Методическая разработка «Формирование музыкального кругозора, как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся хореографической студии»

Аносова Наталья Анатольевна

В данной методической разработке отражена важность формирования музыкального кругозора у обучающихся детской хореографической студии в контексте раскрытия творческого потенциала, а так же, необходимость использования музыкальной игры в приобщении обучающихся  дошкольного, младшего и среднего школьного возраста к хореографии. Показывается значимость игрового начала в музыкальном воспитании обучающихся, а также влияние музыкально-ритмических игр на учебно-познавательную деятельность, на жизненные и образовательные процессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_2021.docx45.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА, КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ»

Составитель:

концертмейстер Аносова Н. А.

Рязань

2021


Содержание:

Аннотация……………………………………………………………………………………….3

Введение…………………..…………………………………….................................4

Основная часть…………………………………………….....................................7

Заключение……………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………………..20



Аннотация

В данной методической разработке отражена важность формирования музыкального кругозора у обучающихся детской хореографической студии в контексте раскрытия творческого потенциала, а так же, необходимость использования музыкальной игры в приобщении обучающихся  дошкольного, младшего и среднего школьного возраста к хореографии. Показывается значимость игрового начала в музыкальном воспитании обучающихся, а также влияние музыкально-ритмических игр на учебно-познавательную деятельность, на жизненные и образовательные процессы.


Введение


В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству. И надо сказать, что занятия хореографическим искусством является одним из самых действенных факторов в формировании гармонически развитых личностей. Занятие хореографией в настоящее время является массовым и доступным для всех желающих. Огромное количество различных направлений в хореографии дает возможность выбрать то, что нравится ребёнку. Занятия доставляют обучающимся радость, поднимают настроение, учат общению, повышают жизненный тонус, так как обучающиеся испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже начинают понимать музыку.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, развития эмоциональной и познавательной сторон личности. В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних этапах большую роль играет музыкальное воспитание.

Музыка - это мелодия, гармония, ритм, динамические оттенки. Явление самой природы: пение птиц, звук прибоя, шум ветра, голоса животных, людей, журчание воды и т.п. Из всей этой общности звуков природы устанавливается связь с речью человека, его эмоциональным миром и на основе всего этого композиторы создают музыку.

Музыка для танцора - это то, что он танцует, через движение передавая переживания, которые придают особую выразительность танцам. Музыка помогает художественному описанию образов, дополняет сюжет танца и общее развитие действия. Музыка активирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству.

Важную роль в обучении играют музыкальные игры, которые пользуются большой любовью, так как создают у обучающихся веселое настроение, жизненный тонус.

Занятия танцем развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое, пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность обучающихся в творчестве.

Успех работы с обучающимися во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку и доносит её содержание до них.

В хореографических классах программирует и планирует работу педагог-хореограф, который должен работать в тесном контакте с концертмейстером. Это сотрудничество необходимо во всех сферах деятельности, а именно планирование, реализация программ учебной и постановочной работы.

Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями, так как музыка дает пластике ритмическую основу и определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность.

Педагог должен осмысленно и квалифицировано решать задачи хореографического воспитания, т.е. он должен научить обучающихся быть в музыке, а не заниматься движением под музыку. Сформировать у обучающихся, с одной стороны психофизическую связь между музыкой и движением, с другой стороны - воспитать у них способность чувствовать, переживать и отражать в движении жизнь музыки - вот задачи, работа над которыми является общей для хореографа и концертмейстера. Танец направлен на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического развития детей. Движение под музыку приучает их к коллективным действиям, способствует развитию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Кроме этого музыкально-ритмические движения помогают формированию моторики, улучшают осанку. Благодаря музыке движения обучающихся становятся более четкими, выразительными, красивыми. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства обучающиеся начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ, музыкальное оформление.

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно, так как движения раскрывают содержание музыки, соответствуют характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Поэтому педагог должен научить детей достигать полного соответствия между движением и музыкой.

Необходима органическая связь движений с музыкой, учёт не только общего характера музыки но, и основных средств музыкальной выразительности, а именно динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, форме построения данного музыкального произведения.

Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения её содержания и особенностей, разбор её структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Можно предложить обучающимся хлопками отметить акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальные фразы и т.п. Необходимо ввести обучающихся в мир той музыки, под которую они будут танцевать

Музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Критерии выбора музыкального оформления - ясность, доходчивость, законченность мелодии.                                                                                                        

Цель данной методической разработки-раскрыть взаимосвязь между расширением музыкального кругозора обучающихся детской хореографической студии и раскрытием их творческого потенциала.                                  Задачи данной методической разработки:

  • Способствовать освоению педагогом-концертмейстером современных образовательных технологий и методов;
  • Развивать познавательный интерес к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися;
  • Раскрыть понятие «музыка» на занятиях в детской хореографической студии;
  • Показать роль музыкального сопровождения в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучить неразрывную связь с искусством танца музыкальных оттенков, гармонии, музыкальных законов;
  • Проанализировать влияние музыки на результативность занятий по хореографии.

Основная часть


Главная задача педагога-концертмейстера - создать у обучающихся эмоциональный настрой, а для этого необходимо сделать правильный подбор музыкальных произведений, которые полностью будут соответствовать исполнению движений, комбинаций, этюдов.

Для занятий музыкальное сопровождение необходимо подбирать в зависимости от возраста обучающихся, их подготовленности, интереса, года обучения, решаемых задач и т.д.

С первых занятий хореографией обучающиеся должны понять неразрывную связь между музыкой и движением. Для этого педагог-концертмейстер доносит до них, что:

  • Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальных игр, она руководит в музыкальных упражнениях и во всей работе;
  • Музыку надо научиться слушать, во время звучания нельзя шуметь, разговаривать;
  • Музыку надо слушать с начала до конца и начинать двигаться после вступления и прекращать движение с окончанием звучания;
  • Необходимо изучить музыкальные законы и четко их исполнять;

Концертмейстер должен знакомить обучающихся с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух - лучше всего в игровой форме. На занятиях концертмейстер должен рассказать обучающимся о значении музыки в хореографии, обосновать её связь с движением. Музыкальное сопровождение развивает ритмичность, умение отличать музыкальную фразу, чувствовать музыкальный квадрат. Музыкальное оформление должно быть законченным по форме, должно соответствовать танцевальному материалу занятия.

Музыкальное сопровождение на занятиях начинается с ознакомительного уровня, на котором используются произведения легкие по форме и содержанию, а также имеющие четкую структуру.

Чаще всего в разминке музыкально-ритмических движений необходимо использовать импровизацию, владение которой позволяет быстро реагировать на смену движений, характера, ритма исполнения и т.д.

Музыкально-ритмические движения - это наиболее продуктивный вид деятельности, при помощи которого происходит формирование музыкального творчества и творческих качеств личности:

  • Образные танцевальные упражнения и этюды, которые способствуют развитию творчества и пластики, раскрепощают обучающихся. Перед обучающимся ставится задача по воплощению того или иного образа при помощи пантомимы или языка жестов;
  • Овладение основными видами музыкально-ритмического движения: ходьба, бег, прыжки, техники движений;
  • Ориентировка в пространстве, перестроения;
  • Развитие танцевальных движений, пластики, выразительности исполнения, композиции, этюды, танцы;
  • Индивидуальное творческое проявление обучающихся в играх, этюдах, танцевальной импровизации.

Немаловажную роль в работе с детьми играет познавательное развитие:

  • Знакомство с жанрами музыки;
  • Знакомство с построением музыкального произведения (вступление, музыкальное слово, фраза, начало, окончание и т.д.);
  • Музыкальные законы и почему их необходимо соблюдать в танцевальной практике.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи методов и приемов:

  • накопление опыта слушания музыки;
  • слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретного музыкального произведения;
  • музыкально-танцевальная деятельность самих обучающихся.

Для развития музыкальности пользуются следующие методами:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом);
  • словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения);
  • практический (конкретная деятельность в виде системы упражнений).

