Доклад на тему: «Социально - исторические предпосылки развития музыкально- педагогической деятельности в Крыму на рубеже XX-XXI веков»

                            Музыкально - педагогическая деятельность Крыма предстает как особое, в определенном значении даже уникальное, эстетико - художественное явлен е в России, которое репрезентует процесс профессионального развития и формирования буквально всех видов искусства, распространненых на горизонтах южного края. Еще во время собственного возрождения был заложен мощнейший фундамент для дальнейшего становления музыкальной культуры, во всем ее богатстве и разнообразии. В высочайшей степени это связано с очень активной музыкальной деятельностью Крыма того времени. Это были и многочисленные концерты, и гастроли, приватные музыкальные творческие вечера, различные художественные выставки, зарождение музыкальных учебных заведений.

                            Настолько быстрое становление Крымского полуострова в этот этап стало реальной необходимостью воссоздать на его земле некий Парнас - место паломничества не только лишь с точки зрения оригинального климата и удивительных природных ландшафтов, но и бурлящей культурной среды. В свою очередь, последняя приумножилась благодаря визитам, с довольно долгим присутствием в Крыму, множества популярных адептов интелегенции конца XIX -  начала XX  века.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Социально - исторические предпосылки развития музыкально-

педагогической деятельности в Крыму на рубеже XX-XXI веков»

Музыкально - педагогическая деятельность Крыма предстаёт как особое, в определённом значении даже уникальное эстетико -художественное

явление в                России, которое репрезентирует процесс профессионального развития        и        формирования        буквально        всех обликов искусства, распространенных на горизонтах южного края. Ещё во время собственного возрождения был заложен мощнейший фундамент для дальнейшего становления музыкальной культуры во всем её богатстве и многообразии.

В высочайшей степени это было связано с очень активной концертной жизнью Крыма того времени. Это были и многочисленые концерты, и гастроли, приватные музыкальные вечера, различные художественные выставки, а еще появление первых обществ приверженцев искусства, зарождение музыкальных учебных заведений.

Настолько быстрое становление Крымского полуострова в этот этап стало реальной необходимостью воссоздать на его земле некий Парнас – место паломничества не лишь только с точки зрения оригинального климата и поразительных природных ландшафтов, но и бурлящей культурной среды. В свою очередь, последняя появилась как последствие первого и приумножалась в своём обилии благодаря множественным визитам с довольно длинным присутствием в Крыму множества популярных адептов интеллигенции конца ХІХ – начала ХХ века.

Так, в частности, Ялта к тому времени стала одним из больших и развитых населённых пунктов Крыма, с июня по август - резиденцией семьи Романовых и наиболее популярным курортом всей Русской империи. В связи с этим, перед городской думой каждый день возникал вопрос о том, каким образом можно было развлечь знатную публику приезжих и обогатить творческие порывы музыкальными и театральными выступлениями.

Следуя хронике тех времён, в 1898 году на сцене Ялтинского театра пел еще совсем юный Фёдор Шаляпин, а сопровождал ему приятель и грядущий общепринятый гений музыкальной культуры – пианист Сергей Рахманинов. Стоит обозначить, что как раз с этих южных выступлений в Ялтинском парковом зале стартовала головокружительная карьера обоих артистов. Аутентичный триумф и большущий отклик тут еще получили прошедшие весной 1898 года гастроли украинской театральной группы под управлением Н. Садовского с ролью Наталки – Полтавки М. Заньковецкой.

Позднее, в 1902 году, впоследствии трагедии, помещение первого Ялтинского городского театрального зала сгорело. На его пространстве была сооружена кратковременная арена.

Решить данную проблему помог актер императорских театров – киевский купец 1 гильдии, негоциант Семен Никодимович Новиков. Он предложил Ялтинской городской Думе свои услуги и, получив одобрение, 13 мая 1908 года заключил с ней контракт на постройку, которую, кстати, выполнил на должном высококачественном уровне и в срок.

В скором времени, уже в Новиковском театре перед публикой стали играть актеры самого высочайшего класса. Среди известных того времени оперных звезд можно назвать к примеру: С. Южину (сопрано), Д. Х. Южина (лирический тенор), О. Монске (колоратурное сопрано), Ф. К. Никольского (бас). Не считая оперных выступлений известных оперных певцов, зачастую проходили вечера симфонической музыки, в программу которых были  включены произведения К. Сен-Санса, М. Мусорского, Г. Венявского, А. Рубинштейна, А. Глазунова, К. Агренева - Славянского, В. Ребикова.

Одним из достопримечательностей южного побережья Крыма в начале 1900 – х годов являлся дом А. Спендиарова в Ялте. Частыми посетителями и гостями этого имения были известнейшие композиторы, актеры, архитекторы, писатели, которые приезжали в Крым для реализации своей творческой деятельности.

Среди них можно отметить таких композиторов как А. Андриевского, Ц. Кюи. Среди актеров это были выдающиеся деятели театрального искусства Ф. Шаляпин, Е. Збруева, Е. Мравина. Частым гостем среди писателей, которые жили и писали свои произведения в Ялте, был А.П. Чехов.

