Доклад на тему:«Развитие музыкального мышления на занятиях хора старших классов на примере хоровых произведений композиторов-классиков»

 "Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся,сколько к их разуму,

добиваться понимания, а не одного запоминания"

   Ф. Янкович

            Многочисленные иследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной музыкальной деятельности учащихся, ведущая роль принадлежит мышлению. Для преподавателей ДМШ и ДШИ очень важно, чтобы учащийся сохранял в памяти достаточный обьем информации, умел логично, последовательно, а главное-творчески мыслить, применяя свои знания не только на практике, но и в будущей профессии.

            Задача преподавателя, руководителя хоровых коллективов - развить музыкальное мышление на занятиях хора на примере хоровых произведений композиторов  - классиков, которые входят в обязательный репертуарный, концертный и конкурсный план.

           Развитие музыкального мышления на занятиях хора старших классов на примере хоровых произведений композиторов - классиков, способствует общему интелектуальному развитию учащегося. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих культорологическое значение, исторических данных о композиторе, истории создания произведения, беседы о хоровом произведении имеют эмоционально - образное содержание.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Развитие музыкального мышления на занятиях хора старших классов на примере хоровых произведений композиторов-классиков»

                                                                            Выполнил:

                                                                            преподаватель хоровых                                  

                                                                            дисциплин,

                                                                            Попова Н. С.                                                    

           

 «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся,

 сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания»

Федор  Янкович.

Введение

 Многочисленные исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной музыкальной деятельности учащихся, ведущая роль принадлежит мышлению.

Для преподавателя ДМШ и ДШИ очень важно, чтобы учащийся сохранял в памяти достаточный объём информации, умел логично, последовательно, творчески мыслить, применяя свои знания не только на практике, но и в будущей профессии.

Значение «музыкальное мышление» неоднократно подчеркивалось в научно-методической литературе. Очень важно разобраться в вопросах «внутреннего устройства» музыкального мышления учащегося на занятиях хора на примере хоровых произведений композиторов-классиков, его сущности и развития.

           Задача преподавателя, руководителя хоровых коллективов - развивать музыкальное мышление на занятиях хора на примере хоровых произведений композиторов - классиков, которые входят в обязательный репертуарный, конкурсный и концертный план.

         

 

1. Понятие «музыкальное мышление»

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Музыкальное мышление учащегося также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Для формирования музыкального мышления на занятиях в ДМШ и ДШИ первостепенную роль играет звуковая реальность, уже несущая в себе некую эстетическую организацию. Между тем, конкретному учащемуся музыкальное мышление является через конкретные музыкальные произведения и образы в хоровых полотнах, если говорим о занятиях хора или хорового дирижирования.

             Музыкальное мышление на уроках хора в процессе вокально-хоровой работы над разучиваемыми произведениями композиторов-классиков представляет собой глубокую психическую деятельность ребенка, с помощью которой личность учащегося приобщается к высотам музыкального хорового искусства, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. Психология музыкального мышления предусматривает следующие основные операции: определение, обобщение, сравнение и различение, анализ, суждение, умозаключение.

              Большинство из них присутствуют в процессе музыкального мышления при разучивании хоровых произведений композиторов-классиков на занятиях хора старших классов.  Преподаватель должен понимать, что музыкальное познание в ходе урока, обязательно предполагает сравнение звучащего в данный момент с предыдущим музыкальным звучанием. На этапе разучивания хорового произведения выделяем следующие моменты: сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций музыкальных проведений в хоровой партии; сравнение мотивов и фраз хоровых партий  позволяет воспринимать масштабность структуры; сравнение частей и разделов всего произведения приводит к осмыслению формы и типа развития; сравнение данного произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности музыкального письма композитора.

Итак, музыкальное мышление в строгом смысле этого термина начинается с оперирования музыкальными образами, то есть образное мышление. Музыкального мышления во многом характеризует развитость музыкальности и одаренности ребенка. Если же говорить о прогрессе этого мышления, о его развитии, то оно связано с постепенным усложнением звуковых явлений, отражаемых и перерабатываемых сознанием ребенка.

 2. Возрастные особенности учащихся хора старших классов.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности.

