Специальные музыкальные школы России (методический доклад) (Галаева Ю.С., Сыркашева О. Н.)

galaeva julia sergeevna

Краткий обзор системы специализированных музыкальных учебных заведений в РФ - на примере ЦСМШ при Московской Консерватории им П. И. Чайковского (г. Москва), филиала ЦСМШ "Сибирский" (г. Кемерово), Новосибирской ЦМШ при Новосибирской Консерватории им. М. И. Глинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_muz_shkoly_rossii_doklad_dekabr_2021.docx20.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Специальные музыкальные школы России»

Выполнили:

педагоги дополнительного образования

МХС ВИТА

Галаева Ю.С.,

Сыркашева О. Н.

Новокузнецк

2021

Современные специальные музыкальные школы России

Любой мыслящий педагог стремится воспитать настоящего, подлинного, большого музыканта, максимально раскрыть все заложенные природой в ребенка дарования. Нет большего профессионального счастья для наставника, чем видеть своего ученика уверенно идущим к вершине музыкального мастерства. Много талантливых детей приходят каждый год в музыкальные школы, школы искусств и кружки, но далеко не все способны к серьезному профессиональному обучению, преодолевать часто недетские трудности обучения игре на инструменте, выдерживать огромные физические и особенно психологические нагрузки. Такие ученики не могут и не должны идти вровень с остальными питомцами. Их способности того заслуживают.

Именно поэтому возникла потребность в специальных музыкальных школах для явно одаренных детей .Неформально, первой ССМШ стала одесская, основанная в 1933 году скрипичным педагогом П. С. Столярским. Юридически же первенство открытия принадлежало московской ССМШ, носящей наименование Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории (1935). Далее последовало открытие ССМШ при Ленинградской консерватории (1936), эту школу возглавил пианист С. И. Савшинский. В ленинградскую и московскую школы, располагавшие интернатами, приезжали способные дети со всего Союза. Ещё до Великой Отечественной войны появились десятилетки при Киевской и Тбилисской консерваториях. Во время войны (1943) была открыта Средняя специальная музыкальная школа при Свердловской консерватории. Затем, уже после войны, были учреждены школы и в других крупных городах страны, в частности ССМШ в Новосибирске (1970 г).

На 2016 год в РФ существовало девять таких школ (в их названиях не всегда содержится «ССМШ», и иногда из-за неунифицированности наименований возникают неоднозначности с общим числом заведений):

Москва, Центральная музыкальная школа (ЦМШ) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского;

Москва, Средняя специальная музыкальная школа им. Гнесиных;

Санкт-Петербург, Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова;

Уфа, Средний специальный музыкальный колледж (ССМК) Республики Башкортостан, до 2004 г. носил название «Средняя специальная музыкальная школа при УГИИ»;

Новосибирск, Средняя специальная музыкальная школа при Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки;

Екатеринбург, Уральский музыкальный колледж (школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского);

помимо вышеперечисленных, имеются ССМШ в Ростове и Казани при соответствующих консерваториях, а также Воронежская специальная музыкальная школа (колледж) (ранее - ССМШ при ВГИИ).

        Отличие школ такого типа заключается в том, что после их окончания ученики имеют достаточную подготовку для продолжения обучения в высших музыкальных учебных заведениях. Выпускникам же ДМШ и ДШИ нужно пройти ступень средних специальных учебных заведениях, училищ и колледжей. Соответственно, характер обучения в специализированных музыкальных школах намного более интенсивный. Неуспевающие отбраковываются, они не выдержат дальнейшей конкуренции, которая среди современных музыкантов высока, что бы ни говорили.

Обратимся к истории Центральной музыкальной школы при Консерватории им. П. И. Чайковского. В начале 30-х годов в Московской консерватории возникает немало перспективных начинаний. По инициативе и при энергичном участии Станислава Теофиловича Шацкого, ставшего директором консерватории в начале 1932 года, при ней были организованы Школа высшего художественного мастерства, Оперная студия, национальные студии, научно-исследовательский факультет. В пору его кратковременного руководства консерваторией происходят и существенные перемены в области начального профессионального обучения. Приблизительно в этот период ведущие профессора Московской консерватории начинают систематические занятия со специально отобранными талантливыми детьми, объединенными в Особую детскую группу. Среди её педагогов — выдающиеся музыканты и деятели отечественной культуры: пианисты А. Б. Гольденвейзер (по некоторым данным, именно ему принадлежала идея создания группы), К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. В. Шацкес, скрипачи К. Г. Мострас, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, виолончелисты С. М. Козолупов и Г. И. Пеккер, музыковед и композитор М. Р. Раухвергер и другие.

