Методическая работа "РАБОТА С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО"

Петрова Ирина Николаевна

Обратиться к данной теме меня подтолкнула действительность, с которой я столкнулась в работе с учениками. Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами нет. Это вызвало у меня ряд вопросов и подтолкнуло более тщательно изучить эту тему. Изучая методическую литературу и детей в своем классе, у меня накопился некоторый опыт, которым я хочу поделиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_levorukimi_detmi_v_klasse_fortepiano.docx41.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

РАБОТА С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

                      Преподаватель высшей квалификации

                                                         Петрова Ирина Николаевна

         Нягань

2021 год

Краткая аннотация.

Обратиться к данной теме меня подтолкнула действительность, с которой я столкнулась в работе с учениками. С 2018 года в моем классе обучается три леворуких ребенка. Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами нет. Это вызвало у меня ряд вопросов и подтолкнуло более тщательно изучить эту тему. Изучая методическую литературу и детей в своем классе, у меня накопился некоторый опыт, которым я хочу поделиться.

1.Особенности леворуких людей.

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Оценка числа леворуких находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира. Однако все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается.

Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый – левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн – все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Карл Бах, Фридерик Шопен и другие. Среди музыкантов левшей 20 %, а среди художников их еще больше: Рафаэль Санти, Пабло Пикассо, Микеланджело Буонаротти, Альфред Дюрер. Среди писателей наиболее известны леворукие – Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Николай Лесков. Этот список можно продолжать и далее, что лишь доказывает – никакой вид деятельности не закрыт для левшей, они способны добиваться в своём деле больших успехов.

 Наравне с этим существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых людей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии мозга, а вовсе не причиной этих нарушений.

Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. 

Мозг человека устроен таким образом, что за функционирование правой половины тела отвечает левое полушарие головного мозга, а за левую половину – правое полушарие. От доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое – абстрактное мышление.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врождённой. Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.

Наиболее распространённым заблуждением является то, что леворукие – это однородная группа детей, изучив которую подробно, можно легко и просто с ней работать. Это высказывание ложно. Любой педагог знает, как разнообразны дети – и праворукие, и леворукие, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Надо сказать, что именно индивидуальный подход всегда присутствует на уроках в классе фортепиано, так как вряд ли имеется другой способ научить ребёнка играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Следовательно, обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону, как часто поступают при обучении музыкантов. Объяснение этому: полученный навык не передаётся в другое полушарие; для формирования этого навыка нужно новое обучение; но: ведущее полушарие облегчает формирование навыка, а не ведущее – тормозит.

При обучении игре на фортепиано требуется развитие обеих рук, и это умение закладывается с первых уроков. Но с левшами лучше начинать обучение с левой руки. А, выбирая пьесы для маленьких пианистов-левшей, следует поискать произведения с активной партией левой руки.

2. Тесты на «рукость»

Всех детей условно можно разделить на леворуких, праворуких и амбидекстров – обоеруких детей, то есть тех, у которых обе руки развиты, в той или иной степени. На первых уроках я предлагаю детям пройти тест на «рукость» в игровой форме. Это может сделать каждый.

1. Сплести пальцы рук в «замок». Теперь нужно посмотреть на то, большой палец какой руки окажется сверху. Если сверху окажется большой палец левой руки – записываем букву «Л», а если правой руки - «П».

2. Поза – «Наполеон». Стать, скрестив руки на груди. Ладонь какой руки окажется сверху на предплечии, такую букву и записать. Хочу предупредить: если перед вами «переученный левша» или амбидекстр, то он спрячет обе ладони в подмышки и здесь нужно посмотреть на то, локоть какой руки окажется внизу, та и будет ведущей. 

3. Похлопать в ладоши. У левши левая ладонь будет сверху и хлопать по правой, у правшей - наоборот, у обоеруких – ладони будут расположении ровно вертикально.

4. Я предлагаю либо прицелиться, либо из ладоней рук изобразить подзорную трубу и попробовать посмотреть в неё. Какой глаз окажется открытым, тот и будет ведущим.

