«Методика обучения детей народному пению в дополнительном образовании»

пикова валерия валерьевна

"Методика обучения детей народному пению в дополнительном обраховании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_detey_narodnomu_peniyu.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Дворец творчества детей и молодежи

«Преображенский»

Реферат на тему:

«Методика обучения детей народному пению

 в дополнительном образовании»

Педагог дополнительного

                                     образования

                                    Пикова В.В.

                                           

Москва 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Собиратели детского фольклора………………………………………..4

2. Вокально-хоровая работа в детском фольклорном ансамбле………..9

     Заключение………………………………………………………………..16

     Список литературы ……………………………………………………….17

Введение

      Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Под песни младенца крестили – крестильный обряд. Под колыбельные песни ребенок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками. Пел игровые припевки, заклички дождю, солнцу, радуге, считалки, дразнилки. Подростком он участвовал молодежных играх и хороводах, на вечерках. На свадьбах звучали традиционные свадебные песни. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и  заботах. Они помогали жить и работать, добавляли душевных сил.

       Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Традиционные детские песни представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно-песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось с одной стороны под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой – явилось результатом своеобразного глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских закличек, приговоров, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы определенных попевок. Выразительные, легко запоминающиеся попевки не только облегчают восприятие и детьми различных детских песен, но и способствуют развитию у детей музыкального слуха и памяти,  дыхания и голосового аппарата.      

1.Собиратели детского фольклора

                                                                                                                                                     

        Собирание детского фольклора началось позднее собирания других видов народного творчества. Народное детское творчество обратило на себя внимание как явление большой художественной и педагогической ценности в 50-60-е годы XIX века. Большую услугу в собирании детского фольклора, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал «Учитель», «Живая старина», «Этнографическое обозрение».

         Первым этнографом-собирателем, который выделил детский фольклор в особый отдел и указал на разнообразие его видов. Был Шейн П.В.(1826-1900). Песни, собранные П. В. Шейном, с  1851 года печатались в «Чтениях общества истории и древностей Российских» при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием «Русские народные песни». Шейн первый внес некоторую систематизацию в

детский фольклор. Все песни он разделил на два больших раздела – в первый раздел вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (сюда он относит колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста. Это был первый свод детского фольклора.  

            Заслуженной популярностью пользуется книга Г. А. Покровского «Детские игры». В ответ на разосланную автором программу собирания детского игрового материала он получил более двух тысяч записей из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр.

            К сожалению, все ранние собранные сборники отличались рядом недостатков.  В большинстве случаев мелодии детских песен записывались не от самих детей, а от взрослых, исполнявших их по памяти. Это приводило к тому, что характер напева не совпадал с жанром песни. Кроме того, большинство мелодий детских песен подвергались обработке и переделывались. Были случаи нарушения нотной орфографии, несовпадения ритмической структуры  напева с текстами отдельных песен.

            Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный советский теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. На протяжении 20 лет он собрал огромное количество материала по детскому фольклору. Многие из них он опубликовал в ряде сборников. Это такие сборники как «Детский игровой фольклор и быт», «Русский детский фольклор».

             Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежала О. И. Капице. Ее многолетняя собирательская, издательская и исследовательская деятельность обобщена в труде  «Детский фольклор». В нем делается целый ряд важных теоретических выводов и, прежде всего, указывается, что «…под детским фольклором мы понимаем как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество». О. И. Капица указывает, что целая группа народных песен перешла к детям без изменений. Обычно это песни сатирические  и скоморошьи – смысл их утратился, но содержание пришлось по душе. Это такие песни как «Как у бабушке козел», «Смерть комара» и другие.

              В первые годы Советской власти появляются сборники, в которых четко и предельно ясно показано значение фольклора в детском образовании. В школьных программах первых послереволюционных лет прямо указывается, что основой музыкального воспитания является пение, а в качестве лучшего материала для вокальной работы рекомендуется народная песня.

              Несмотря на широкое распространение детского фольклора, интерес к нему угасал. С начало 30-х годов собирание и изучение его практически прекратилось.

