Методическое сообщение «Основные компоненты техники чтения с листа»
Чтение с листа является важным компонентом процесса обучения игре на инструменте, музыкального развития учащихся, воспитания их музыкальной восприимчивости и инициативы, формирования умений охватить существенное в произведении при первом его прочтении. Способность играть с листа рассматривается не только как умение бегло читать ради чтения широкого круга музыкальной литературы, но и как начальная стадия работы над произведением – стадия ознакомления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДШИ» МО ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение
«Основные компоненты техники чтения с листа»
Преподаватель 1 категории
Лобановская М. В
Цель:
- выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Задача:
- теоретически обосновать педагогические возможности чтения с листа как учебной формы работы в музыкально-исполнительском развитии учащихся.
Одной из наиболее важных форм музыкального обучения является систематическое чтение с листа нотного материала.
Под чтением с листа мы понимаем исполнение произведения по нотам без длительной подготовки. В отличие от длительного разучивания чтение с листа требует быстрой ориентации в нотном тексте и музыкально-образном содержании произведения. Хорошо читающему с листа достаточно беглого взгляда на ноты, чтобы составить себе представление о сочинении и средствах передачи его на инструменте в правильном темпе.
Облегчая самостоятельное ознакомление с произведением, умение играть с листа стимулирует музыкальную любознательность, без чего немыслимо расширение музыкального кругозора, активизирует роль учащегося в работе над новым материалом, обогащает его художественные впечатления, развивает его эмоциональную отзывчивость, способствует развитию профессионального исполнительского мастерства.
Но на практике данной форме работы не уделяется должного внимания. Значительное число выпускников музыкальных школ не владеют в нужной мере навыками чтения с листа.
Причина в том, что многие педагоги сводят работу в инструментальном классе к исполнительскому освоению заданной программы и её показу на отчётном мероприятии. В результате этого музыкальное воспитание и образование заменяется обучением игре немногих пьес, выученных и отшлифованных под авторитарным руководством педагога. На второй план отходит главная задача – воспитание личности музыканта. Такую подготовку Л. А. Баренбойм назвал «спешащей педагогикой», которая «торопится добиться броских результатов». Усвоение технически сложной программы отнимает много сил и времени как у учащегося, так и у педагога в ущерб остальным формам учебной работы. В итоге дети не умеют знакомиться с новой музыкальной литературой, самостоятельно музицировать, утрачивают интерес к занятиям в школе и любовь к музыке.
Недостаточное владение навыками чтения с листа изолирует учащегося от мира музыки и тормозит формирование и развитие музыкального интеллекта. Среди учащихся, не отмеченных склонностью к свободной игре с листа, достаточно много стихийно овладевших некоторыми приёмами такой игры, у них преобладает формальное механическое считывании нот. Оно замыкается на нотном тексте и ограничивается установкой на двигательно-технической стороне исполнения, а звукообразное и художественное содержание остаётся без внимания. Известный пианист и педагог XIX века Г. Бюлов называл такую игру с листа «бескрылым нотоглатательством».
Широкому внедрению чтения с листа в практику всех звеньев музыкального образования мешают и другие причины:
- скептическое отношение части педагогов к чтению с листа как методу развития исполнительских умений;
- падение интереса к музицированию из-за массового распространения современных технических средств ознакомления с музыкой;
- отсутствие или недоступность широкому кругу педагогов научно-обоснованной методики обучения чтению с листа, в том числе и в классе аккордеона, баяна.
Под чтением с листа понимается сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах и передача его образно-художественного содержания. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Не случайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает ноты с листа.
Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению с листа, к исполнению нового нотного текста в темпе, во всей его художественной полноте и со всеми авторскими указаниями. Успешность этой деятельности зависит не только от талантливости исполнителя, важную роль здесь играет опыт, приобретаемый в процессе упражнения.
Когда И. Гофмана спросили, каким способом можно добиться большей скорости в чтении нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа. Быстрота успехов зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадать смысл фразы, всего лишь раз виденной. Чтобы добиться лёгкости при чтении, советую играть возможно скорее, хотя бы в исполнении вкрадывались мелкие неточности».
Способность играть с листа рассматривается не только как умение бегло читать ради чтения широкого круга музыкальной литературы, но и как начальная стадия работы над произведением – стадия ознакомления. Сначала знакомство с произведением, потом – тренировка. Предварительное чтение – ознакомление необходимое для того, чтобы постигнуть его идею в целом, охватить его целиком как бы с птичьего полёта, с налёта вскрывая эмоциональный смысл, дать произведению воздействовать на себя, в результате чего возникает предчувствие его подлинного содержания. От представления общей идеи произведения до программы – плана будущей работы над ним – таков диапазон целей исполнителя при первой дружеской встрече с новой музыкой.
