можно было использовать в концертно – исполнительской деятельности.

Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного коллектива и подобрать произведение, которое будет наиболее полезно ученикам на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.

Выступление в концертах имеет большое значение для вокального коллектива и солистов. Концерты – это своего рода экзамен на художественную зрелость, они доставляют детям эстетическое удовлетворение, пробуждают у них понимание общественной значимости своей деятельности и воспитывают ответственное отношение к ней. Всё это важно для успешной работы коллектива. Доброжелательное отношение, тёплый приём зрителей воспитывает у молодых артистов желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Многие дети, особенно в младших классах боятся сцены, а когда они часто выходят на сцену, они перестают бояться, и концерт для них превращается в праздник. Детей младших классов нужно чаще хвалить, чтобы воспитать у них уверенность в себе. Концертная деятельность делает работу коллектива интересной, радостной. Можно назвать несколько функций концертной деятельности: познавательная, эстетическая, развлекательная, психологическая, стимулирующая функции, благодаря которым мы получаем из ребёнка гармонически развитую личность с духовно богатым внутренним миром.