                Возрождению интереса к традиционному народному детскому творчеству способствовала статья В. П. Аникина «Детский фольклор», в которой был, выдвинут ряд новых теоретических положений.

                Как бы продолжая исследовательские традиции Г. С. Виноградова, М. Н. Мельников в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу «Русский детский фольклор Сибири».

                Огромное значение в собирательстве и систематизации детского творчества сыграл Г. М. Науменко. В своих работах он ставит проблему необходимости органичного, естественного музыкального воспитания. Такое воспитание, по мнению автора возможно только на основе как можно более раннего практического общения детей с народными песнями, играми, хороводами, в целом – с национальной культурой.

               За последние годы значительно увеличился интерес к  народному детскому творчеству. Значение народного детского творчества в следующем:

  1. Выполняет воспитательную функцию;
  2. Способствует развитию памяти – в произведениях встречается много повторов. Это помогает лучше запомнить, а затем и воспроизвести содержание произведения или музыкальные напевы;
  3. Влияет на  оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки как «Сорока-ворона», «Куй, куй молоток» помогают самостоятельно делать массаж кистей рук, воздействовать на биологические точки, расположенные на кистях рук;
  4. Произведения детского творчества, особенно малые, влияют на развитие речи, развивают артикуляционный аппарат;
  5. Заклички, игры  сопровождаемые пением можно использовать без музыкального сопровождения. Это способствует развитию памяти и музыкального слуха.

         Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений – раннее развитие (детство и материнство), дошкольное, школьное и специальное.    

       Главное условие жизни этнопедагогики сегодня – это создание комфортной, этномузыкальной звуковой среды для занятий с ребенком.

           Главная задача музыкального развития детей на основе народных традиций – умение интонировать народную песню,  легко запевать песню, воспроизводить песню коллективно.

            В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Это работы Г. М. Науменко, Н. М. Гиляровой, Л. Л. Христиансена и других.

                Современные дети – такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание взрослых.

Детям необходимо получить ответ на вопрос «А что же приоритетно в современном обществе?», для того чтобы найти свои идеалы, личные жизненные позиции, найти свою собственную нишу.

В условиях модернизации детских учреждений существенно преобразуется сложившееся ранее и возникает принципиально новое отношение к народной культуре. Существует опасность, что формируется общество, в котором будут стерты координаты добра и зла, личные интересы будут господствовать над общественными, потребительская и агрессивная жизненная позиция людей станет преобладать над творческой, созидательной.

Культурное поле современного ребенка засорено явлениями массовой культуры.

«Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле» - очень точно сказал известный академик Д.С.Лихачев. [20, с.17]

Обновление педагогического процесса в детских учебных заведениях возможно только при условии: если подрастающее поколение овладеет богатством народного творческого искусства. Ведь именно в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Извлекая из него самое ценное, мы сможем воспитать разностороннюю личность, способную сочувствовать, сопереживать и видеть прекрасное в малом.

Народное искусство в более широком смысле можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

Обучение музыкальному фольклору выходит за рамки педагогических задач. Это важная социально-культурная проблема, имеющая принципиальное значение в формировании  человеческой личности «способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу, аккумулировать в себе двуединство производственной и культурной деятельности, жить в гармонии с окружающим миром» - (Л.В.Шамина, профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, доктор педагогических наук) [29, с. 24].

Богатые традиции народного искусства, доставшиеся нам по наследству, уникальны.  Потеря их невосполнима. Они  нуждаются в защите и восстановлении.

Через изучение русской традиционной культуры в сознании ребенка воспроизводится утраченное, открывается необъятное поле деятельности по «возделыванию» своего собственного «Я».

         Обучение детей русским традициям, изучение фольклорных праздников, обрядов, фольклорных произведений является одним из средств сохранения русской традиционной культуры, воспитания через народную песню тех качеств, которыми обладает действительно высококультурный человек, знающий и уважающий свои традиции.

  2. Вокально-хоровая работа в детском

фольклорном ансамбле.

Причиной создания фольклорного ансамбля «Рябинушка» является возрождение русской традиционной культуры, донесение до детей социально значимой информации ориентированной на духовные ценности, семейное воспитание, взаимоотношения в обществе.

