Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету "Занимательное сольфеджио"

Новосёлова Лилия Васильевна

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана в направлении личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_re.docx50.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Восходненская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Рассмотрена                                                                                   Утверждаю

Педагогическим советом                                                          Директор МБУДО

МБУДО «Восходненская ДМШ»                                   «Восходненская ДМШ»

Протокол №___ от ____________                             _________Т.А.Колотилина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

                                                       

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО»

                                                         

Срок обучения- 1 год

                                                         

                                                           

Составитель:

Преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

МБУДО «Восходненская ДМШ»

Новосёлова Л.В.

с. Восход

2021 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка.....................................................................................................................3

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;........................................................................................................3
  2. Срок реализации учебного предмета;................................................................................3
  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;............3
  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;...................................................4 
  5. Цели и задачи учебного предмета;........................................................................................4
  6. Актуальность и новизна;...............................................................................................................4
  7. Особенности психологии дошкольников и ключевые моменты в их музыкальном воспитании;...........................................................................................................5
  8. Обоснование структуры программы учебного предмета;...................................6
  9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета...................................................................................................................................................6

II. Содержание учебного предмета ...............................................................................................6

  1. Учебно-тематический план........................................................................................................6
  2. Методы работы на уроке..............................................................................................................7
  3. Формы занятий....................................................................................................................................8

III. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................8

  1. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.............8
  2. Прогнозируемый результат........................................................................................................9

IV. Формы и методы контроля, система оценок..............................................................10 

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание..............................................................10
  2. Критерии оценки...............................................................................................................................10

V. Методическое обеспечение учебного процесса...........................................................11

VI. Список учебной и методической литературы...........................................................13

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Данная общеразвивающая программа по учебному предмету «Занимательное сольфеджио» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (пункт 1 части 4 статьи 12 пункт1 части 2 статьи 83). Рассчитана на 32 часа и реализуется по учебному плану 1 час в неделю. Указанная программа наиболее полно соответствует рекомендациям к минимуму содержания и структуре общеразвивающих программ в области музыкального искусства. Является подготовительной к основной программе по Сольфеджио.

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана в направлении личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей. Программа «Занимательное сольфеджио» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Содержание музыкального воспитания включает в себя и развитие образного мышления, воображения, воли, внимания и т. д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие обучающегося к активной деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета;

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» имеет годовой курс обучения, предназначена для детей от пяти лет и рассчитана на 1 часа в неделю (по 30 минут).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

недельная нагрузка

 в        часах

количество часов I полугодие

количество часов II полугодие

Годовая учебная нагрузка

в часах

1.

Учебные предметы теоретической

подготовки:

1

16

16

32

1.1

«Занимательное сольфеджио»

1

16

16

32

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Мелкогрупповые (от 2 человек) или групповые занятия (от 4 человек).

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Занимательное сольфеджио» – всестороннее развитие музыкального слуха, что должно помогать воспитанию мыслящего, самостоятельного, владеющего знаниями и навыками ребенка, могущего применить их на практике.

Освоению основных целей сопутствуют и следующие задачи:

Обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально-интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков;

Развивающие: развитие познавательных интересов        и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;

Воспитательные: формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков.

6. Актуальность и новизна данной программы заключена в соединении известных современных методик с наработками педагогов школы и синтезировании различных методологических подходов к обучению детей в классе раннего эстетического развития. Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий и гибкий подход, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений.

Как дисциплина сольфеджио представляет собой соединение двух составляющих: свода определённых правил (музыкальная грамота) и их практического освоения (пение нотами; определение по слуху; запись на бумаге). Многие из этих задач слишком сложны для детей дошкольного возраста, только начинающих писать и только пробующих управлять своим голосом, а потому на практике они заменяются на более доступные детям формы работы, предваряющие выработку необходимых для уроков сольфеджио навыков. Таким образом, музыкальные занятия с дошкольниками несколько отходят от первоначального значения предмета, и акцентируют внимание на музыкальной грамоте и начальных формах практического освоения материала.

