Конспект занятия "Композиторы детям"

Конспект занятия "Композиторы детям" по образовательной программе "Хор" для детей 8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompozitory_detyam_2020.odt24.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец Творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

“Композиторы детям”

  1. Вокально-хоровая работа над репертуаром

Конспект  открытого занятия по программе «Хор»

для группы 2 года обучения

возраст детей 8 лет

                                                                             Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

художественного отдела

  1. Ильина М.А.

концертмейстер

Конева Галина Михайловна

методист отдела художественного воспитания

Кустарева Марина Геннадьевна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

 Методическая тема занятия: внедрение приемов сплочения детского                                          хорового коллектива.

Методическая цель занятия: демонстрация приемов сплочения детского хорового коллектива.

Приемы реализации методической темы занятия: 

  • Включение в учебное занятие упражнений на взаимодействие учащихся между собой, с педагогом;
  • Использование упражнений и заданий, направленных на коллективный поиск решений поставленной задачи;
  • Использование игровых приемов.

Тема занятия:                «Композиторы детям»

Цель занятия:        формирование музыкальной культуры учащихся через      первоначальное знакомство с творчеством  композитора Й. Брамса; совершенствование вокально-хоровых навыков.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство с основными фактами биографии и творческого пути     композитора Й. Брамса;
  2. Знакомство и начало разучивания песни И.Брамса «Божья коровка»;
  3. Закрепление знаний об основных фактах творчества В.А. Моцарта;
  4. Формирование навыка правильной работы голосового аппарата;
  5. Совершенствование вокально-хоровых навыков;
  6. Формирования навыка двухголосного пения;
  7. Совершенствование  навыка коллективного хорового исполнительства;
  8. Формирование начального навыка двухголосного пения;
  9. Закрепление  знаний о динамических оттенках (p,f,mp,mf, крещендо,   диминуэндо) в процессе распевания;
  10. Закрепление навыка  выразительного хорового исполнения песни В.А.Моцарта «Тоска по весне».

Развивающие:

  1. Развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, чистоты интонации, ладово-гармонического слуха);
  2.  Расширение диапазона голоса детей  с помощью вокально-хоровых упражнений;
  3. Развитие  мышления в процессе  анализа исполняемых произведений;
  4. Развитие внимания в процессе работы с наглядными материалами;
  5. Развитие ассоциативно – образного мышления в процессе исполнения песен «Божья коровка» и «Тоска по весне»;
  6. Развивать умение работать в хоре, по группам и по одному;  развитие интереса к хоровому творчеству и мотивации к занятиям в хоровой студии.

Воспитательные:

  1. Воспитание  эстетического и музыкального вкуса в процессе слушания и знакомства с детской классикой И. Брамса и В.А. Моцарта;
  2. Формирование  мотивации к занятиям в хоре;
  3. Воспитание чувства коллективной ответственности.

Вид занятия:  Комбинированное занятие - освоение нового материала,             повторение пройденного.

 Возраст детей:            8 лет.

Форма организации детей на занятии:

групповая (младший  состав), подгрупповая.

Методы обучения:

практический, наглядный, словесный с использованием компьютерных технологий (диалог, рассказ, беседа, вокально-хоровая работа).

Характеристика группы:

группа  хора младшего состава состоит из

12 учащихся 2 года обучения.

Возраст детей: 8 лет.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Методические материалы, используемые на занятии:

 мультимедийная презентация к занятию: «Портреты композиторов», «Динамические оттенки», «Иллюстрации из жизни Й.Брамса».

Материальное оснащение:

фортепиано.

Технические средства обучения:

Ноутбук,  экран телевизора

План занятия:

  1. Организационный момент, приветствие;
  2. Подготовительный этап: распевание;
  3. Основной этап: работа над произведениями:

          Й.Брамс «Божья коровка», В.А.Моцарт «Тоска по весне»  

  1. Контрольно-диагностический этап;
  2. Рефлексивный;
  3. Итоговый этап.        

     

Ход занятия

Этапы

Содержание

Время

Примечания

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, создание благоприятного настроя на творческую деятельность.

2 мин.

Учащиеся занимают свои места.

На экране заставка занятия.

Дорогие, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству двух великих композиторов.

Взгляните на экран. Чей портрет вам уже хорошо знаком? (Ответы учащихся - Моцарта). А с композитором, который изображен рядом с портретом  В.А.Моцарта, я вас сегодня  познакомлю. А также с новым произведением, которое он написал.

Подготовительный

Мотивация учебной деятельности

14 мин.

Выполнение упражнений:  на дыхание, разные виды звуковедения, артикуляцию и дикцию  

На экране демонстрируются обозначения различных динамических оттенков

Учащиеся встают со своих мест    

Учащиеся садятся на свои места.

В аудиозаписи звучит фрагмент песни Й.Брамса «Колыбельная»

Учащиеся встают со своих мест.                                              

 Но для того, чтобы приступить к разучиванию новой песни, нам надо распеться. А может на хоровом занятии можно обойтись и без распевания?

Можно, но тогда нашему голосу будет нелегко справляться со всеми трудностями в пении. Наш голос быстро устанет.

Распевание - это специальные упражнения, которые готовят наш голосовой аппарат (связки) к пению, помогают нашему голосу быть более красивым и гибким. Любой спортсмен, прежде чем сделать сложное упражнение, делает гимнастику, готовит мышцы своего тела к работе. Так и в пении. И сегодня, для того, чтобы спеть новую песню красиво и правильно, при распевании нужно обратить внимание на качество звука. Не забудьте и о правильной певческой установке — сядем ровно и выпрямим спинки.

                                                                                                                               Упражнение 1

 Пение слогов ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке с гармонической поддержкой. Посмотрите на экран: сейчас будут появляться  различные динамические оттенки, с которыми вы хорошо знакомы и таким образом каждое новое пропевание этого упражнения должно звучать с разной силой звука (либо mp, либо mf).

Упражнение 2

Пение слогов да-дэ-ди-до-ду на одном звуке с гармонической поддержкой. Меняется атака звука (с мягкой на твердую), меняется тип звуковедения   (с legato, на non legato), тип дыхания становится менее глубоким, более коротким и активным, темп становится чуть подвижнее. Также учащимся демонстрируются динамические обозначения, по которым они сами должны определить силу звука, с которой надо петь данное упражнение.

Упражнение 3

Данное упражнение поется  с использованием разных штрихов: пение legato и staccato с чередованием гласных у,а.

Упражнение 4.

Полезным упражнением можно считать проговаривание и пропевание различных скороговорок:

«От топота копыт – пыль по полю летит»; «Ехал Грека через реку, видит  Грека в реке. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».

Эти упражнения вносят в занятие игровой момент и вызывают у детей массу приятных впечатлений. Можно пропевать всем хором, группами, либо по одному.

Сейчас я хочу дать вам послушать фрагмент «Колыбельной» песни Й. Брамса, которую исполняет хор мальчиков. Слушая, попробуйте определить, на сколько голосов делится хор или все поют в унисон?

 Звучит аудиозапись. Ответы учащихся.

Правильно, вы услышали два голоса. А какая песня есть в нашем репертуаре, где мы поем на два голоса?

Ответы учащихся.

Верно – это русская народная песня «Как у наших у ворот»

Упражнение 5.

Важным упражнением считается пение русских народных песен именно в качестве распевания: учащиеся исполняют песню « Как у наших у ворот » с элементами двухголосия.

Основной

Практическая работа

25 мин.

Учащиеся садятся на свои места.

На экране чередуются слайды с изображением портрета Й.Брамса и его творческого пути.

Педагогом в сопровождении концертмейстера исполняется песня «Божья коровка» Й.Брамса

Учащиеся встают со своих мест.

Педагог контролирует исполнение

Учащимся дается творческое задание на дом.

Работа над чистотой интонирования, правильным типом звуковедения, музыкальным и художественным исполнением песни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством известного немецкого композитора, пианиста и дирижера Йоганнеса Брамса (1833-1897). Родился  Брамс в Гамбурге, в небогатой семье контрабасиста. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Первые уроки музыки Йоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После, мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя. Уже в 10 лет Брамс принимает участие в камерном ансамбле.  В 14 лет - в 1847 году Йоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом. Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.Позже композитор перебирается в Вену, где был капельмейстером в «Singakademie», а с 1872—1874 дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый визит в Вену, 1862 принес признание и похвалу.

 В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех. С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль.

  К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.

  В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать. Сейчас в Вене можно наблюдать памятник, который установили Брамсу. Что удивительно, Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах: фортепианные сочинения, сочинения для оркестра, концерты, симфонии, вокальные и хоровые сочинения - Немецкий Реквием. На следующем занятии мы продолжим знакомство с творчеством Й. Брамса.

 А теперь я вам исполню песню « Божья коровка » Й. Брамса. Все когда-нибудь видели этого маленького жучка с красными крылышками и черными пятнышками. Послушайте и попробуйте охарактеризовать своими словами эту музыку,  последите за ходом мелодии.

Ответы учащихся, обсуждение песни.

Это красивая, выразительная, певучая музыка.  В этой песне нет куплета и припева, форма песни называется сквозная, ее можно поделить на несколько музыкальных фраз. Сегодня  мы начнем с вами разучивать эту песню, но только первых 2-е фразы. А на следующем занятии продолжим.

Разучивание песни, вокально-хоровая работа.

А теперь, когда мы познакомились с новой песней и начали разучивать ее, я бы хотела узнать, что вы представляете, какую картину видите, исполняя эту песню? И выразите, пожалуйста, это не словами, а с помощью бумаги и карандаша. Дома нарисуйте Божью коровку и принесите свои рисунки на следующее занятие. А мы устроим в классе выставку ваших работ.  

На предыдущих занятиях мы с вами уже познакомились с творчеством В.А.Моцарта и приступили к разучиванию произведения «Тоска по весне». Итак, давайте вспомним.

Вокально–хоровая работа над песней В.А.Моцарта «Тоска по весне».

Контрольно-диагностический

Контроль усвоения материала занятия.

3 мин.

Закрепление приобретенных знаний

о творчестве Й.Брамса и В.А.Моцарта

 С каким новым композитором мы познакомились на сегодняшнем занятии и что  вы запомнили о нем?

Ответы учащихся.

Какую песню Й. Брамса начали разучивать?

А теперь поиграем в игру, на внимательность — я скажу вам несколько фактов из биографии В.А.Моцарта, а вы поправите меня, если что-то будет не правильно в моем рассказе:

В.А.Моцарт - это французский композитор.

Учащиеся поправляют педагога – австрийский.

 Родился в г. Зальцбург, в 20 веке.

Учащиеся поправляют педагога  - в 18 веке.

Моцарт сочинял только  музыку для фортепиано.

Учащиеся добавляют к ответу педагога - сочинения для хора, оркестра, сочинял оперы.

Рефлексивный

Впечатления детей о занятии.

1 мин.

Дети выражают свое отношение к занятию.

Занятие подошло к концу. Скажите,  пожалуйста, доставило ли оно вам удовольствие?  Вы узнали что-то новое для себя?

Рассуждения ребят.

Итоговый

Подведение итогов, анализ занятия педагогом.

1 мин.

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на занятии. Спасибо всем нашим гостям!