Помимо специальности и музыкально-теоретических дисциплин, воспитанники группы изучали общеобразовательные предметы по сокращенным программам. Музыкально-эстетическим воспитанием юных музыкантов занималась Валентина Николаевна Шацкая (Демьянова), руководство группой было поручено молодому театральному художнику Алексею Федоровичу Лушину, приглашенному С. Т. Шацким. Общий контроль ее деятельности осуществлял А. Б. Гольденвейзер, на которого, по распоряжению Наркома по просвещению А. С. Бубнова, возлагалась «непосредственная ответственность за всю работу по образованию» учеников Особой детской группы.

Особая детская группа с первых дней существования пользовалась всесторонней поддержкой государства. Для успешных занятий немногочисленной группы детей были созданы исключительно благоприятные условия. Так, несмотря на немалые трудности экономического положения страны в то время, воспитанникам Особой группы выплачивались большие стипендии и выдавались карточки государственного объединения розничной торговли. Власти пристально наблюдали за развитием нового начинания. 24 февраля и 27 апреля 1932 года состоялись смотры одаренных детей для руководителей партии, членов правительства и представителей музыкальной общественности. Концерты прошли успешно, и дело подготовки молодых исполнителей начало быстро развиваться.

        Историю ЦМШ нельзя назвать безоблачной. Далеко не всегда, судя по всему, создавались хорошие условия для занятий детей, учащиеся даже прозвали интернат на Бульваре генерала Карбышева, где они проживали, «козлятником»! здание школьного типа вмещало и аудитории для занятий общеобразовательными предметами, и репетитории для подготовки заданий музыкантов-исполнителей. Лишь в 2005 году  в январе реконструкция здания ЦМШ завершена полностью. Центральная музыкальная школа вернулась на своё прежнее место в полностью оборудованное всем необходимым для занятий музыкой здание.

        Новосибирская специальная музыкальная школа при Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки – еще одно учебное заведение для одаренных детей.

14 марта 1969 года в Новосибирске была открыта Средняя специальная музыкальная школа при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Инициатором создания школы выступил ректор Новосибирской консерватории профессор Л.Н. Шевчук. Плодами многолетних усилий многих педагогов-подвижников стала всемирная известность ряда воспитанников школы, которым рукоплещет восторженная публика многих стран Европы, Азии и Америки.

Среди них победители крупнейших Международных и Всероссийских конкурсов скрипачи Вадим Репин, Антон Бараховский, Максим Венгеров,Наталья Прищепенко, Илья Коновалов, Александр Тростянский, пианисты Мария Митина, Наталья Талдыкина, Татьяна Абрамова, Татьяна Черничка, Илья Рашковский, Полина Кондраткова, виолончелисты Александр Неустроев и Екатерина Базанова, гобоист Михаил Журавлев, кларнетисты Станислав и Данила Янковские, балалаечник Александр Марчаковский, домрист Андрей Кугаевский, баянист Роман Жбанов и другие.

В 2003 году в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации изменился статус школы — она стала федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)».

А с 2016 года — федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новосибирская специальная музыкальная школа».

        Филиал ЦСМШ в Кемерово (Кузбасс)

С целью обеспечения доступности образования в сфере культуры и искусства мирового уровня в г. Кемерово осенью 2019 года создан филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского “Сибирский”. Куратором «Сибирского» филиала является директор Московской ЦМШ, Заслуженный артист РФ, профессор  Пясецкий Валерий Владимирович. Филиал ставит своей целью воспитание музыкантов-исполнителей высочайшего мирового уровня. Помимо «Сибирского» филиала, открыты также филиалы в Калининграде и Владивостоке. Нет сомнений, что выпускники этих учебных заведений станут гордостью и культурным достоянием современной России, поднимут уровень исполнения и преподавания на более высокий профессиональный уровень.

Использована информация из источников:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральная_музыкальная_школа
  2. https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&clid=2271258&win=434&lr=237
  3. https://yandex.ru/search/?text=%D1%86%D1%81%D1%81%D0%BC%D1%88+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BC%D0%B3%D0%BA+%D0%B8%D0%BC+%D0%BF.%D0%B8+%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&clid=2271258&win=434&lr=237