Равным образом роль культурного центра в то время играл и ялтинский дом С. В. Фортунатто, дочери В.В. Стасова. Он был специфическим храмом музыки, и как раз тут композитор Н.А. Римский - Корсаков в первый раз «в подлиннике» услышал истинную восточную музыку. Любовь к восточным мотивам композитор пронес через все свое творчество.

 «В начале 1902 года в Ялте жил А. П. Чехов, отдыхали Л. Н. Толстой, А. М. Горестный, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов и иные видные адепты российской творческой интеллигенции, под благотворным воздействием которых, районные любители искусства создали Ялтинский литературно -артистический кружок». В частности, С.В. Рахманинов, во время проживания в Крыму написал известное всему миру произведение – Концерт для фортепиано с оркестром. А после чего, уже перед отъездом за рубеж, как раз тут, на южном полуострове государства, состоялся и его прощальный концерт на родине.

Немаловажную роль в развитии музыкально - педагогической деятельности этого времени сыграл немецкий композитор Г. Альбрехт. До середины XX века он был особо тесно связан с музыкальной культурой Крымского полуострова и России. До времен войны Г. Альбрехт проживал и творил в г. Ялта. Хорошо был знаком с крымскими традициями и с культурой тех народов, которые проживали на полуострове.

Именно в Ялте, во время проживания на Южном берегу Крыма, Г. Альбрехт создал свой уникальный шедевр - оперу «Отче наш». Основная идея оперы – гонение на христиан и церковь со стороны большевиков. Совместно с В. Ребиковым, Г. Альберхт в годы гражданской войны активно участвовал в создании и строительстве Ялтинской консерватории. К сожалению, учитывая все сложности того исторического периода, проект строительства консерватории в г. Ялта не осуществился, и сведения о нем сохранились лишь только в виде упоминаний.  

С 1909 года одним из культурных курортов становится Коктебель, который считался своеобразной литературно - художественной колонией. «Некоторые дачевладельцы создавали в своих домах настоящие литературные и музыкальные кружки – дачи Манасеиных, Петровых, Волошиных, Вересаевых и Треневых – как яркие примеры литературно- поэтических кружков; дачи Карякиных, Дейш-Сионицких в летние месяцы действовали как музыкальные собрания и салоны».

В 1920-е гг. культурная и литературная жизнь летнего Коктебеля все более концентрировалась в усадьбе Волошиных, состоявшей тогда из двух больших двухэтажных домов и длинного одноэтажного флигеля, приспособленных для приема дачников.

В эти годы дом поэта Максимилиана Волошина постепенно превратился из традиционного литературно - художественного кружка в КОХУЭКС - Коктебельскую художественную экспериментальную студию.

Следует отметить, что Русское Музыкальное Общество играло очень важную роль в развитии музыкально-педагогической деятельности Крыма. Его основатель - А. Г. Рубинштейн, а его последователем был Ц.А. Кюи. Основная цель Русского Музыкального Общества – пропаганда и развитие музыкального искусства на полуострове, а также проведение масштабных концертов и мероприятий.

В целом можно отметить, что г. Ялта в этот период была главным ведущим центом всего Крыма. Безусловно, другие регионы тоже играли  немаловажную роль в развитии музыкально - педагогической деятельности. Частым гостем в Крыму был А. Н. Скрябин. Так же множество его произведений было создано именно в Крыму. Классическим примером этого вдохновения является его Вторая фортепианная соната, которая была написана композитором в Гурзуфе.

Важным событием для музыкально - педагогической деятельности Крыма является организация и создание музыкального Симферопольского кружка. 12 сентября 1880 года, министром внутренних дел Крыма был утвержден его устав. Уникальность Симферопольского кружка состояла в том, что все денежные средства, которые были собраны с концертных мероприятий, праздников перенаправлялись в различные организации на благотворительность.

В октябре 1908 года, княгиня А. А. Максутова, которая активно участвовала в развитии музыкально - педагогической деятельности Крыма, обратилась к главной дирекции Русского Музыкального Общества в г. Санкт - Петербурге, с просьбой и заявлением об создании такого общества в г. Симферополе. В том же году, разрешение на открытие музыкального общества было получено благодаря петербургскому губернатору В. В. Новицкому.

Таким образом, в январе 1909 г. под руководством С. В. Рахманинова состоялось торжественное открытие Музыкального общества в г. Симферополе, на базе которого функционировали первые в Крыму музыкальные классы. Они были созданы еще в 1883 году и обучение там было рассчитано на 6 лет.

По учебному уставу, несколько раз в год в музыкальных классах учащиеся проходили промежуточный контроль, сдавали специальные экзамены, и зачеты по тому направлению, на котором они обучались. В то

время в музыкальных классах существовало четыре отделения. Среди них:

- отделение фортепиано;

- отделение вокала;  

- отделение струнных инструментов;

- теоретическое отделение.

