Статья "Значение и особенности распевания в младшем хоре"

Мироненкова Надежда Михайловна

В статье рассматривается роль вокальных упражнений на занятиях младшего хора как неотъемлемой части развития вокально-хоровых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_osobennosti_raspevaniya_v_mladshem_hore.docx17.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение и особенности распевания в младшем хоре

Каждый руководитель хорового коллектива, будь то старший, младший,

профессиональный или любительский хор всегда начинает работу с распевания. Это просто необходимо, для того чтобы настроить, организовать и активизировать рабочий процесс. Все вокально-хоровые упражнения делятся на две категории. В первую входят упражнения, которые служат для настройки голосового аппарата, чаще являясь средством распевания, то есть разогрева связок.

Упражнения второй категории направлены на развитие и выработку определённых навыков и умений для свободного, непринуждённого звучания голоса, что способствует лучшему усвоению произведений. Упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности, систематичности и доступности.

Упражнения второй категории могут быть сформированы в зависимости от программного материала и наличия в нем технических трудностей, с которыми столкнулись исполнители во время разучивания конкретного

произведения на предыдущих занятиях.

Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей.

Упражнения по развитию основных вокально-хоровых навыков у

младших школьников могут быть разными, но все они в конечном результате подчинены единой цели:

«Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем, планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости». (Ю.Б. Алиев)

«В качестве вокально-тренировочных упражнений рекомендуется выбирать попевки, основанные на материале народных песен, выстраивая их в определённой последовательности по принципу постепенного увеличения количества звуков, входящих в попевку: на один звук, на два, на три и т.д.»

(Г.П. Стулова)

В младшем школьном возрасте весь процесс обучения должен проходить при условии непринуждённого обучения, с учетом особенностей возраста ребят и их потребности к игре. Здесь можно использовать различные движения, визуальный или слуховой интерес, важно подойти творчески к этому процессу. Будет ли ребёнку интересно и комфортно на уроке или нет, с желанием он придёт в следующий раз или нехотя – всецело зависит от учителя, от его интересной подачи материала, динамики урока, от эмоционально-художественной составляющей и творческой атмосферы в классе. Положительные эмоции, вызванные у ребят, помогут быстрее установить эмоциональный контакт, раскрыть их личностные качества (доброта, отзывчивость, уважение, дружба и т.д.). А высокий мотивационный потенциал игровой деятельности обеспечит вовлеченность учащихся в учебный процесс.

В ходе занятий может быть взят за основу следующий комплекс вокально-хоровых упражнений для выработки навыков:

– настройка ребят на певческую установку;

– артикуляционные упражнения;

– упражнения, направленные на преодоление дикционных трудностей;

-  скороговорки;

– работа над правильным вокальным дыханием;

– правильное звукообразование.

Распевание должно быть согласованно с вокальными возможностями хора и приёмами звукообразования.

Для плодотворной и качественной работы руководитель должен не только корректно планировать структуру урока, но и профессионально подходить к выбору составляющих компонентов занятия, который включает: музыкальный материал (разного вида упражнения, интересные, разножанровые песни с учетом возрастных особенностей детей), методы работы. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого и трудного, напряжение и разрядка делают хоровые занятия продуктивными и действенными.

Литература

1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – Москва, 2003. – 336 с.: нот.

2. Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2005. – 54 с.

3. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – Москва, 2002. – 176 с.: нот.