Во время занятий концертмейстер знакомит обучающихся с новыми музыкальными произведениями, что позволяет им накапливать новый слушательский опыт. Для развития детского воображения, восприятия, фантазии полезно прослушивать фрагменты или целые произведения классической музыки с последующей краткой беседой. Все это способствует сближению музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными.

Задачи педагога и концертмейстера научить обучающихся:

  • выделять в музыке главное;
  • передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало);
  • научиться слушать вступление и точно понимать начало и окончание музыкальной фразы;

И всё это можно и нужно делать на любых этапах занятия, в упражнениях, в танцевальных комбинациях и этюдах.

Главная музыкальная мысль - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки - это ритм. Характерная особенность - чередование тяжелых звуков с более легкими - это понятие метра в музыке. Темп как скорость в музыке и танце - едины. Все эти характеристики музыки обучающиеся учатся знать, понимать, определять.

Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр - это язык музыки, которую обучающиеся танцуют. Чувство восприятия музыки развивается у обучающихся, когда они органично соединяют движения с музыкальной фразой (начало и окончание). Обучающихся необходимо научить: начало мелодии - начало движения, окончание мелодии - окончание движения. Это воспитывает умение укладываться в музыкальную фразу. Знакомство с музыкальным материалом занятия включает в себя этапы:

1 этап - знакомство с музыкальным произведением (педагог показывает движение под музыкальное сопровождение.

2 этап - формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятие музыкального сопровождения в единстве с движениями (характер музыки, передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений). Этот этап продолжается длительное время так как идёт подборка музыкального материала для каждого движения в соответствии с требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

3 этап - образование и закрепление навыков, т.е. выполнение задания в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального сопровождения. На этом этапе добиваются эмоциональной выразительности и развития творческой активности детей. Обучающиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её. Через музыкальные образы обучающиеся познают прекрасное в окружающем мире.

На уроках хореографии обучающимся необходимо объяснять структуру построения музыкального произведения. Они четко должны знать и понимать, что такое вступление, музыкальная фраза, что она состоит из тактов (т.е. музыкальных слов), а такты имеют свой счет: 2\4, 3\4, 4\4. Что такое ритм, мажор, минор т.д. При отсутствии этих музыкальных знаний невозможно понимать задания педагога-хореографа.

Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Для понимания музыкального языка необходимо накопить минимальный слушательский опыт. Слушая музыку, обучающийся может рассказать о том, какую ассоциацию она у него вызывает. А вот показать этот художественный образ в движении намного сложнее. Для этого необходимо иметь определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но и музыкальные. А это построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.

Задача педагога-концертмейстера на занятиях - воспитывать у обучающихся умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с ней, уметь свободно двигаться под любую музыку, научить их как исполнителей черпать в музыке вдохновение, радость, пробуждать их творчество.

В ходе занятий, двигаясь под музыку, обучающиеся учатся ощущать построение музыкальных фраз, ритм, изменение темпа, что так необходимо для исполнения танцев.

Обучающиеся знакомятся с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, позднее вальса, мазурки, но не на сложных музыкальных произведениях.

На втором году обучения, вводится классический танец, который в дальнейшем является основой для всех занятий танцами, обучающимся даются основные начальные представления о нём, что должно сочетаться с не сложным музыкальным материалом. Далее комбинации и музыкальные произведения усложняются.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точными, чёткими и обладать следующими свойствами:

  • квадратность (т.е. произведение можно разбить на квадраты);
  • определенный ритмический рисунок и темп (на адажио, ронд - лирический, плавный, медленный, батман тандю - четкий, ритмичный рисунок, синхронный ритм исполняется в быстром темпе восьмыми нотами);
  • Наличие затактов;
  • Темповые и метрические особенности (музыкальные фрагменты могут исполняться с различной скоростью– темпом) в зависимости от упражнения и мелодиями разных размеров 2\4, 3\4, 4\4 и т.д.;
  • Вступление к каждому упражнению на начальном этапе обучения может быть на 8 тактов, а затем коротким на 4 такта и на 2 такта;

На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю, а по мере их запоминания, необходим затакт.