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей. В фольклорном ансамбле «Рябинушка» проходят совместно с родителями мероприятия, оформление выставок, экскурсии. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, закладывает фундамент для эмоциональной и духовной близости между ними.

          Изучение русской традиционной культуры имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.  Занятия в ансамбле способствуют развитию музыкальных способностей (слух, голос, память), а также приобщению детей к русской традиционной культуре (праздники, обряды, народные игры), помогают  выявить и развить творческие способности детей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Обучение русской традиционной культуры  ведется в различных направлениях: дети изучают  народные праздники, игры, песенный репертуар различных регионов, осваивают игру на народных инструментах (ложки, трещотки, кугиклы, свистульки), сценические движения.

Занятия направлены на развитие культурного уровня воспитанников, раскрытие индивидуальных особенностей каждого ре6енка.

           Организация  вокально-хоровой работы в детском фольклорном ансамбле «Рябинушка» строится на особенностях развития  детского голоса и различия детской и возрастной психологии. Особое внимание уделяется развитию голоса в период мутации. Певческий репертуар подбирается в соответствии индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

         Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка, а также системно проводимым мониторингом эффективности занятий в детском объединении. Допускается посещение учащимися других объединений и расценивается как «активный поиск вариантов своего развития». В первую очередь поощряются и оцениваются увлеченность и отношение к занятиям, позже - приобретение знаний и умений. 

       Основные принципы обучения:

  1. Принцип доступности, то есть весь учебный материал отбирается по
    возрастным и индивидуальным данным, от простого к более сложному,
    кроме того, в творческом процессе участвуют все дети в независимости
    от природных данных;
  2. Принцип системности - учебный план строится по годам обучения, в
    зависимости    от    приобретенных    навыков    в    процессе    изучения
    предыдущего материала;
  3. Возрастной принцип – содержание занятий, виды и формы деятельности детей подобраны в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. Практикуются занятия в одновозрастных и разновозрастных группах, что обеспечивает передачу накопленных знаний, умений и навыков от старших к младшим;  
  4. Певческий   принцип   -   работа   над   народной   манерой   пения   с
    использованием вокально-технических приемов;
  5. Принцип творческой активности - помочь ребенку проявить себя как
    творческую личность;
  6. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог,
    организуя    учебно-творческий    процесс,    занимается    воспитанием
    певческого и хореографического мастерства не только всей группы в
    целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.

           Процесс обучения детей народному пению в детском народно-певческом коллективе неразрывно связан с воспитанием у юных певцов умения и навыка слушать и подстраиваться в звуке и интонации к соседним голосам, как говорят в народе, певец должен уметь «ладить» в хоре. Но этот навык слушать себя и своего соседа приобретается постепенно, в процессе длительной работы, по известному принципу – от простого к сложному.

            Наше занятия по ансамблевому пению, как правило, начинается с распевания – обязательной формы работы певческого коллектива, которое длится 10-15 минут. Распевание, проводимое со всем коллективом,  способствует организации начала занятия.

            Распевание преследует три основные задачи:

  1. Разогрев голосового аппарата.
  2. Психологический настрой для вокально-хоровой работы.
  3. Совершенствование певческих приемов.

           Для распевания подбираются специальные упражнения: предельно ясные, лаконичные, не сложные для восприятия удобные для усвоения. Развитие голоса следует начинать с распевов в пределах терции.   Распевку показывает педагог, поддерживает пение детей  инструментом. Каждое упражнение несет конкретную задачу, которую педагог ставит перед коллективом. Основной материал для распевания детей младшего школьного возраста это потешки, дразнилки.

          Рассмотрим пение потешки «Петушок», которую используем в работе для распевания на занятиях по ансамблевому пению.  Короткая двухтактовая музыкальная фраза повторяется много раз с небольшим видоизменением ритмического рисунка в связи с текстом.

         В начале работы акцент ставим на единое певческое дыхание по фразам, обращая внимание на исполнение последнего звука. На последнем звуке произвольно увеличиваем длительность. Это заставит всех сосредоточиться на моменте расходования дыхания, а так же позволит послушать унисон в конце каждой фразы. Так как дыхание берется перед каждой фразой, вдох должен быть быстрый, но вместе с тем спокойный. Такой  вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит, и образование так называемого опертого звука. Такое пение называется  пением на опоре.

