Методическая разработка «Мастер – класс для педагогов дополнительного образования вокального направления по работе над актерским мастерством с детьми-вокалистами»

Рудакова Юлия Владимировна

Что такое песня? Это не только общепризнанный самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки, это, прежде всего маленькая история, поданная исполнителем средствами музыки и слов от своего лица. Но как быть исполнителю песен, который должен произносить чужие слова, как свои? 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Мастер – класс для педагогов дополнительного образования вокального направления по работе над актерским мастерством с детьми-вокалистами»

ДООП эстрадного вокального ансамбля «Овация»

Разработчики – Ю.В.Рудакова,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

методист музыкального отдела.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Мастер-класса

Образовательное учреждение

ГБОУ ДД(Ю)Т Дворец детского творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Музыкально-театральная секция

Автор

Рудакова  Юлия Владимировна

Должность

Педагог доп.образования, методист

Квалификационная категория

Первая категория

Название мероприятия

«Мастер – класс для педагогов дополнительного образования вокального направления по работе над актерским мастерством с детьми-вокалистами»

Место проведения

ГБОУ ДД(Ю)Т Дворец детского творчества

Московского района, ул. Алтайская, д.24

Дата и время проведения

12.03.2015Г. 16:00

Целевая аудитория

Педагоги доп. образования

Форма проведения

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Цель

Оказание методической и практической помощи педагогам дополнительного образования в работе с детьми-вокалистами над актерским мастерством.

Задачи

  • Создать условия для профессионального самосовершенствования  педагогов дополнительного образования,
  • продемонстрировать свои методы работы с детьми-вокалистами над актерским мастерством в воплощении песенного материала,
  • способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами работы с детьми – вокалистами.


ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА

Этапы

№п/п

Краткое описание

Время

Мин.

1.

Организа

ционный

1.Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность.

1

2.

Подготовительный.

2. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом
  •  Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

Свыше 20 лет я практически занимаюсь вопросами, связанными с режиссурой песни, начиная с моего обучения в  СПбГУКИ, работы с различными режиссёрами по сценическому воплощению песенных произведений и не только , включая собственный опыт  работы в различных театральных, телевизионных, фестивальных и конкурсных вокальных проектах, и работая главным режиссером на кафедре музыки в НовГУ по подготовке будущих педагогов,  и вот уже почти 8 лет являюсь педагогом по актерскому мастерству и сценической речи детского музыкального театра «Кантабиле» и педагогом по вокалу и  руководителем эстрадного вокального ансамбля «Овация».

То, о чем я буду сейчас говорить, безусловно, не является моим единоличным изобретением. Это некая систематизация, обобщение информации, полученной в то или иное время из различных источников и моего личного практического опыта.

Что такое песня? Это не только общепризнанный самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки, это, прежде всего маленькая история, поданная исполнителем средствами музыки и слов от своего лица. Но как быть исполнителю песен, который должен произносить чужие слова, как свои? Проследив творчество любого известного эстрадного исполнителя  -  мы прежде всего воссоздаем яркие запоминающиеся образы, созданные ими. Мы можем  по-разному относиться к этим исполнителям, но они никогда не оставляют равнодушными зрителей.

И естественно, в работе с детьми-вокалистами встает вопрос необходимости создания образа исполнителя песни. Вот тут и приходит на помощь работа над мастерством актера.

Хочу выделить ключевые моменты в работе с детьми-вокалистами:

Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актера.

Как правило, содержание поэтического произведения (в данном случае песенный текст) носит завершённый характер. Объектом творчества является поиск новых смыслов в этом содержании. Средством поиска новых смыслов является эмоциональное наполнение произведения.

Таким образом, главной задачей сценического воплощения песни является создание художественного образа в исполняемом произведении, путём наполнения его личностным эмоциональным содержанием (личностной интонацией).

В связи с этим, я буду говорить о методе действенного анализа как эффективной режиссёрской технологии, которая может быть использована для решения этой задачи.

Т.е. речь пойдёт о технологии возникновения убедительной личностной интонации.

И еще один очень важный момент, на котором бы я хотела заострить внимание- это снятие напряжения и волнения, а порой и страха у детей перед выступлением. И здесь мне придут на помощь дыхательные техники и упражнения попеременной концентрации и релаксации.

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

7

2.