В связи с тем, что в старших (5-8) классах расширяется круг полученных музыкальных знаний, что эти знания ученики применяют при разучивании музыкальных произведений, они более осознанно начинают относиться к учению. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, как правило – выпускников, их намерениями в будущем. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания  школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение музыкального образования. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно  поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Участники хора старших классов  интересует не только вопрос «Почему?», но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования  тех или иных утверждений. Я люблю дискутировать с детьми, спрашивать их мнение, советоваться с ними. Они с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Следует обратить внимание, что в старшем школьном возрасте заметно  изменяются эстетические чувства, способность  эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Именно поэтому, хоровые произведения звучат «по - новому», более насыщенно и со смыслом в коллективе выпускников ДМШ и ДШИ.

3. Работа над репертуаром хора старших классов на примере хоровых произведений композиторов-классиков.

Творческий процесс композитора завершается созданием музыкального произведения, которое с помощью музыкальных знаков записывается на бумаге (кодируется), причем весьма приблизительно и существует лишь потенциально. Жизнь музыкального произведения - в его исполнении, в процессе которого происходит расшифровка (декодирование) нотной записи.

Известно, что настроение музыки и его изменения ощущаются на чувственном уровне. Однако, если не подключается музыкальное мышление, то по окончании звучания он не в состоянии охарактеризовать даже самые значительные изменения. Прозвучавшая только что музыка словно «стирается» из памяти ребенка. Опыт работы многих ведущих педагогов – хормейстеров позволяют сделать важный вывод о сущности музыкального мышления: музыкальное мышление имеет принципиально творческий характер. То есть, мышление – есть творчество! Выделяем главные составляющие развития музыкального мышления:

1. Восприятие - слушание музыкального материала.

В репертуарный план нашего хорового коллектива были включены произведения Н. А. Римского – Корсакова, А. Т. Гречанинова, А. С. Даргомыжского.

Так, хор из оперы «Сказка о Царе Салтане» в обраб. для женского(детского) А. Карпиковой. Ярчайшее хоровое полотно, которое невозможно выучить с детьми, не применяя музыкальное мышление. Обязательное прослушивание хоровой сцены в исполнении хорового коллектива, оркестровой палитры звучания, значительно ускорит процесс разучивания и работы над хором.

«Сказка о Царе Салтане» - это сказочная опера в ее чистом виде, без примеси языческой обрядовости.

                Заключительный хор встречи Царевича и Царицы  - одно из сложных  произведений для работы над музыкальным образом. Хор открывается фразой «Вознесите хвалу вся земля, милость Божия нам возсия». Учащимся старших классов не совсем понятен древнерусский язык, поэтому объяснение слов и фраз учащимся, их значение, является обязательным для преподавателя. Проведение партии альта на слова «В почесть вам веют сотни знамен», насыщенная партия аккомпанемента рисуют картину торжественной царской встречи.

Хоровое tutti на словах «Много лет тебе, славный наш князь» в А-dur раскрывает полноту образа Царевича, его стать, его молодость и удальство.

Динамика, ритмический рисунок, интонационное поведение темы способствуют развитию музыкального образа Царевича и Царицы.

Хор заканчивает словами «Много лет, много лет!», рисуя величественное царское семейство. А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский – Корсаков – это музыкальное достояние России и всего мира, и прикоснуться к великому творению – честь и гордость каждого участника хорового коллектива.

              А. Т. Гречанинов стремился опереться на традицию русской эпической оперы, восходящую к "Руслану и Людмиле" Глинки, "Князю Игорю" Бородина, "Садко" Римского-Корсакова. Но природе его таланта ближе лирика. Потрясающая хоровая сцена «Проводы Добрыни Никитича»-самобытное и уникальное по своей значимости  музыкальное полотно.

2. Анализ содержания музыкально-речевых элементов произведения.

Работая над интонационными моментами в проведении партий и хоровым звучанием на фразе «В добрый путь тебе, Добрынюшка...» проводим сравнительный анализ юных дев, народа и самого Добрыни. Репродукция картины В. М. Васнецова ярко раскроет художественный образ русского витязя. Если преподаватель на уроке хора располагает достаточным временем, можно прослушать и фрагмент «Богатырской симфонии» А. П. Бородина. Такая тесная метапредметная связь способствует развитию музыкального мышления. Мелодия партии сопрано звучит смело и уверенно, но все же нежно, лирически, оттеняя среднюю часть хора «Что убил ты змея лютого, схваткой бранною натешился»

Обязательное расслоение хоровых партий на музыкальные фразы в целях подробного анализа при разучивании над произведением.

3. Воссоздание обстановки действия.