Теперь посмотрите в свои записи и определите, кто перед вами. Если 4 буквы «Л» – левша, 4 буквы «П» – правша, а если смесь всего – амбидекстр. Вы не являетесь правшой, если у вас нет четырех «П».

Я думаю, что некоторые сделали для себя самого сейчас открытие.

3. Характерные психофизиологические особенности левши.

Одними из основных характерных черт леворуких детей можно назвать доверчивость, непосредственность, чувственность. Резкая смена настроения у них происходит моментально, в результате чего проявляется капризность, плаксивость и даже гнев. Основное отличие левшей от правшей не в том, что один ребёнок пользуется активнее правой рукой, а другой левой, а в том, что левши имеют другой способ переработки информации, другие эмоциональные реакции на эту информацию.

Надо обязательно учитывать тот факт, что правши лучше обучаются языкам, математике, чтению, письму, а левши, фантазёры и мечтатели, больше проявляют способности к музыке, изобразительному искусству, лепке из пластилина.

В моём классе из 12 (11) детей трое леворукие. Поэтому, освещая эту тему, я буду приводить примеры из своего личного педагогического опыта.

Совсем непросто леворукому ребенку адаптироваться в мире правшей. Первые проблемы и сложности ждут детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Из-за некоторых физиологических, психических и эмоциональных особенностей левшей это отражается на:

  1. Слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями. Поэтому на уроке часто приходится повторять одно и то же, так как медленно включаются в процесс объяснения.
  2. Пространство. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память.
  3. Время. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.
  5. Координация. Левши обладают прекрасным «чувством тела», более подвижны, чем правши, это такие шустрики и живчики, но плохо накапливают мелкие инструментальные навыки.
  6. Логика. Левши более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария.
  7. Обобщение. Они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение или «схватывание» образа.
  8. Воспроизводство и понимание. Левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов). Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений, проблемы с чтением, при письме пропуски или перестановки букв.
  9. Эмоции. Более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с этим чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко. Левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
  10. Речевые нарушения. Заикание леворуких детей. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.
  11. Внимание.  Сложно концентрировать и быстро переключать внимание на другие темы, предметы задания. Иногда они как бы отсутствуют на уроке, а это всего лишь «застревание» в предыдущем объяснении. В таком случае я с шуткой стараюсь переключить его внимание любым вопросом, чтобы ребенок побыстрее «спустился с небес на землю», чтобы его фантазии улетучились, и мы смогли заниматься дальше.

4. Эмоциональные особенности левши.

  Больше всего, на что стоит обратить внимание – это эмоциональные особенности:

  1. Повышенная эмоциональная чувствительность и уровень тревожности. Любая мелочь, неудача в выступлении, ошибка в игре – всё приводит таких детей в состояние уныния. Приходится много разговаривать и разбирать каждую ситуацию, чтобы вернуть их в нормальное, рабочее состояние.
  2. Ранимость. Они могут обидится не только от одного слова, но даже от одного взгляда. Реакция таких детей на обиду может быть не адекватная, агрессивная. Но эти дети сначала делают или говорят, а потом думают, потому что эмоции у них на первом месте. И, если рядом с вами есть такой ребёнок, обратите на него внимание, может он просто левша.
  3. Быстрая утомляемость. Следствие быстрой утомляемости – ограниченная работоспособность, неумение долго сосредотачиваться на одном и том же, особенно требующее долгого контроля над какой-то проблемой. Заниматься с такими детьми 40 минут без перерыва очень сложно, ученики начинают уставать, к концу урока не могут сосредоточиться, начинают зевать. Поэтому каждые 18-20 минут я делаю двухминутную паузу, мы либо разговариваем на темы, не касающиеся музыки, урока, либо даю возможность погулять в коридоре.
  4. Неуёмная выдумка и фантазия. Мой ученик Миша К., стопроцентный левша, с самых первых классов сочинял невероятные истории про роботов, космические корабли и галактики, насекомых, что я диву давалась. Это было не похоже ни на одну известную историю известных писателей. Можно родителям таких детей предложить записывать эти истории, так как явно прослеживается литературный талант.
  5. Ярко выраженная любовь к эпатажному поведению и эпатажной одежде. Самый яркий пример в моей практике произошёл с Мирославой Р., объемные черные кроссовки, комбинезон-тигр (пижама), ободок, изображающий кошку с ушками и меховые наушники. Позже я позвонила маме, и выяснилось, что дома никого не было, когда она собиралась в школу, и она решила надеть всё, что ей нравится и тем самым всех поразить.
  6. Раздражительность и обидчивость. Из-за резких скачков настроения часто у леворуких детей случается раздражительность и обидчивость. Поэтому иногда приходится выяснять причину и решать такие проблемы.
  7. Уход в «свой» мир. Многие чувствуют себя комфортно в одиночестве, где их никто не трогает, не дергает, не критикует.
  8. Сонливость. Если не делать мини перерывов в работе из-за быстрой утомляемости, то к концу урока такие ученики начинают зевать, «засыпать на ходу», т. к. тратят много эмоций.
  9. Эстетическая впечатлительность. Напитываются энергией, когда смотрят на что-то красивое. Тогда у них появляется желание тут же сделать что-то подобное. Они как быстро «зажигаются», так же быстро и «гаснут».