Основной

2. Представление системы занятия

Распределим мастер-класс на три составные части:

  1. Тренинг на воспитание актерской психотехники

II .Основы действенного анализа на примере детских стихов и басен.

III .Тренинг на снятие волнения и страхов перед выступлением на сцене.

 I. «Учитесь на том, что трудно и не даётся, а не на том, что легко и самой собой приходит!» К.С. Станиславский

«Учиться на том, что трудно... Как будто, это самой собой разумеется, это логично, об этом читали! Но дальше – «...а не на том, что легко и самой собой выходит!» Задумаемся. Вообще-то это логическое продолжение мысли. В теории. А как на практике? Как учатся актёры, каждый из них? Актёрский талант, открывающий личность художника, покоряющий сердца зрителей, актёрский труд, повседневная работа («Труд, талант, работа и заразительность! – как это сочетается?» – недоумевает неискушенный зритель) – всё это неразрывные грани актёрского мастерства, удивительного явления в жизни, в искусстве, ни на что не похожего, живущего по своим трудноуловимым законам. Труд? А что же трудного – выучить текст роли и перемещаться по сцене, следуя указаниям режиссёра-постановщика и уповая на спасительный талант, который «вывезет»? Зачем актёру трудиться над усовершенствованием своих профессиональных умений? Действительно, как будто бы незачем. Только вот смущают примеры из жизни многих крупных артистов во всех областях искусства. Примеры эти говорят, что чем крупнее талант, тем больше он стремится к совершенству и тем больше ищет – в повседневном, подчас изнурительном труде – путей к совершенству своего мастерства. Один из путей повышения мастерства – тренинг. […] Да, актёру нужна совершенная психотехника. Но приобретается она не с помощью какого-то шаманского тренинга (ах, видение! ах, лента видений! ах, переключение внимания!). Психотехника рождается в практике, в актёрском опыте. Организм сам нарабатывает и в жизни и в спектаклях нужные навыки, и они становятся подсознательными помощниками в творчестве. Чем опытнее талантливый актёр, тем богаче его психотехника. Если бы знать, как он это делает, наш мудрый организм? А может быть, без вмешательства нашего разума он занят только одним – сгладить бы все углы, упростить все сложности, сделать привычными все неожиданности, заменить покоем все волнения, свести всё к автоматически упорядоченной простенькой мелодии, привычно сходящей на нет? У гениального актёра само собой получается и красиво и неожиданно. У способного актёра (о бездарных беспокоиться не стоит) тоже иногда получается самой собою, без труда. Тут ему и погибель: один раз получилось без труда, почему бы и во второй раз не получиться? Жене нравится. А организм делает своё невидимое чёрное дело, плетёт гибельную петлю за петлей. - В конце концов, вопрос сводится вот к чему. Либо мы признаём, что творческим процессом управляет только подсознание, и тогда надо положиться на волю волн: Плыви, щепка! Авось выплывешь! Что свыше накатит, за то и спасибо! Либо – есть способы воздействия на своё подсознание, способы управления своей психикой, и тогда надо искать их. - Тебе известны такие способы? - Способы – нет, путь к ним – да. Станиславский назвал этот путь тренингом и муштрой. И добавил: «Познайте свою природу, дисциплинируйте её и, при наличии таланта, вы станете великим артистом».

Упражнения:
1.
«Предмет по кругу.» Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение – на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

2. «Детские стихи»  Выберите несколько детских стихов (например, Барто, Михалков, Чуковский и т. д.) Учащиеся должны исполнить их от лица какого-либо персонажа с определенной пристройкой к слушателям.

Многие особенности пристроек (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела. Вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека. Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три веса: тяжелый, легкий и с достоинством.

Во время выполнения упражнений тренинга перед учащимися  ставится задача: изменить вес по схеме: что-то делали - вдруг произошло (увидели, услышали, заметили, поняли) что-то неожиданное - это оказалось большой неприятностью, («потяжелели») или большой радостью («полегчали»).

Мобилизация – это та или иная концентрация внимания человека на цели. Мобилизации предшествует «мобилизованность» - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Максимально и минимально «целеустремленные» походки и их промежуточные стадии, заданные педагогом в процессе тренинга, помогут учащимся найти отличия в физическом выражении «сложной мобилизации» от «простой».