Говоря о взаимосвязи между расширением музыкального кругозора обучающихся и раскрытием их творческого потенциала, нельзя не упомянуть о большом значении музыкально-ритмических игр на занятиях хореографией. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включение обучающихся в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.
Музыкальные игры пользуются у обучающихся  большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив обучающихся. В игре проявляются те черты характера обучающихся, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в занятии в зависимости от ситуации. На занятиях ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала, на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость. Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая, грустная), развивают способность переживать содержимое музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и характер упражнений.
В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип хореографии: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие обучающимся явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет обучающимся дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает воображение, обучающийся точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где обучающийся проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало. Основная цель на занятиях— всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств, средствами музыки и ритмических движений. На занятиях я использую такие виды игр: музыкально-ритмические игры, игры-импровизации и пластические этюды под музыку, танцевальные подвижно - образные игры.

Такой подход в обучении позволяет обучающимся самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и духовно. Благодаря интересу обучающихся к играм, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, обучающиеся через игру чувствуют себя уверенней в коллективе сверстников, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Чем разнообразней движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Слияние игр и танца дает обучающимся дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры на занятии приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее на занятиях хореографии, обучающийся будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так концерт покажется им в какой-то степени тоже игрой.
Игровой процесс задействует все чувства обучающегося, поэтому, навыки, полученные в этот момент, развиваются с невероятной быстротой. Усвоение нового материала идёт ещё быстрее, когда заложенные природой творческие порывы находят выражение в овладении своим телом. Этот необычайно эффективный метод, как правило, становится заразительным примером для окружающих.

Приведу пример нескольких музыкально-ритмических игр, используемых в занятиях:                        

«Повторяй за мной

Группа обучающихся образует   круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.

«Танец шляпы»

Группа обучающихся образует круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

Музыкальное сопровождение: «Галоп» Б.Чайковского.


«Музыкальные обручи»

Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него.
Важно: Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка.
Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит вновь.
Варианты: Можно не раскладывать обручи по всей комнате, а расположить их в ее центре.

Музыкальное сопровождение: «На полянке» Попатенко.


«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.
Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. (Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Концертмейстер исполняет несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок, хорошо знающий танцевальный шаг.

Правила игры:

1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.
2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.
Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее.
По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.
 
«Танцуй как я, танцуй лучше»

Участники конкурса стоят по кругу. С началом музыки один из обучающихся выходит в круг и танцует. Затем, не прекращая движение, подходит к стоящему в кругу обучающемуся, и, поклонившись, передает ему очередь, приглашая продолжить пляску. Игра длится до тех пор, пока не выступили все желающие. Победителем признается тот, чьи движения понравились больше. Музыкальное сопровождение: «Поппури» Аносовой.


«Музыкальное объятие»

Обучающиеся двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.

Музыкальное сопровождение: «Наперегонки» Фицпатрика.

Танцы - импровизации и пластические этюды.

Ритмические упражнения под музыку развивают у обучающихся чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогут обучающемуся сочинить свой собственный оригинальный танец, научат импровизировать.
«Дерево»
Предложите обучающимся представить, что они деревья. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево колышется от ветра. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.

Музыкальное сопровождение: «Ветер-ветерок» Аносовой.


 «Кошка»
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с обучающимся делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.

Музыкальное сопровождение: «Ёлка» Ребикова.


«Лягушка»
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Обучающиеся прыгают вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами. Представляют, что лягушка плывёт, и повторяют  её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.

Музыкальное сопровождение: «В траве сидел кузнечик» Шаинского.
«Лебедь»
Все знают эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Обучающиеся плавно поднимают и опускают руки. Поднимаются на носки и продолжают движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.

Музыкальное сопровождение: «Лебедь» Сен-Санса.

 

Танцевальные подвижно - образные игры - упражнения.

«Ниточка с иголочкой»

Обучающиеся  становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между обучающимися. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком».
Когда играющие освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более участников.                                                                                                                                      
Музыкальное сопровождение: «Хороводная» Г.Александрова.