Чтение с листа, становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением. Этому способствует психологическая природа беглого чтения – особый способ мысли, установка на целостное восприятие и исполнение, специальные исполнительские стратегии, статус художественной деятельности и даже условие необязательности выполнения всех указаний нотного текста. Играя с листа, исполнитель может делать то, что не позволяется, например, в игре наизусть. Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания не все прочитывается как следует, допускаются и ноты фальшивые и темп приблизительный. Нельзя ставить обязательной задачей точное выигрывание всех нот и тонких нюансов. То, что не удаётся при первых проигрываниях, не должно пробуждать чувство разочарования. Когда создаётся общий замысел, характер, настроение, невозможно вникать в подробности и детали текста. Важны - непрерывность исполнения в темпе, приближенном к настоящему, когда передаётся главное, существенное в эмоциональном содержании, маловажные детали при этом неизбежно пропускаются. М Фейгин считает: «Чтением с листа называют охват в общих чертах содержания музыки, исполнение её в целом, хотя бы и приближенное». При всей приблизительности чтение с листа как ознакомляющее проигрывание – это прежде всего свободное и увлечённое исполнение, создающее не только эскизный замысел будущей работы, но и первое яркое впечатление о произведении.
Чтение с листа – сложный психофизиологический процесс. Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных его составляющих.
Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально-теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали. Это - зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда, терцовой и нетерцовой группы, кластера, ритмической фигуры и повторяющихся ритмических образов. Это и зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода, целостной «картины» различных слоёв нотной фактуры и т.п.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских. К ним относятся также типовые формулы инструментальной фактуры: гаммы, арпеджио, аккорды, различные движения рук и т.д. Появляется особая двигательная «изготовка», не связанная напрямую с отдельными нотными знаками.
Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально-слуховые представления. Благодаря внутреннему слышанию происходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие. Очень важное значение для этого имеет восприятие интонаций – значений (темы, лейтмотивы, лады, гармонии). Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом.
Ещё одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это фундаментальное свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты.
Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Её ядром является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи. Индивидуальное отношение, «личностный смысл играют на этом уровне чтения решающую роль. Создаётся особая психологическая установка («о чем» предстоит играть, а затем «что» и «как» играть с листа). Именно эта программа объединяет отдельные моменты в сознании (чаще в подсознании) учащегося-музыканта – объединяет графические образы нотных групп, разрозненные слуховые и двигательные представления, различные внемузыкальные ассоциации. Все эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится все, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых (слуховых) образов.
Эстетическое отношение к произведению, переживание его музыкального содержания связано, осознанно или неосознанно, с личностным смыслом исполнителя. Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне-слуховую картину и воплощение её на клавиатуре по принципу «вижу – слышу – играю – поправляю». Однако нужно добавить ещё один компонент чтения – «переживаю». Эмоционально-образное переживание музыкального содержания – важнейшая исключительная особенность чтения с листа.
Сложность процесса чтения с листа заключается в комплексности воздействующих раздражителей, с одной стороны, и взаимосвязанности различных действий в процессе чтения – с другой. Внутренне «услышать» воспринимаемый нами зрительно нотный текст, а услышанное перевести в соответствующие игровые движения – такова взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного факторов, определяющая успешность процесса чтения нот с листа.
Музыкально-слуховые представления вызывают к жизни именно те двигательные ощущения, которые нужны для воплощения на инструменте в нотном тексте «мира звуков». Связь слухового восприятия музыки с воспроизведением её обуславливается тем, что двигательные ощущения участвуют уже в самом восприятии. «Мыслимая мелодия, - пишет психолог А. Н. Бернштейн, сопровождается, как и воспроизводимая, рядом мышечных движений; она отличается от производимой мелодии только беззвучностью».
Прочность этих связей определяет и успешность чтения с листа. Для этого необходимо систематически развивать и совершенствовать навыки игры на данном инструменте, с одной стороны, а с другой – последовательно формировать музыкально-слуховые представления. Чем выше уровень исполнительской подготовки, тем точнее, ярче представления, а чем богаче последнее, тем совершеннее исполнение. Исходным в чтении с листа является целостное восприятие нотного текста, в котором анализ и синтез органично взаимосвязаны. Осмысленное, осознанное отношение не только к воспринимаемому, но и к воспроизводимому.
Подведём итоги. Чтение с листа – это беглое прочтение незнакомого материала с целью приблизительного воспроизведения нотной записи и одновременно эскизного раскрытия образно-эмоционального содержания читаемого произведения в целом.
Чтение с листа можно рассматривать как средство ознакомления с музыкальным произведением и как средство формирования предварительного исполнительского замысла, плана будущей работы.
Чтение с листа – это сложный психофизиологический процесс, комплекс операций, слитых воедино, где объединяются различные действия, требующие выработанных навыков, доведённых до автоматизма, действующих почти подсознательно. Особенно важна установка на целостное восприятие и исполнение, в отличие от «детального» разбора, который исключает возможность эмоционального переживания общего содержания, расстраивает моторную слаженность и непринуждённость движений.
Чтение с листа является важным компонентом процесса обучения игре на инструменте, музыкального развития учащихся, воспитания их музыкальной восприимчивости и инициативы, формирования умений охватить существенное в произведении при первом его прочтении.
Список литературы:
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке.
- Гофман И. Фортепианная игра.
- Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.
- Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся.
- Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами.
