ЕСТЬ В МУЗЫКЕ БЕЗУМНОЕ НАЧАЛО…

Евгений Простомолотов

 

Евгений Простомолотов

ЕСТЬ В МУЗЫКЕ БЕЗУМНОЕ НАЧАЛО…

 

  В условиях ускорения научно-технического прогресса следует понимать по-новому возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, людей по-настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие исторические и нравственно- эстетические истоки. Величайший мыслитель Древнего Востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: "науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними".

  Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с такими науками, как психология, философия, социология, культурология, история и литература. На эту педагогическую задачу указывал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся казахстанский музыкальный деятель, основатель профессиональной баянной школы в нашей республике, профессор Каз.Гос.ЖенПИ, заслуженный учитель Казахстана.

   В своих основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах, он обращал внимание, прежде всего, на цель обучения, в процессе достижения которой, у учащихся развивается целая система профессионально-исполнительских навыков и общая музыкальная культура. К.К.Ошлаков писал: "Организация приемов, используемых в процессе обучения – это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения".

   Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитаны, физически обусловлены и имеют точное научное определение. Причины, обусловливающие высоту и низость тонов, упоминаются еще в глубокой древности. Тот же аль-Фараби в своих трактатах о музыке писал: "Высота и низость звука зависит обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук".

   Да, музыкальная педагогическая наука, тесно сотрудничает с вышеназванными науками. Более того, музыкальная наука, как мы уже поняли, состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук.

_________________________________________

    Если говорить об организации детского музыкального коллектива, то с чего следует начинать.

   Что такое коллектив? Это группа людей, объединенных в творческий союз единомышленников, осознающих свою личную миссию в данном союзе, умеющих решать поставленные, перед коллективом, задачи. и активно участвовать в достижении определенной цели. Когда состоится такое творческое объединение людей, причем любого возраста, тогда будут под силу решения любых технических и художественных задач.

С чего начинается обучение в оркестре

   В музыкальном образовании детей и подростков огромную роль играет коллектив. А коллективное музицирование, в свою очередь, создает необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка. Для педагога расширяется круг методических и дидактических возможностей комплексного обучения игре на музыкальных инструментах.

   Методика работы педагогов нашей музыкально-оркестровой студии основана, именно, на возможностях реализации комплексного метода обучения, который, в свою очередь предполагает ускоренный курс изучения музыкальной грамоты, освоения азов исполнительской техники, развития интеллектуальных способностей у ребенка. Даже отсутствие такой учебной дисциплины, как музыкальная литература, не наносит ущерба на музыкальный интеллект наших учеников. Здесь важно правильно подойти к сути проблемы, уметь выделить главную задачу данной учебной дисциплины с последующей формой ее решения. Если работая над музыкальным материалом, педагог будет уделять внимание не только на его структуру, композиционную  конструкцию, но и на эстетическую форму, то перед учащимися раскроются истоки и исторических предпосылок его создания. Знакомство детей с биографией авторов изучаемого учебного материала, вполне, сможет заменить, на начальном периоде музыкального образования, такой предмет, как музыкальная литература. Учебная дисциплина "сольфеджио" обязательна с самых первых шагов знакомства детей с музыкой. Но, в начале, я рекомендую это делать на практических занятиях групповых оркестровых репетиций. Работая над подачей звука, способом  его извлечения на музыкальном инструменте, сразу же можно предлагать ребенку данный звук пропеть, т.е. извлечь его голосом. Пение звуков или мелодических оборотов и есть практическое сольфеджирование. Так, доминирование практики над теорией позволяет ребенку и его учителю быстрее добиваться желаемых успехов.

   Таким образом, развивая музыкальный слух, у ребенка, параллельно, развивается внутренний слух. А групповое исполнение музыкального материала усиливает восприимчивость гармонического и тембрового слуха,  Умение, не сбиваясь, исполнять свою партию и, в тоже время, слыша целиком весь оркестр. Такой репетиционный подход помогает в дальнейшем ученику учиться анализировать весь исполняемый проект в целом, понимать модуляционные отклонения, метроритмические  и штриховые изменения в структуре исполняемого произведения. Такое комплексное развитие музыкального слуха, практически, невозможно при индивидуальном  обучении, да еще за короткий срок.