        Особое внимание в работе уделяется дыханию. Правильное дыхание  способствует правильному звукообразованию,  расширения длительности дыхания, делая фразы более продолжительными. Так же от того насколько дети  овладели начальными навыками дыхания, зависит переход к воспитанию одного из самых необходимых видов дыхания – «цепному» дыханию. Существует множество упражнений на выработку певческого дыхания.

            Упражнения на развитие певческого дыхания можно использовать при работе с детьми, которые заикаются. Часто правильному дыханию мешают мышечные зажимы, напряжение отдельных групп мышц. Так как ребенок заикается, у него происходит психологический зажим всего артикуляционного аппарата.

            Упражнения помогают правильно организовать работу определенных мышц. Очень хорошо помогают упражнения, где на выдохе пропеваются гласные звуки (напр. А-О-Е-Я).

         Упр. 1. Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох. Мышцы нижних стенок живота расширяются. Сделаем выдох и досчитаем до четырех. Упражнение выполняется равномерно, спокойно. Тренируя ровный выдох, закладываются основы ровного звучания голоса.

        Упр.2. Сделать вдох носом. На выдохе поем одну ноту на согласную «М». Нижняя челюсть опущена так, чтобы зубы не касались друг друга. Легкая вибрация чувствуется в области носа, переносицы, щек. Необходимо следить за тем, чтобы не было гнусавого призвука. Упражнение рекомендуется делать в нижнем и среднем регистре.

              Для хорошего исполнения произведения необходимо иметь четкую и ясную дикцию и активную артикуляцию. Для этого хорошо подходят скороговорки. Произносить скороговорки нужно сначала медленно, постепенно убыстряя. Необходимо следить за ритмичностью произношения. Особое внимание обращаем на четкое подчеркивание окончаний, согласные звуки не крупнить, не тяжелить, а активизировать. Наиболее эффективными являются песни-скороговорки. При многократном повторении песни-скороговорки необходимо следить за четким и ясным пропеванием каждого звука. Подобные упражнения оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

          При обучении детей сольному или ансамблевому пению заклички, потешки, дразнилки входят в репертуар младшего школьного возраста. Для старших детей они служат для распевания и постановки голоса. Дразнилка «Андрей-воробей» из-за простой попевочной формулы, а также свободой интонирования на занятиях используется в качестве распевки.

            Заклички так же используются на занятиях в качестве распевок. Они особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу, звонкость, эмоциональность и естественность вокальной позиции.

              Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Например «А мы просо сеяли».

        Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой, интерес к народному творчеству.

        На занятиях уделяется особое внимание народным играм, так как во время игры ребенок раскрепощается. Игра создает особый микроклимат, привычный для ребенка. Игровые попевки в непринужденной игровой форме способствуют развитию слуха, ритма, интонации, единой манере пения коллектива. Во время исполнения игровой попевки дети невольно прислушиваются и интонационно подстраиваются друг к другу.

        В качестве концертных номеров используются сценические игры, это игры которые можно показать как самостоятельный номер. Например, игровая песня «Дома ли кума воробей», «Сидит Дрема».

           

Заключение.

         Народно-певческое творчество – самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Через пение в коллективе осуществляется музыкально-творческое развитие ребенка. Пение способствует обучению детей с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, прививают любовь к различным видам искусства, воспитывает общую и духовную культуру.

          Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

          Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в Вокально-хоровую работу, тем выше уровень испольнительсткого мастерства у юных исполнителей.

           Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения Вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

 

Список литературы

  1. Алиев Ю. Когда запоют в наших школах/Музыка в школе №2,1982.
  2. Аникин В. Русский фольклор. – М.,1987.
  3. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
  4. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.,1986.
  5. Науменко Г. Дождик, дождик. – М.,1988.
  6. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.
  7. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
  8. Сахаров И.П. Сказание русского народа. Вып. 1. – М., 1990.
  9. Шамина Л. Школа русского народного пения. – М.,1998.