В это время г. Симферополь уже главенствовал в сфере музыкального образования и в развитии музыкальной культуры. Даже г. Ялта, которая по сути была всегда лидером развития музыкальной культуры региона, отошла на второй план. Кроме музыкальных классов упомянутых выше, активную работу в Симферополе вело Общество Любителей Искусств. Оно включало в себя различные собрания любителей музыкального искусства и не только, художественные выставки, проведение лекций по различным вопросам в сфере искусства и музыкальной педагогики.

Можно отметить блестяще поставленную оперу «Трубадур», постановкой которой занимались преподаватели и учащиеся музыкальных классов, а также выступали сами в роли актеров.

Такая активная музыкально - культурная деятельность вызвала огромную популярность, особый интерес среди общества и людей всего региона, поэтому возникла реальная необходимость открывать новые музыкальные учреждения. Данное предложение было рассмотрено городскими властями, и уже скоро, в 1910 году, на месте музыкальных классов и Русского Музыкального Общества было открыто Симферопольское музыкальное училище. Поразительно, что и в наше время училище является одним из старейших учебных заведений, где дают среднее музыкальное образование, Крыма и всей России.

Музыкальное училище стало жемчужиной Крыма, которое всего за один год после своего открытия имело более 100 учащихся в своем составе, и  

желающих научиться музыкальной грамоте с каждым годом не переставало расти.

Вместе с этим возрастал уровень преподавания и профессиональной подготовки учащихся. Руководство тщательно вело отбор при приеме на работу педагогических работников музыкального искусства, чтобы уровень подготовки учащихся был профессионально высокий.

Доказательством этого является тот факт, что уже через несколько десятилетий были поставлены студентами несколько важных и сложных опер. Это были оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и А. С. Даргомыжского «Русалка». Все это являлось заслугой педагогов и студентов, которые безустанно трудились и развивались в сфере музыкального искусства.

Спустя некоторое время, силами студентов и преподавателей всех отделений училища ко дню рождения П. И. Чайковского, к 100-летию гениального композитора, было поставлено аналогичное мероприятие - опера «Евгений Онегин». Таким образом, 16 мая 1940 года в честь столетия композитора П. И. Чайковского, по ходатайству дирекции, училище стало именоваться как Симферопольское музыкальное училище им. П. И. Чайковского.

Особенно удивительным является тот факт, что мощнейшее развитие музыкального искусства и музыкальной педагогики Крымского полуострова в частности, возникает в тот момент, когда наступают сложные времена. Именно в этот период идет гражданская война, которая забрала сотни тысяч людских жизней, не щадя при этом никого. По воле истории, именно в этот  

период в Крыму активно развивается художественная интеллигенция Российской империи. Осенью 1917 года, на берегу от Гурзуфа до Севастополя образовалось целое движение, состоящее из жителей Москвы и Петербурга.

Развитие музыкально - педагогической деятельности в Крыму, после того как была установлена советская власть, развивалось с трудом. Но в силу того, что развитие музыкального искусства укоренилось и стремительно развивалось, остановить этот процесс не могли никакие политические проблемы связанные с войной и другими событиями.

По окончанию в 1917 году Октябрьской революции, советское правительство издало указ о том, чтобы национализировать консерватории. Сюда же входили и музыкальные учреждения частного типа. Все эти учреждения по приказу правительства стали народным достоянием.

                                                        Выводы:

В результате изучения исторических предпосылок возникновения и развития музыкально - педагогической деятельности в Крыму, можно отметить, что влияние российской вокальной школы на формирование крымской музыкально - педагогической деятельности во многом обусловлено визитом на полуостров многих художников и выдающихся деятелей музыкального искусства. Среди них можно упомянуть Ф. Шаляпина, А. Нежданову, Л. В. Собинова, С.В. Рахманинова, и других известных композиторов и мастеров искусства, которые в разное время посещали и давали концерты в Крыму, насыщая музыкально - педагогическую жизнь полуострова новыми направлениями исполнения.

Но, несмотря на явное влияние русской вокальной школы, крымской музыкальной культуре удалось сохранить свою самостоятельность и самобытность, а многонациональная композиция позволила создать уникальную палитру крымской музыкальной - педагогической деятельности Крыма.

                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алієва З. Розвиток музично-педагогічної культури кримськотатарського народу (кінець ХІХ – початок ХХ століть) : дис. канд. пед. наук : спеціальність 13.00.01 — загальна педагогіка та історія педагогіки.

2. Белый Л. К. Культурный процесс в Крыму: диалог культур на

рубеже тысячелетий (историко-культорологический очерк) / Л.К.Белый // III междунар. науч.-практ. конф. «Крым в мировой культуре». – Симферополь : НИЦ КРИППО, 2007.

3. Блинова М. Физиологические основы ладового чувства. В кн. : «Вопросы теории и эстетики музыки». Вып. М., 1962.

4. Выгогский Л. Психология искусства. М., 1978.

5.Историческое наследие Крыма. – Симферополь : Антикв, 2007.

6.История русской советской музыки: в 4 т. / Рер.кол. А.Д. Алексеев, Д.Б. Кабалевский и др.— М.: Музгиз, 1956.

7.История русской советской музыки: в 4 т. / Рер.кол. А.Д. Алексеев, Д.Б. Кабалевский и др.— М.: Музгиз, 1956.