     Особенно полезно петь гаммы под собственный аккомпанемент. Исполняя гамму на инструменте и дублируя ее голосом, ребенок быстрее усваивает мелодическую, звуко-высотную и ладотональную структуру построения, производя, пусть пока интуитивно, слуховой анализ. А произнося на распев ноты, учащиеся быстрее запоминают их местонахождение на инструменте, уверенно ориентируясь на его ладах или клавиатуре. Ученику следует подробнейшим образом разъяснять практическую значимость изучаемых упражнений, гамм и этюдных композиций, чтобы тот смог понять и должным образом оценить всю их необходимость в своей технической подготовке.

   Только благодаря должному усердию и титаническому терпению, можно достичь больших результатов в исполнительском мастерстве и прийти к своему звездному часу. Игра в оркестре – это не шумовая игра, а серьезное осмысленное обучение, состоящее из целого синтеза методико-дидактических приемов, основанных на индивидуально-психологическом подходе к каждому из обучающихся музыке. Как говорил К.К.Ошлаков: "Прежде, чем приступить к обучению ученика, необходимо для начала изучить этого ученика, чтобы научиться самому как его учить". Только сознательный подход к изучаемому материалу может помочь ученику быстрее получить ожидаемый результат.

   Работая над музыкальным произведением необходимо ввести учащихся в курс истории его создания, познакомить их с биографией и творчеством композитора. Если произведение носит народный характер, то уместно посвятить несколько минут историко-этнографическим моментам, помогающим полнее раскрыть исполнительскую стилистику, историю его происхождения. Тогда и произведение, в свою очередь, поможет узнать о культуре того или иного нарда, его быте, обрядах и т.п. Ребенок уже будет не "механически", а сознательно воспринимать идейную суть изучаемого материала. Такая кропотливая работа только поможет педагогу быстрее и качественно справиться с поставленными репетиционными задачами.

   Групповое исполнение различных упражнений, основанных на их фразеологической структуре, что называется мелодическими оборотами, дает огромный импульс в работе над такой важной оркестрово-исполнительской проблемой, как беглое чтение нот с листа, визуально-слуховая ориентация на клавиатуре музыкального инструмента, развитие рефлекторно-мышечного аппарата, ведущего к исполнительской уверенности и беглости пальцев. Причем, когда ставится перед оркестрантами задача определяющая вопросы чтения нот с листа, то здесь не следует заострять особое внимание на безошибочности исполнения данного мелодического оборота. Просто надо постараться исполнить написанные на доске ноты с одного раза, а только затем обратить внимание учеников на сделанные ими ошибки. Эту процедуру можно повторять не более дух раз, увеличивая темп, а затем переходить к новому мелодическому обороту, с применением тех же исполнительских требований. Таким образом, результат будет очевиден уже через несколько уроков, а через два-три месяца дети, при отсутствии определенной лени, смогут довольно бегло читать ноты, быстро ориентироваться в длительностях, ритме, в определенном количестве ключевых знаков альтерации и даже темпе.

   Может показаться, что такой метод обучения, да еще в начальном периоде музыкального образования, повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой учебного времени, физической нагрузкой обучающегося, которая, в свою очередь, должна неизбежно привести к плачевному результату, такому, как текучесть обучающихся кадров.

    Могу с уверенностью сказать: такие трудности ребенку не в тягость, а наоборот он на себе чувствует, как у него с каждым занятием лучше получается игра. Он уверенно начинает ориентироваться на ладах или клавиатуре инструмента, с каждым разом повышается качество звукоизвлечения,  а  постепенное умение свободно читать ноты приводит его к тому, что он в скором времени начинает разучивать музыкальные пьесы, радуя своих родителей и через полгода уже становится полноправным членом старшей группы оркестра, участвует в концертах, гастрольных поездках.

     Детская любознательность только "подстегивает" желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав оркестра. Если говорить о таком методе обучения, то он скорее сложен для нерадивых педагогов, мнящих себя "звездами", а на самом деле ничего непонимающих в элементарных вопросах педагогики и методологии и не представляющих собой никакого интереса.

   Музыка – это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешевой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а к работе, требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала. Таким образом, прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 г. Алматы получили возможность решать большие музыкально-педагогические проблемы, такие, как ритмико-метрические и фонетико-морфологические особенности музыкального языка. Решаемость таких задач позволила педагогам данного учебного заведения повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над музыкальным материалом; будь то конкретная пьеса или целая концертная программа. Недаром наши выпускники получают высокие баллы на вступительных экзаменах в музыкальных колледжах не только нашей республики, но и за рубежом. Тому есть примеры учебы, а затем работы наших выпускников в России, Германии. Чехии и Бельгии.