Предмет «Занимательное сольфеджио» требует от учащихся концентрации внимания, вдумчивости, применения навыков логического мышления, то есть активной мыслительной деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте логическое мышление ребёнка развито слабо, поэтому делать на него ставку при обучении не стоит. Вместо этого у ребёнка преобладает образное мышление, а также заметна тяга к физической активности. Эти свойства необходимо использовать, подавая знания в приемлемой для ребёнка действенной или игровой форме. В то же время, с раннего возраста у ученика необходимо формировать осознанный подход к музыке. Конечной целью обучения является живой, неподдельный интерес ребёнка к музыкальному искусству, понимание его содержания и характера. Достижение этой цели требует кропотливой, целенаправленной работы учителя в рамках комплексного музыкального воспитания, подразумевающего разнообразие форм работы. Посредством слушания музыки, познания её теоретических основ, музыкального интонирования, движений под музыку, у ученика развивается чувство ритма и музыкальная память, мелодический и гармонический слух, он становится более эмоционально раскрепощенным и активным.

7. Особенности психологии дошкольников и ключевые моменты в их музыкальном воспитании;

Согласно особенностям возрастной психологии, учащиеся 5-6 лет легко познают мир музыки через игру, но при этом могут кратковременно сосредотачивать внимание на учебном процессе. Можно выделить следующие ключевые моменты в музыкальном воспитании дошкольников, которые необходимо учитывать при проведении занятий:

1.        Важно, чтобы ребёнок шел легко и с радостью на контакт с педагогом. При этом на уроках не должна царить атмосфера вседозволенности.

2.        Психология дошкольников предполагает довольно частую смену видов деятельности в течение урока. Когда на смену одному творческому заданию приходит иное, урок перестаёт быть предсказуемым, в нём возникает элемент неожиданности, обуславливающий интерес учащихся.

3.        Следует выстраивать уроки сообразно принципу «от общего – к частному». При изучении частного случая без системы, в которой он существует (например, отдельного звука «соль» без гаммы, как предлагают некоторые педагоги), есть опасность «за деревьями не видеть леса». Начальный обзор (пусть в самом общем плане) всей темы позволит ученикам видеть конечную цель. Такой подход обуславливает более последовательное усвоение материала.

4.        Важно поощрять инициативу учащихся на уроке. Ощущение себя интересным и значимым заставляет ребёнка прочувствовать уверенность в собственных силах, что является лучшей почвой для развития его творческого потенциала.

5.        На уроках необходимо использовать наглядные пособия. Детское сознание живо реагирует на яркие цвета и различные формы, в сочетании с которыми процесс получения знаний становятся более продуктивным.

8. Обоснование структуры программы учебного предмета;

Обоснованием структуры программы являются рекомендации по общеразвивающим программам, отражающие некоторые аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по четвертям.

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» требует наличие учебного кабинета, оснащённого пианино, учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллажи); наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, дидактического материала, наглядных пособий.

II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

1. Учебно-тематический план

№ п/п

Названия тем

Кол-во часов

I четверть

Музыка в нашей жизни. Звуки высокие, средние, низкие. Высота звука и зрительный образ. Музыкальные регистры.

1

Движение в жизни, в природе. Быстрое и медленное движение. Движение в музыке. Темп.

1

Звуки и ноты. Нотный стан.

1

Звукоряд. Гамма. Скрипичный ключ. Ноты первой октавы – ознакомление.

1

Ноты первой октавы. Запись нот.

1

Короткие и длинные звуки. Длительности нот.

1

Четвертная длительность. Доля равна четвертной длительности.

1

Восьмая длительность. Четверть равна двум восьмым.

1

Закрепление материала.

1

II четверть

Доля-пульс. Сильная, слабая доля. Акцент.

1

Размер 2/4. Такт. Тактовая черта.

1

Ритмические группы в размере 2/4.

1

Музыкальные паузы.

1

Размер 3/4.

1

Ритмические группы в размере 3/4.

1

Закрепление материала. Урок-игра.

1

III четверть

Направление движения мелодии. Распевки.

1

Лад. Мажор и минор.

1

Сольфеджирование песни по нотной записи.

1

Нота ДО второй октавы. Правила записи штилей.

1

Импровизация ритмических рисунков и ритмического сопровождения в размере 2/4.

1

Импровизация ритмических рисунков и ритмического сопровождения в размере 3/4.

1

Детализация динамических оттенков.

1

Закрепление материала.

1

IV четверть

Понятие тон, полутон.

1

Диез – знак повышения. Правописание диезов.

1

Бемоль – знак понижения. Правописание бемолей. Бекар.

1

Темпы в музыке.

1

Музыкальный синтаксис. Фраза. Цезура.

1

Звук, интервал, аккорд.

1

Подбор попевок и песенок от белых клавиш.

1

Закрепление и обобщение пройденного материала.