Органическое действие актера подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия (это одна из задач психофизического тренинга) невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга, педагог по мастерству актера, решая задачи определенные изучаемой темой, (например, психологический жест) выбирает упражнения и наполняет их содержанием с учетом индивидуальных способностей учащихся, и  степени освоения учащимися предыдущих тем, и своего видения той стадии, на которой учащиеся находятся в данный момент на пути к конечному результату. Нет в психофизическом тренинге актера стандартного набора и стандартной последовательности отрабатываемых элементов, которые гарантировали бы заданный результат. Помощники педагога – его интуиция, творческий и педагогический опыт.

II. В овладении актерским мастерством все взаимосвязано. Невозможно занимаясь с текстом, просто его «пробалтывать». И вообще, на сцене, кака и в жизни, ничего просто так не происходит.

Введение понятий "действие" и "словесное действие"

При помощи каких приёмов мы можем вызвать естественное эмоциональное состояние в данный момент времени? Какие средства необходимы для создания художественного образа в песне?

В литературе это средство – слово, в музыке – звук, в скульптуре – пластическая форма.

Что касается театра, ответ мы находим у К.С.Станиславского с его основополагающим принципом о действии как о главном возбудителе переживаний актёра (исполнителя).

Действие – это воздействие на объект с определённой целью (осуществление потребности изменить или утвердить что-либо в партнёре или в себе).

Два признака действия:

1. Наличие волевого начала (осуществление внутренней потребности).

2. Наличие цели (наличие предмета, на которое направлено действие).

Действие обозначается словом глагольной формы, имеющим произвольный характер: "я хочу и могу это сделать" (утешаю, упрекаю, объясняю, прислушиваюсь и т.д.).

Как уже было сказано, песня является разновидностью театра Слова. Что же такое словесное действие?

Слово является выразителем мысли и средством воздействия на сознание собеседника. Но часто мы наблюдаем, как слова в песне произносится ради самих слов, или же для демонстрации музыкальных или вокальных возможностей. Звучать наполненно и захватывающе слова могут лишь тогда, когда станут средством борьбы за достижение цели, т.е. получат действенную направленность.

Определяя, чего именно мы добиваемся от партнёра с помощью слов в конкретный момент времени (т.е. осуществляя ряд последовательных задач-действий), мы создаём словесное действие.

Анализируя текст с этой точки зрения, мы осуществляем так называемый действенный анализ.

Этапы действенного анализа песенного произведения

Я предлагаю рассмотреть идеальный вариант действенного анализа, т.е. его полную схему.

На практике элементарные навыки действенного анализа усваиваются в течение приблизительно 3-х лет, если мы говорим о младшей возрастной группе (от 6-ти лет). В этом случае некоторые из этапов не всегда используются или обозначаются словесно. В более взрослом возрасте весь процесс анализа происходит, естественно, намного быстрее.

I этап. Логический анализ поэтического текста песни.

1. Определение темы поэтического текста песни: "О чём песня?"

2. Определение основных событий в тексте песни, т.е. фактов, которые изменяют обстоятельства жизни или эмоциональное состояние героя.

Для этого содержание песни пересказывается своими словами, имея в виду, что события не всегда совпадают с куплетами и припевами.

II этап. Определение идеи песни (сверхсверхзадачи):

"О чём буду петь я?"

"Идея обязательно должна нести в себе некий заряд, направленный в будущее." (Б.А.Покровский)

III этап. Определение сквозного действия:

1. Определение исходного события. Для этого составляется небольшой рассказ с обязательным раскрытием того, что было "до" начала песни: "Кто, где, когда, кому произносит эти слова?". Финал рассказа и будет являться исходным событием, т.е. ответом на вопрос "Почему я произношу данные слова?". Именно это и позволит эмоционально точно определить начало песни.

2. Определение сверхзадачи – главного эмоционально-действенного устремления, которое заложено в тексте произведения и наполнено личностным отношением исполнителя: "Для чего я произношу эти слова? Какова моя цель?". Сверхзадача, как правило, формулируется от идеи.

3. Определение сквозного действия, то есть событий и цепочки действий, которые необходимо осуществить в связи с этими событиями: "Что я делаю для достижения цели?" (воплощения сверхзадачи). Сквозное действие и составляет собственно – действенное содержание.

Из этих трёх позиций складываются предлагаемые обстоятельства – фабула песни, её факты, место, время действия, наше актёрское их понимание, и, созданные нами с помощью фантазии вымыслы, дополняющие данные автором обстоятельства.