Музыкальная наука состоит из теории и практики; причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей, обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков. Порядок же практической работы, при условии достаточного понимания сути данной проблемы, естественным образом вытекает из теоретической постановки решаемой музыкальной задачи. Процесс хода урока должен быть подвижным, в зависимости от применяемого метода, актуального для достижения поставленной цели. При разработке конструкции урока, педагог не должен ограничивать себя только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь следует стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, его познавательной самостоятельности в решении поставленных перед ним ученых задач. Именно средствами комплексного обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развитие исполнительских навыков. Оркестровая практика помогает каждому из учащихся довольно в короткий срок усвоить художественную концепцию изучаемого произведения, сознательно подойти к исполнению всевозможных технических приемов: мелизмов, штрихов, динамических оттенков, которыми ярко насыщенно любое художественное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить всю палитру музыкальных красок всевозможных созвучий, метроритмических чередований, модуляционных отклонений, почувствовать себя полноправным соавтором музыкального действия, художественного замысла, по-настоящему осознать свое достоинство в коллективе.

Начиная репетицию с упражнений, педагог закладывает основу для плодотворной работы над художественным произведением. Предлагаемое упражнение должно отвечать штриховым и тональным требованиям изучаемого произведения, т.е. носить элементы ритмико-штриховой техники, быть насыщенно доминирующими длительностями и обязательно идентичным тональным планом. Это обязательные требования к планируемым упражнениям, способствующим технической и слуховой подготовке учащихся к исполнению изучаемого произведения. Если репетиционный урок выстроен правильно, то успех достижения цели будет оптимальным.

Особенно важно в начальном периоде музыкальной подготовки учащегося, чтобы темы теоретических занятий совпадали с практическим освоением музыкального материала на репетициях оркестра, изучаемая тональность совпадала с практической игрой на инструменте. Это поможет ребенку быстрее и качественнее настроить свой слух, на практике проанализировать структуру тонального плана.

Мудрость комплексного метода заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен осознать всю мощь его прогрессивности. Но даже при такой интенсивности подачи учебного материала не стоит все, же спешить с подтверждением немедленного результата. Данный метод не предусматривает краткосрочную подготовку виртуозов. Это не фабрика, так называемых, "звезд".

Но он помогает учащемуся, в определенно короткий срок, качественно изучить учебный материал, рассчитанный на глубокое усвоение программных требований начального музыкального образования. Учащиеся нашей студии уже к четвертому году обучения исполняют на специнструментах произведения, соответствующие программным требованиям первого курса музыкального колледжа. Были случаи, когда более прогрессивные ученики без особого труда справлялись с произведениями консерваторских и даже конкурсных программ.

  Высокая  художественно-исполнительская подготовка детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 г. Алматы привлекла внимание прославленных мастеров профессиональной сцены. За многие годы существования оркестра под его аккомпанемент пели заслуженные артисты Казахстана: Виктор Ашанин и Валерия Крымская (актеры ТЮЗа им. Н.Сац), Кайырлы Ислямов, Роза Бакбергенова, Дина Хамзина (солисты Каз.Гос.филармонии им. Жамбыла), профессор Каз.Гос.ЖенПи Агайша Исагулова (обладатель ГранПри), российская певица, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Собинова - Екатерина Алабина.

     В 1988 году наш оркестр принял участие в концерте российского ансамбля "Частушка" под руководством ведущего знаменитой телепередачи "Играй, гармонь", народного артиста России Геннадия Заволокина.

Объективность комплексного метода обучения лежит в основе достижения высокого результата начального музыкального образования, его прогрессивности.

Высокий уровень образования, может быть, достигнут только тогда, когда мудрый педагог способен научить мудрости своего ученика. Комплексный метод обучения детей игре на музыкальных инструментах и один из главных его разделов "коллективное музицирование" выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогическую науку, открывающую путь к высокому профессионализму. Музыкальные задачи, как указывал в своих трудах К.К.Ошлаков, заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для нее новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания"

   Обращение музыки непосредственно к миру чувств и эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Свое выступление хочется закончить стихами поэта Е. Винокурова:

«Есть в музыке безумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков…,

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору.»