 Большую помощь педагогу будут иллюстрации к печатным изданиям, к самой былине «Добрыня  Никитич». Обязательно ввести учащихся в историю создания оперы и сюжета.

«Богатыри» В. М. Васнецова — картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью.

При работе над хором «Вознесите хвалу вся земля» Н. А. Римского-Корсакова, напомните учащимся сказки А. С. Пушкина, покажите иллюстрации и репродукции картин Ивана Билибина, Татьяны Мавриной, Григория Буреева.

4. Словесное описание внешности персонажей.

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей», как пишет Томас Вильсон. Именно эта цитата должна быть напутственной для руководителя хорового коллектива при работе над музыкальным мышлением. Прочитайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич»: «Растет Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный». Добрыня Никитич был происхождения знатного. Он дружинник киевского князя Владимира. Виктор Михайлович Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения.

5. Музыкальная характеристика персонажа и особенности его музыкальной речи.

 Хор «Как денница появится светоносная» из неоконченной волшебно-комической оперы Александра Сергеевича Даргомыжского на собственное либретто. Это величальная песня, которая всеми средствами музыкальной выразительности рисует красоту лица, грацию Рогданы, богатство дорогих тканей и сияние камней, которые надеты на княжну. Легкость, прозрачность звучания женского хора достигается кропотливой работой над дыханием и интонацией. Интонационные и ритмические трудности пронизывают все хоровые партии.

Динамические оттенки в хоре очень насыщенны, от pp к f. При этом в кульминационном моменте нюансировка меняется за короткое время в течении одного текста. Партия концертмейстера помогает раскрывать задуманный композитором образ. Произведение заканчивается торжественно, ярко, величественно. Учащиеся старшей хоровой группы очень любят этот хор из оперы за красиво воспетый образ свадебной девы, за игривый характер изложения хоровых партий.  

Ритм в произведении состоит из простых длительностей: восьмые, шестнадцатые, четверти, четверти с точкой, половинные ноты. В третьей части в партии S как жемчуг, рассыпаются шестнадцатые ноты. При быстром темпе это может вызвать трудность в исполнении: потерю тональности, трудность в проговаривании текста.

          При разучивании и исполнении хоровых партий обязательно напоминать учащимся о вокально – хоровой постановке. Учащиеся должны четко и явно представлять образ былинного героического героя, и задача педагога как можно ярче нарисовать эту картину, а дети ее раскрасят посредством своей фантазии и развитого музыкального мышления. «И прославят гусли, гусли звонкия…» -  кульминационная часть хоровой сцены. Конечно, работа над динамикой, над хоровым ff займет большую часть времени у преподавателя. Напоминаем учащимся о хоровом дыхании. Необходимо следить, чтобы в партии сопрано не было форсированного звука. Если учащийся представит себе торжественную картину встречи победителя Добрыни, услышат, как звонят во все колокола звонари по всем церквушкам в  окрестных деревнях, когда они представят эту великую радость на устах и сельских ребятишек и белобородых старцев, когда учащиеся приложат все старания,  лишь только тогда  эта картина оживет и зазвучит интонационно чисто, на дыхании и в характере.

Заключение

Развитие музыкального мышления на занятиях хора старших классов на примере хоровых произведений композиторов-классиков способствует общему интеллектуальному развитию учащегося. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих культурологическое значение, исторических данных о композиторе, об истории создания произведения и прочее, беседы о хоровом произведении имеют эмоционально-образное содержание.

Задача преподавателя, руководителя хоровых коллективов в умении развивать фантазию, музыкальное мышление учащегося, добиваться от участника хорового коллектива напряженных поисков самостоятельного музыкально – образного решения.

Список используемой  литературы:

1. Абдуллин Э. Б. и др. Методологическая культура педагога – музыканта / Учебное пособие. – М., Академия, 2002.

2. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального  воспитания // Алиев Ю. Б. Методика  музыкального воспитания детей. - Воронеж, 1998.

3. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 1974.

4. Асафьев Б. Избранные статьи  о музыкальном просвещении и  образовании. - М. - Л.: Музыка, 1965.

5. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория  музыкального образования. –  М.:AKADEMA, 2004.

6. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., Просвещение,1987

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. - М., 1982.

9. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия. //

10.Олефир Светлана Ивановна Диссертация «Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности»

11. Терентьева Н. А. Музыка: Музыкально-эстетическое  воспитание / Программы. - М.: Просвещение, 1994.

12. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное  искусство // Программно-методические  материалы / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.