IV этап. Эмоциональное наполнение сквозного действия:

"Как я буду воплощать сверхзадачу?"

Для этого необходимо определить наше эмоциональное отношение к событиям (оценить их), и составить логичную и последовательную эмоциональную партитуру сквозного действия. Таким образом, выстраивается эмоциональное содержание, или подтекст.

Именно определённое отношение исполнителя к тому, что происходит, станет причиной рождения нужной естественной и убедительной интонации.

Основные принципы сценического воплощения песни

1) Принцип НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕСНИ: абсолютное знание текста, мелодии и аккомпанемента песни.

2) Принцип "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС": теоретические выкладки сразу же проверяются в практическом действии.

3) Принцип ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОПОРЫ НА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЯ: "Нужно, чтобы форма пришла от ваших собственных переживаний и размышлений, а не от моих" (В.И. Немирович-Данченко).

4) Принцип РАБОТЫ "ГЛАЗА В ГЛАЗА": режиссёр в таком случае выступает как партнер по диалогу, то есть зритель в театре одного актера.

5) Принцип "ПРЕДЫДУЩАЯ ИНТОНАЦИЯ РОЖДАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ": точность, логика и последовательность в воплощении действенного и эмоционального содержаний. Во время работы над практическим воплощением действенной задачи, в случае его неточного выполнения, песню надо начинать сначала.

6) Принцип ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДТЕКСТА: "Что написано в тексте, действием быть не может" (Г.А. Товстоногов).

Метод действенного анализа – это вектор, который дает возможность создать "каркас", схему будущего сценического произведения. Любая схема нуждается в наполнении живым содержанием, "обживания", в свободном ею овладении.

Вполне естественно, что условно-конечный результат не может быть достигнут сразу. Свобода выразительных средств может прийти только благодаря системной регулярной работе.

Пользуясь этим методом в процессе анализа одной и той же песни, каждый может прийти к самым разным вариантам, найти то самое значение, которое будет наиболее близким и присущим данной конкретной личности. Главное, что все смыслы будут верными.

Эта технология может считаться базовой. Как и все живое, ее можно менять в зависимости от ситуации, развивать или использовать частично. То есть, она допускает и нуждается в творческом подходе в каждом отдельно взятом случае.

III. Каждый, кто хоть раз выходил на публику испытывал волнение, неуверенность, страх и даже панику. Психологи называют такое состояние страхом перед аудиторией.  Как бы тщательно вы ни готовили выступление, страх способен превратить его в жалкое зрелище.

Трясущиеся руки и ноги. Прерывистое дыхание. Путаница в мыслях. Вспотевшие ладони. Дрожащий, срывающийся голос. Бегающий взгляд...

Физиология сильно связана с психикой. Хорошее насыщение крови кислородом тонизирует нервную систему. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдыхать старайтесь так, чтобы выдавить все остатки воздуха из легких. Затем несколько минут подышите, вдыхая через одну ноздрю, а выдыхая через другую. Здесь также подключается переключение внимания на процесс дыхания, и это поможет отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении.

Самое известное дыхательное упражнение, которое помогло уже очень многим людям – это дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно воображать, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете душевное волнение. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.

Техники успокоительного дыхания

Все мы слышали выражение ”перевести дух” или ”вздох облегчения”. А ведь мы не только слышали эти выражения, но и нет-нет, да и выполняли такие выдохи. На самом деле это действие для нас совершенно естественно. (Есть еще одно полупроизвольное, но естественное для нас действие – потягивание, но об этом, как-нибудь в другой раз). Таким образом, мы как бы выдыхаем из себя все негативные ощущения, все тревоги, волнения, весь застоявшийся в легких воздух. И если научиться выполнять это действие осознанно и правильно, можно весьма успешно и эффективно контролировать, и даже, устранять негативное действие страхов. И только начав регулярно и осознанно выполнять эти техники, можно прочувствовать, насколько угнетено и зажато было наше дыхание. Чтобы научиться правильно выполнять это упражнение, сделаем сначала обычный ”вздох облегчения” так как мы это обычно делаем, не особо стараясь. Затем выждем паузу, до тех пор, пока нам снова не захочется вздохнуть. И еще раз повторим наш чудо вздох. Дышим так какое-то время и по его прошествии, мы можем обратить внимание и ощутить, как наше дыхание стало ровным. Начнут расслабляться мышцы, возникнет легкое ощущение тепла, сердце войдет в спокойный размеренный ритм. Как только возникает стрессовая ситуация начинаем дышать подобным образом.