======================================================

Простомолотов Евгений Иванович

Отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_v_muzyke_bezumnoe_nachalo.docx275.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Евгений\Desktop\ФОТО\IMG-20170315-WA0003.jpg

Евгений Простомолотов

ЕСТЬ В МУЗЫКЕ БЕЗУМНОЕ НАЧАЛО…

  В условиях ускорения научно-технического прогресса следует понимать по-новому возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, людей по-настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие исторические и нравственно- эстетические истоки. Величайший мыслитель Древнего Востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: "науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними".

  Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с такими науками, как психология, философия, социология, культурология, история и литература. На эту педагогическую задачу указывал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся казахстанский музыкальный деятель, основатель профессиональной баянной школы в нашей республике, профессор Каз.Гос.ЖенПИ, заслуженный учитель Казахстана.

   В своих основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах, он обращал внимание, прежде всего, на цель обучения, в процессе достижения которой, у учащихся развивается целая система профессионально-исполнительских навыков и общая музыкальная культура. К.К.Ошлаков писал: "Организация приемов, используемых в процессе обучения – это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения".

   Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитаны, физически обусловлены и имеют точное научное определение. Причины, обусловливающие высоту и низость тонов, упоминаются еще в глубокой древности. Тот же аль-Фараби в своих трактатах о музыке писал: "Высота и низость звука зависит обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук".

   Да, музыкальная педагогическая наука, тесно сотрудничает с вышеназванными науками. Более того, музыкальная наука, как мы уже поняли, состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук.

_________________________________________

    Если говорить об организации детского музыкального коллектива, то с чего следует начинать.

   Что такое коллектив? Это группа людей, объединенных в творческий союз единомышленников, осознающих свою личную миссию в данном союзе, умеющих решать поставленные, перед коллективом, задачи. и активно участвовать в достижении определенной цели. Когда состоится такое творческое объединение людей, причем любого возраста, тогда будут под силу решения любых технических и художественных задач.

С чего начинается обучение в оркестре

   В музыкальном образовании детей и подростков огромную роль играет коллектив. А коллективное музицирование, в свою очередь, создает необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка. Для педагога расширяется круг методических и дидактических возможностей комплексного обучения игре на музыкальных инструментах.

   Методика работы педагогов нашей музыкально-оркестровой студии основана, именно, на возможностях реализации комплексного метода обучения, который, в свою очередь предполагает ускоренный курс изучения музыкальной грамоты, освоения азов исполнительской техники, развития интеллектуальных способностей у ребенка. Даже отсутствие такой учебной дисциплины, как музыкальная литература, не наносит ущерба на музыкальный интеллект наших учеников. Здесь важно правильно подойти к сути проблемы, уметь выделить главную задачу данной учебной дисциплины с последующей формой ее решения. Если работая над музыкальным материалом, педагог будет уделять внимание не только на его структуру, композиционную  конструкцию, но и на эстетическую форму, то перед учащимися раскроются истоки и исторических предпосылок его создания. Знакомство детей с биографией авторов изучаемого учебного материала, вполне, сможет заменить, на начальном периоде музыкального образования, такой предмет, как музыкальная литература. Учебная дисциплина "сольфеджио" обязательна с самых первых шагов знакомства детей с музыкой. Но, в начале, я рекомендую это делать на практических занятиях групповых оркестровых репетиций. Работая над подачей звука, способом  его извлечения на музыкальном инструменте, сразу же можно предлагать ребенку данный звук пропеть, т.е. извлечь его голосом. Пение звуков или мелодических оборотов и есть практическое сольфеджирование. Так, доминирование практики над теорией позволяет ребенку и его учителю быстрее добиваться желаемых успехов.

   Таким образом, развивая музыкальный слух, у ребенка, параллельно, развивается внутренний слух. А групповое исполнение музыкального материала усиливает восприимчивость гармонического и тембрового слуха,  Умение, не сбиваясь, исполнять свою партию и, в тоже время, слыша целиком весь оркестр. Такой репетиционный подход помогает в дальнейшем ученику учиться анализировать весь исполняемый проект в целом, понимать модуляционные отклонения, метроритмические  и штриховые изменения в структуре исполняемого произведения. Такое комплексное развитие музыкального слуха, практически, невозможно при индивидуальном  обучении, да еще за короткий срок.