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя переучивать левшу, поскольку это является насилием над мозгом ребёнка. Каждый третий школьник с заиканием – это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают от неврозов. Нарушение аппетита, бессонница, головные боли, страхи, боли в животе, заикание, вялость, неусидчивость, раздражительность, повышенная возбудимость, навязчивые движения – это те симптомы, которые сопровождают леворуких детей, когда они начинают нервничать.

Леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости, тем более при поступлении в школу.

На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями и педагогами. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому преподавателям и родителям в процессе обучения, как дома, так и в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Чтобы эффективно учиться и развиваться леворукому ребёнку, необходимо своевременное выявление этого качества. Только знание педагогом особенностей этих детей позволит процесс обучения сделать индивидуальным, со щадящей нагрузкой, поможет ребёнку получать более стабильные результаты. Но это должна быть обязательно совместная работа с родителями.

5. Особенности, методы, приёмы и алгоритм работы на уроках фортепиано

В методиках преподавания музыке ссылок на леворуких детей практически нет. По мнению психологов, эти дети требуют особого внимания при обучении, так как при всех равных обстоятельствах результат у праворуких и леворуких детей будет разный. По моему мнению, каждый педагог, работающий с левшой, должен опираться на два основных правила: особое внимание качеству звука и другая последовательность алгоритма обучения. На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической работы:

  1. Установка преподавателя.

В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха учащегося. С первых уроков целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений, многократного повторения понравившихся фрагментов, чтобы влюбить левшу в красоту звука, ведь он живёт чувствами. Любование звуком должно стать его привычкой. У него укрепляется ощущение, что фортепиано тесно связано с вокальной музыкой и тоже может петь, а обучение на инструменте будет интересным и доставлять удовольствие.

  1. Осознание работы, которое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко.

В методике преподавания музыки существует принцип «вижу-слышу-двигаю», но в работе с леворукими детьми он будет выглядеть иначе: «слышу; слышу-творю; слышу – вижу – творю». Особенность этой работы заключается в том, что они должны всё пропустить через своё творческое сознание и только потом они осознают механизм движения рук. Для леворуких неосознанность движений практически исключается.

  1. Выполнение движения «удобной» левой рукой.

Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой. Когда я начинаю работать над произведением с ребёнком-левшой, то делаю это всегда с левой руки, не взирая на то, в каком классе он учится. Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону, так как ведущее полушарие облегчает формирование навыка, а не ведущее тормозит.

  1. Синхронное движение двух рук.
  2. Исполнение правой рукой.