«Пузырь»

Делаем медленный, сильный и глубокий вдох. Вдыхаем до предела. И когда нам покажется, что это предел – вдыхаем еще и еще. Представьте себе что вы - пузырь и вы сами собой надуваетесь. Представляем себе, как вдыхаемый нами воздух заполняет все наше тело, каждый его уголок. И когда надуться дальше уже нет никакой возможности, задерживаем дыхание и представляем, как воздух внутри нас массирует все наши органы. А затем выдыхаем, так же спокойно и медленно, весь воздух без остатка.

Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом.

Эффект переключения срабатывает в простых упражнениях: помотайте кистями, расслабьте их, затем помашите всеми руками несколько раз вперед и назад. Наверняка, вы обращали внимание, что таким образом снимают волнение спортсмены перед выступлением.

«Разгиб»

Исходное положение: лежа, сидя, стоя или в теплой просторной ванной. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.

«Распальцовка»

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.

«Тряска лица»

Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой перемещая подбородок право-влево. Хорошо снимает зажимы лица, неразвитое владение мимикой, тугую улыбку.

«Жвачка»

Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда нам беспокойно-имитируем жевание.

«Жевание языка»

«Выкусываем» язык вперед до упора и «закусываем» обратно . Слюну проглотить. Вздох.

«Гармошка»

Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая мысленно растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз.

«Змей шипучий»

Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея.

«Зевака»

Зевание – глубинный древний инстинкт. И примечателен он для нас тем, что ослабляет ощущение тревоги или беспокойства. А посему мы будем имитировать зевоту в страхотерапевтических целях.

«Чих на все»

Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, наряду с искусственной зевотой, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.

«Оскал»

Сильно, активно, оскаливаемся, показываем зубы. Вы кто - кот или волк? Я, например - волк. Вам – виднее! Вот и оскаливайтесь так, каким зверем вы себя представляете. Главное, что это должен быть оскал хищника. Можно сочетать с рычанием. А коты, скорее не рычат, а шипят, когда скалятся.

Чтобы справиться с волнением, примите максимально открытую позу: слегка расставьте ноги, опустите руки вниз и немного их разведите, потянитесь макушкой в небо и УЛЫБНИТЕСЬ! Не зря во время волнения мы начинаем глупо хихикать. Организм пытается вывести нас из зажатого состояния за счет мышц лица. Улыбка, даже вымученная и неестественная, для вас все равно работает. Старайтесь эту позу сохранять и во время разговора.

Ведите себя так, как будто вы можете позволить себе не торопиться.

Перед ответственным моментом представьте самый худший сценарий, по которому он может пойти. Тогда вы убедитесь, что даже в самом неудачном случае ничего страшного не произойдет. Чтобы обрести спокойствие в обычной жизненной ситуации, которая по каким-либо причинам вызывает в вас трепет, осознайте, что вы находитесь в безопасности и над вами не нависает смертельная угроза.

Если вы и так непроизвольно постоянно думаете о неблагоприятном исходе дела, представляете, как не справились с работой, не смогли добиться своего, значит, волнение приходит вместе с негативным настроем на поражение. Не думайте об исходе вообще или настраивайтесь только на положительный результат.

Принцип преодоления симптомов страха и волнения состоит в том, что бы искусственно воспроизвести их.

Зачем дожидаться, когда эти симптомы придут и начнут мешать вам делать свое дело? Лучше намеренно, и как можно более точно и интенсивно, вызвать эти симптомы у себя искусственно. Мы вызываем все те симптомы, которые мы обычно испытываем, ощущая волнение или страх в какой-то конкретной ситуации, искусственно и сознательно усиливаем эти симптомы. А затем усиливаем симптомы до абсурдного запредельного состояния. Если у вас, дрожат руки, трясите ими яростно так, как будто они сейчас отвалятся…  

 Доктор Франкль говорил своим пациентам:

 «Не спите ночью? – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон!

45мин.

4.

Итоговый.

Рефлексия

7мин.

Итого:

60мин

Материально-техническое обеспечение занятия

Просторный кабинет, стулья – 20 шт, рояль, , Мультимедийная аппаратура, CD проигрыватель, CD диски, усилитель звука.