     Особенно полезно петь гаммы под собственный аккомпанемент. Исполняя гамму на инструменте и дублируя ее голосом, ребенок быстрее усваивает мелодическую, звуко-высотную и ладотональную структуру построения, производя, пусть пока интуитивно, слуховой анализ. А произнося на распев ноты, учащиеся быстрее запоминают их местонахождение на инструменте, уверенно ориентируясь на его ладах или клавиатуре. Ученику следует подробнейшим образом разъяснять практическую значимость изучаемых упражнений, гамм и этюдных композиций, чтобы тот смог понять и должным образом оценить всю их необходимость в своей технической подготовке.

   Только благодаря должному усердию и титаническому терпению, можно достичь больших результатов в исполнительском мастерстве и прийти к своему звездному часу. Игра в оркестре – это не шумовая игра, а серьезное осмысленное обучение, состоящее из целого синтеза методико-дидактических приемов, основанных на индивидуально-психологическом подходе к каждому из обучающихся музыке. Как говорил К.К.Ошлаков: "Прежде, чем приступить к обучению ученика, необходимо для начала изучить этого ученика, чтобы научиться самому как его учить". Только сознательный подход к изучаемому материалу может помочь ученику быстрее получить ожидаемый результат.

   Работая над музыкальным произведением необходимо ввести учащихся в курс истории его создания, познакомить их с биографией и творчеством композитора. Если произведение носит народный характер, то уместно посвятить несколько минут историко-этнографическим моментам, помогающим полнее раскрыть исполнительскую стилистику, историю его происхождения. Тогда и произведение, в свою очередь, поможет узнать о культуре того или иного нарда, его быте, обрядах и т.п. Ребенок уже будет не "механически", а сознательно воспринимать идейную суть изучаемого материала. Такая кропотливая работа только поможет педагогу быстрее и качественно справиться с поставленными репетиционными задачами.

   Групповое исполнение различных упражнений, основанных на их фразеологической структуре, что называется мелодическими оборотами, дает огромный импульс в работе над такой важной оркестрово-исполнительской проблемой, как беглое чтение нот с листа, визуально-слуховая ориентация на клавиатуре музыкального инструмента, развитие рефлекторно-мышечного аппарата, ведущего к исполнительской уверенности и беглости пальцев. Причем, когда ставится перед оркестрантами задача определяющая вопросы чтения нот с листа, то здесь не следует заострять особое внимание на безошибочности исполнения данного мелодического оборота. Просто надо постараться исполнить написанные на доске ноты с одного раза, а только затем обратить внимание учеников на сделанные ими ошибки. Эту процедуру можно повторять не более дух раз, увеличивая темп, а затем переходить к новому мелодическому обороту, с применением тех же исполнительских требований. Таким образом, результат будет очевиден уже через несколько уроков, а через два-три месяца дети, при отсутствии определенной лени, смогут довольно бегло читать ноты, быстро ориентироваться в длительностях, ритме, в определенном количестве ключевых знаков альтерации и даже темпе.

   Может показаться, что такой метод обучения, да еще в начальном периоде музыкального образования, повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой учебного времени, физической нагрузкой обучающегося, которая, в свою очередь, должна неизбежно привести к плачевному результату, такому, как текучесть обучающихся кадров.

    Могу с уверенностью сказать: такие трудности ребенку не в тягость, а наоборот он на себе чувствует, как у него с каждым занятием лучше получается игра. Он уверенно начинает ориентироваться на ладах или клавиатуре инструмента, с каждым разом повышается качество звукоизвлечения,  а  постепенное умение свободно читать ноты приводит его к тому, что он в скором времени начинает разучивать музыкальные пьесы, радуя своих родителей и через полгода уже становится полноправным членом старшей группы оркестра, участвует в концертах, гастрольных поездках.

     Детская любознательность только "подстегивает" желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав оркестра. Если говорить о таком методе обучения, то он скорее сложен для нерадивых педагогов, мнящих себя "звездами", а на самом деле ничего непонимающих в элементарных вопросах педагогики и методологии и не представляющих собой никакого интереса.

   Музыка – это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешевой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а к работе, требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала. Таким образом, прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 г. Алматы получили возможность решать большие музыкально-педагогические проблемы, такие, как ритмико-метрические и фонетико-морфологические особенности музыкального языка. Решаемость таких задач позволила педагогам данного учебного заведения повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над музыкальным материалом; будь то конкретная пьеса или целая концертная программа. Недаром наши выпускники получают высокие баллы на вступительных экзаменах в музыкальных колледжах не только нашей республики, но и за рубежом. Тому есть примеры учебы, а затем работы наших выпускников в России, Германии. Чехии и Бельгии.