Развитие «неудобной» правой руки достигается подбором простейших, разнообразных движений. Ведь именно на простейшем материале он может осознать и запомнить где должен быть локоть, как опущены плечи, каково положение корпуса. Однако всё внимание ученика должно настраиваться на мелодичность, звучание, образ. Такой подход обеспечивает накопление слухового опыта, воспитание внутреннего слуха, развитие музыкального восприятия. По сравнению с праворукими детьми начальный период обучения должен быть более длительным.

6. Трудности при обучении леворукого ребенка.

  1. Пространственные трудности. Дети часто путают верх-низ, право-лево, над-под. У маленьких музыкантов: диез-бемоль, высокий-низкий регистры, нота над линейкой-нота под линейкой, верхняя и нижняя строчки нотоносца и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез» – справа от клавиши, а карточка «бемоль» – слева; стихи-сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства).
  2. Трудности в накоплении навыков и автоматизмов. Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. Даже верхняя и нижняя строчка нотного стана представляет большую сложность для восприятия и игры на инструменте именно той рукой, которой необходимо. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго. Но иногда бывает так, что с каждым новым повторением становится только хуже, тогда на уроке надо перейти на изучение другой пьесы. Ровность в игре появится не так быстро, как хочется. Торопить бесполезно, только выдержка, терпение и методичность. Я уже говорила, что они стратеги, быстро схватывают суть, ноты разбирают быстро, но очень долго мы исправляем неверную аппликатуру, штрихи, учим оттенки.
  3. Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой. Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь не нужно торопить ребёнка, нужно дать время «войти» ему в задачу и выбрать оптимальный вариант ответа.  Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном. Если вы хотите ему сделать замечание, то сначала надо указать на то, что в его игре было хорошо, а потом в деликатной форме рассказать, что не получилось и как это исправить.
  4. Сложности абстрактного мышления. Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. Левша очень редко понимает абстрактные формулировки. Память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

7. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. Поэтому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.

Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей, особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям-левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику (а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то. Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.

Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в нем стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для самостоятельного изучения. Естественно, трудность их не должна быть выше той, которую ребёнок уже освоил.

Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.

Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.

8. Рекомендации педагогам левшей.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • нельзя торопить левшу – в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойду насмарку;
  • вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;
  • перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;
  • в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;
  • постоянно думать и искать пути к победе;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут), затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность;
  • спокойная и доброжелательная атмосфера урока призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;
  • терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;
  • необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;
  • очень важна обратная связь с ребёнком, необходимо убедиться, что он вас понял;
  • активно используйте помощь родителей в процессе обучения.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей, с ними надо быть особо чуткими. Необходимо помнить, что детские проблемы леворукости решаемы и это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, все меньше обращаешь внимание, что этот ребёнок левша. Игра на фортепиано, как и на любом другом музыкальном инструменте благоприятно действует на развитие таких детей.

Список используемой литературы.

  1. Арестова А. Музыкальное развитие леворукого ребенка. – М., 2012.
  2. Арчажникова Л. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982.
  3. Безруких М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург, 2003.
  4. Безруких М., Князева М. Если ваш ребенок левша. –Тула, 1996.
  5. Емельянова Е. Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться. – М., 2010.
  6. Карнацкая Л. По ту сторону правого мира. Особенности самооценки леворуких детей старшего возраста: монография. Владивосток, 2005.
  7. Майская А. Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб., 2006.
  8. Макарьев И. И. «Если ваш ребёнок левша». – СПб., 1995.
  9. Маляренко Т. Музыка и мозг ребенка. Руководство. – Тамбов, 1997.
  10. Николаева Е. Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция. – СПб., 2005.
  11. Семенович А. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Изд. 4-е. – М., 2009.
  12. Семенович А., Цыганок А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. – М., 1994.
  13. Соколова М. Психолого-педагогические аспекты обучения леворуких детей в классах фортепиано современных ДМШ и ДШИ. Вестник КемГУКИ №28, 2014.
  14. Соколова М. Донотное музыкальное образование леворуких детей. Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук, т.16 №2 (3), 2014.
  15. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.