«Паровозик»
Дети строятся в колонну «паровозиком», кладут руки друг другу на плечи. Под музыку двигаются дробным топающим шагом. С окончанием музыки «выходят из вагончиков» и собирают цветы или осенние листочки. По сигналу снова занимают места в вагончиках.
Музыкальное сопровождение: «Паровоз» Аносовой.

«Воротца»
Играющие стоят друг за другом, держась за руки. Ведущий под хороводную музыку ведет детей «змейкой», затем закручивает свою «ниточку» в спираль, потом обратным движением ее раскручивает.

Музыкальное сопровождение: «Русский лирический» Карамышева.

 «Лиса и зайцы»

Правила игры: звучит веселая музыка, все обучающиеся свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и обучающиеся замирают в различных позах. Из норы (отведенное в зале место) выходит «лиса» - водящий. Обучающиеся могут шевелиться, но если водящий увидит, то уводит провинившегося ребенка к себе в нору. Звучит музыка - «лиса» убегает, а обучающиеся исполняют танцевальные движения под музыку ( полька, вальс, русская мелодия).
При подведении итогов отмечаются не только обучающиеся, которые ни разу не попали в «лапы лисы», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.


«Мокрые котята»

Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

Музыкальное сопровождение: «Маленький негритёнок» Дебюсси.

«Снеговик»
Обучающиеся стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Под словесные указания педагога: «Выглянуло солнце, стало пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».

Музыкальное сопровождение: «Марш снеговиков».


«Прекрасные цветы»


Обучающиеся располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; обучающиеся, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.
Роли Солнышка и Дождика могут исполнять обучающиеся.
Музыкальное сопровождение: «Поппури» Аносовой.


  «Цыплята»
Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». Обучающиеся изображают птенчиков, которые постепенно появляются из скорлупок, отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются, знакомятся, танцуют.

 
«Самолеты»
Педагог  предлагает  приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.


Обучающиеся выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Педагог говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" обучающиеся делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала педагога "Полетели!" обучающиеся разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу педагога "На посадку!" они направляются на свои места.                                                                                            
Музыкальное сопровождение «Самолётик» Аносовой.


Заключение

 С самого начала занятий в хореографической студии просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки, что в свою очередь способствует всестороннему развитию обучающегося, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий хореографией приносит истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Диагностика показывает, что в результате проделанной работы обучающиеся научились:
- узнавать основные эмоциональные состояния,

- более тонко воспринимать, переживать, чувствовать окружающую действительность.
Из наблюдений видно, что обучающиеся становятся внимательнее и заботливее друг к другу, готовыми прийти на помощь, в отношениях снизилась конфликтность и агрессивность, появилась адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, эмоциональная устойчивость. Все эмоции, их оттенки, которые испытывает, проживает обучающийся в танце и в музыке, формируют привычку относится дружелюбно к окружающим его людям, дают возможность осмыслить свое поведение, самоутвердиться в жизни.
Данный опыт работы может быть использован для педагогов концертмейстеров детских хореографических объединений, руководителей хореографических кружков.


Список литературы:

1. Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост. Г. П. Федорова. – СПб. «Детство - пресс», 2002 (Серия «Из опыта педагога»)

2. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод.пособие для воспитателей муз. Руководителей и учителей нач. шк. – М.: Дрофа,1998.                                                                          

3. Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Методическое пособие.– СПб.: «Детство - пресс», 2002 (Серия «Из опыта педагога»).

4. 500 замечательных детских игр./Сост. А.Б. Бочарова, Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд – во АСТ, 1999 (Популярная библиотека для родителей и педагогов).

5. Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера».СПбГУП, 1977.

6. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. Учебное пособие – М.: ВАКО, 2006.

7. Ревская Н.Е. «Классический танец». Издательство «Композитор» СПб, 2004г.

8. Бочкарева Н.И. «Ритмика и хореография». Кемерово, 2000 г.

9. Леонов Б. «Музыкально-ритмическое движение». Минск 1971

10. Волкова П., Казанцева Л. «Уроки музыки-уроки творчества». Сб.тр.РАМ им. Гнесиных Вып.131, 1994