Музыкальная наука состоит из теории и практики; причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей, обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков. Порядок же практической работы, при условии достаточного понимания сути данной проблемы, естественным образом вытекает из теоретической постановки решаемой музыкальной задачи. Процесс хода урока должен быть подвижным, в зависимости от применяемого метода, актуального для достижения поставленной цели. При разработке конструкции урока, педагог не должен ограничивать себя только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь следует стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, его познавательной самостоятельности в решении поставленных перед ним ученых задач. Именно средствами комплексного обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развитие исполнительских навыков. Оркестровая практика помогает каждому из учащихся довольно в короткий срок усвоить художественную концепцию изучаемого произведения, сознательно подойти к исполнению всевозможных технических приемов: мелизмов, штрихов, динамических оттенков, которыми ярко насыщенно любое художественное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить всю палитру музыкальных красок всевозможных созвучий, метроритмических чередований, модуляционных отклонений, почувствовать себя полноправным соавтором музыкального действия, художественного замысла, по-настоящему осознать свое достоинство в коллективе.

Начиная репетицию с упражнений, педагог закладывает основу для плодотворной работы над художественным произведением. Предлагаемое упражнение должно отвечать штриховым и тональным требованиям изучаемого произведения, т.е. носить элементы ритмико-штриховой техники, быть насыщенно доминирующими длительностями и обязательно идентичным тональным планом. Это обязательные требования к планируемым упражнениям, способствующим технической и слуховой подготовке учащихся к исполнению изучаемого произведения. Если репетиционный урок выстроен правильно, то успех достижения цели будет оптимальным.

Особенно важно в начальном периоде музыкальной подготовки учащегося, чтобы темы теоретических занятий совпадали с практическим освоением музыкального материала на репетициях оркестра, изучаемая тональность совпадала с практической игрой на инструменте. Это поможет ребенку быстрее и качественнее настроить свой слух, на практике проанализировать структуру тонального плана.

Мудрость комплексного метода заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен осознать всю мощь его прогрессивности. Но даже при такой интенсивности подачи учебного материала не стоит все, же спешить с подтверждением немедленного результата. Данный метод не предусматривает краткосрочную подготовку виртуозов. Это не фабрика, так называемых, "звезд".

Но он помогает учащемуся, в определенно короткий срок, качественно изучить учебный материал, рассчитанный на глубокое усвоение программных требований начального музыкального образования. Учащиеся нашей студии уже к четвертому году обучения исполняют на специнструментах произведения, соответствующие программным требованиям первого курса музыкального колледжа. Были случаи, когда более прогрессивные ученики без особого труда справлялись с произведениями консерваторских и даже конкурсных программ.

  Высокая  художественно-исполнительская подготовка детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 г. Алматы привлекла внимание прославленных мастеров профессиональной сцены. За многие годы существования оркестра под его аккомпанемент пели заслуженные артисты Казахстана: Виктор Ашанин и Валерия Крымская (актеры ТЮЗа им. Н.Сац), Кайырлы Ислямов, Роза Бакбергенова, Дина Хамзина (солисты Каз.Гос.филармонии им. Жамбыла), профессор Каз.Гос.ЖенПи Агайша Исагулова (обладатель ГранПри), российская певица, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Собинова - Екатерина Алабина.

     В 1988 году наш оркестр принял участие в концерте российского ансамбля "Частушка" под руководством ведущего знаменитой телепередачи "Играй, гармонь", народного артиста России Геннадия Заволокина.

Объективность комплексного метода обучения лежит в основе достижения высокого результата начального музыкального образования, его прогрессивности.

Высокий уровень образования, может быть, достигнут только тогда, когда мудрый педагог способен научить мудрости своего ученика. Комплексный метод обучения детей игре на музыкальных инструментах и один из главных его разделов "коллективное музицирование" выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогическую науку, открывающую путь к высокому профессионализму. Музыкальные задачи, как указывал в своих трудах К.К.Ошлаков, заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для нее новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания"

   Обращение музыки непосредственно к миру чувств и эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Свое выступление хочется закончить стихами поэта Е. Винокурова:

«Есть в музыке безумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков…,

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору.»

======================================================

Простомолотов Евгений Иванович

Отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан