«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ».

Ломакина Оксана Александровна

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский.

 Тема одаренных и талантливых детей - одна из самых интересных   в современной педагогике и психологии.  Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_formy_i_metody_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc409.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  «ФОРМЫ   И  МЕТОДЫ    РАБОТЫ

    С  ОДАРЁННЫМИ    ДЕТЬМИ».

Ломакина Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

  МБОУ ДО «Дом детского творчества»

                       Первомайского района Тамбовской области   

                    Адрес электронной почты lomackina.ox@yandex.ru         

                                     

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский.[2,с.5].

 Тема одаренных и талантливых детей - одна из самых интересных   в современной педагогике и психологии.  Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

В своей  вокальной  работе с одаренными детьми  считаю основной задачей -  раскрытие    индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. 

Вокальное  пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к  эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Вокальное искусство  занимает особое место  в современной музыке [1, c.2]. 

 Ведь голос-это особый   природный дар, который  дан  человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития  музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети  чувствуют  потребность  в  эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал  одаренного ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить его к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях  вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением, осваивает основы вокального исполнительства, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, познаёт основы актерского мастерства, сценической речи.

Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.  Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького артиста,  способного стать проводником к сердцу зрителя.

Залог успеха в работе с одаренными  детьми неразрывно связан с использованием  инновационных педагогических технологий, форм и методов, так как они ведут к достижению намеченных целей. Практикую на занятиях  методы организации учебно-познавательной деятельности. На начальном этапе обучения,  внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядности. При этом методе используются  аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального   материала, помогающего увидеть учащимся конечный результат,  который наступит при успешном освоении данной конкретной темы. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.

Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует  работу гортани и органов дыхания [7, с.51–62].

Метод  образного сравнения   на занятии помогает детям в сравнивании различных образов  звучания голоса, развивает  умение  отличать  правильное звукообразование от неправильного и  оценивать собственное исполнение, формирует  навык самоконтроля.

На втором этапе обучения дети приобретают навык творческой импровизации, знакомятся  с основами  музыкальной грамоты.  В процесс обучения  внедряется   проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная  ситуация. Учащиеся  путем самостоятельных размышлений  могут  неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.[3,с.20-35].

Практикуется метод импровизации и сценического движения, который  помогает развивать  умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями. 

На третьем и четвёртом этапах  вводится навык двухголосного пения, при этом развивается  диапазон голоса «а» малой октавы – «ƒ 2 » октавы, формируется умение петь в ансамбле, совершенствуется  вокальная  культура  исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности учащихся. Этому способствует метод ансамблевого пения, помогающий научить детей слушать и уважать не только себя, но и других. Используется метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания,  учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении,  предохраняет голос от переутомления. Особенно  это  полезно  перед  выступлением [6,c.124-130]. 

Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), который пришел в эстрадный вокал из церковного пения. Развивает  воображение и способность  запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс.  Учащиеся  тренируются  произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). При этом очень хорошо развивается эмоциональная выразительность голоса. Используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).

В процессе  реализации работы с одаренными детьми  использую  инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяю  нетрадиционные формы занятий: занятие-путешествие «Музыкальный калейдоскоп», занятие-сказка «Сказки в гости к нам идут», КВН «Лучшие композиторы»,  занятие-объяснение, викторины, тестирование, дискуссии, итоговые занятия, беседы, лекции, интегрированное занятие, например, «Картины родной природы Э.Грига» (музыка и изобразительное искусство), просмотр видеоматериалов выступлений детей на международных, всероссийских музыкальных конкурсах («Евровидение»,  «Голос», «Новая волна»), музыкантов, анализ увиденного и услышанного. При  проведении  таких занятий применяются инновационные технологии: индивидуально-дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, игровые, проектные, музыкальная рефлексия.

Технология  индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого одаренного ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала.  Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.

Применение в  педагогическом опыте  здоровьесберегающих  технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость,  эмоциональное  напряжение, активизировать работу речевого аппарата.  Для этого проводятся  различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой,  артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа, игры-упражнения  для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»).

Используются игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой  форме  «Сочини песню», вокальная импровизация, проговаривание и обыгрывание  скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы-этюды коллективной пантомимы: «В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Заводная кукла» [4,c.125-135]. Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут   развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение,  фантазию.

Проектные технологии  позволяют  развивать у учащихся системное  мышление, активизировать познавательную деятельность, стимулировать творческую инициативу. Итогом  результативной  работы  над художественным воплощением образа в  вокальных произведениях являются  творческие  проекты детей на  темы: «Семь волшебных нот» (2018г.), «Сказочные образы в вокальном произведении» (2019г.), «Секреты вокального мастерства» (2020г.), презентации к занятиям   «Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве»(2021г.), «Средства художественной выразительности  в песне» (2021г.) [5,c.19-25].

В результате использования технологий, методов  в работе над сценическим образом, каждый учащийся проявляет себя как индивидуальность, творческая личность и гармонично себя чувствует в выбранном «амплуа».

В результате использования в  работе с одарёнными детьми новых подходов (образовательных технологий, синтеза искусств, методика «Зеркальное отражение»), процесс обучения даёт положительную динамику (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика уровня вокального исполнения

Критерии  оценки:

-  чистое          интонирование;

- диапазон голоса;

- музыкальная память;

- певческое дыхание;                          - чёткая дикция;                        

 - творческая импровизация;                       - эмоциональная отзывчивость.

  Важнейшая часть творческой работы детского вокального коллектива – концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Концертные выступления являются  для  детей стимулом к дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской форме. 

Дети успешно  выступают  на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и благодаря своему профессиональному  вокальному и сценическому  мастерству, они  являются победителями, дипломантами, лауреатами (Диаграмма 2).

Диаграмма 2.  Результативность участия учащихся в конкурсах разных уровней

2018-2021 годы

Из данной диаграммы мы наблюдаем непрерывный рост числа участников конкурсов разных  уровней. За последние три года результативность увеличилась в 2,5 раза (на 250%) (Диаграмма 3).

  Вывод:  Построение учебного процесса с применением инновационных технологий, методов,  форм, синтеза искусств, направленных на формирование одарённой личности, соответствует возможностям  и потребностям детей. Личностно-ориентированный  подход  к каждому учащемуся  раскрыл  его  как  артиста, подчеркнул  его  творческую  индивидуальность.

Воплощая  сценическое мастерство, учащийся  становится  художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей. Учащиеся  вокальной студии «Лира» вышли на новую ступень музыкального и личностного развития.

                                 Список литературы:

  1. Белоусенко М.И.  Постановка певческого голоса. Белгород, 2006.С.156
  2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Москва, 1991.С.376
  3. Плужников  К.И.  Механика   пения. Принципы постановки голоса. Санкт-Петербург, 2004.С.87
  4. Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.  Москва, 2010. С.65
  5. Савкова З. В.  Как сделать голос сценическим. Москва, 2007. С.135
  6. Суязова  Г.А.  Мир вокального искусства  (программа, разработки занятий, методические рекомендации). Волгоград, 2007.С.138
  7. Трифонова  И.А.  Фонопедический  метод  развития  голоса (методическая разработка). Санкт-Петербург, 2002г. С.65