1

Всего

32

2. Методы работы на уроке

Используемые методы:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)

- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)

- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)

- Метод игровой мотивации (использование дидактических игр)

- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)

- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)

- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

- Групповой (организация работ в группах)

- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

3. Формы занятий

Практикуемые формы занятий (мелкогрупповая, групповая):

- Традиционный урок

- Комбинированное практическое занятие

- Беседа

- Игра

- Интегрированный урок (сольфеджио + ритмика, сольфеджио + хор)

- Открытый урок с присутствием родителей

III. Требования к уровню подготовки учащихся

1. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся выявляются в соответствии со стандартами. Уровень обязательной подготовки предполагает следующие умения и навыки: интонирование простых песен и упражнений, чтение несложных ритмических партитур, ориентация в ладу, освоение относительных ступеней, запись несложных ритмических подбор, транспонирование на фортепиано выученных песен и попевок, определение на слух основных элементов музыкального языка, а также метра, лада и интервалов (в виде мотивов).

2. Прогнозируемый результат

В результате обучения по программе учащиеся:

- освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный ключ, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 и 3/4, крещендо, диминуэндо), и т.д.

- овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам;

- разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух  размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств;

- обогатят свой словарно-понятийный запас;

- разовьют такие качества, как память и слух: запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.

К окончанию учебного курса, учащиеся должны овладеть следующими навыками:

Теоретические сведения

Названия нот, правописание нот в первой октаве, правильное написание штилей, скрипичный ключ. Регистры: высокий, низкий, средний. Лад: мажор и минор. Длительности: половинная, четверть, восьмая. Паузы: половинная, четвертная, восьмая. Темпы: быстрый, умеренный, медленный. Размеры: 2/4, 3/4. Штрихи: legatо, staccato. Динамические оттенки: f , p, mf, mp. Музыкальные жанры: марш, полька, вальс. Интервал: понятие интервала как расстояния между двумя звуками; широкий и узкий интервал; Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Вокально-интонационные навыки

Пение попевок, упражнений на нескольких нотах с постепенным расширением диапазона. Пение гаммы До мажор. Пение нотами простейших мелодий с поступенным движением вверх и вниз, с повторяющимися звуками, со скачками на тонику. Пение простых песен со словами и названиями нот. Пение песен с сопоставлением одноимённого мажора и минора. Чтение с листа по нотам простейших мелодий.

Метроритмические навыки

Движение под музыку (ходьба, бег, хлопки). Повторение прохлопанного ритмического рисунка (с постепенным увеличением количества длительностей). Простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, повторение ритма прозвучавшей или спетой мелодии. Определение сильной доли. Исполнение простейших ритмических партитур в размере 2/4 в сопровождении фортепиано и без него. Запись или выкладывание карточками ритмического рисунка на слух.

Слуховой анализ

Определение регистров. Анализ направления движения мелодии. Определение ладового наклонения. Определение темпа, штрихов, динамических оттенков пьесы. Определение размера. Определение пройденных длительностей на слух. Определение жанра пьесы (песня, танец, марш).

Творческие навыки

Подбор знакомых мелодий на фортепиано от разных нот. Проигрывание гаммы в разных регистрах, различными штрихами, с разными динамическими оттенками, в различном темпе.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В подготовительном классе возможна как текущая, промежуточная, так и итоговая проверка знаний.

Текущий контроль результатов воспитания и развития учеников осуществляет педагог методом наблюдения за учениками во время занятий, в процессе коллективной работы и проверки выполненных домашних (если таковые имеются) или классных работ.

Промежуточный контроль осуществляется по учебным четвертям, он может быть в форме:

- фронтальный опрос

- беглый опрос

- контрольные уроки в конце каждой четверти

- устное тестирование на закрепление теоретических знаний.

Итоговый контроль осуществляется по окончанию освоения учебной программы в форме итогового зачета. Форму зачета (устный, письменный, тестирование, дидактические карточки и т.д.) педагог в праве определить самостоятельно с учетом способностей и индивидуальных возможностей детей.

В случае желания продолжить обучение в МБУДО «Восходненская ДМШ», ребенок зачисляется в первый класс по итоговым результатам освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» в соответствии вступительных программных требований на дополнительную предпрофессиональную или дополнительную общеразвивающую программу.

2. Критерии оценки

Несмотря на то, что в подготовительном классе невозможно применить стандартную систему оценок, контроль над работой учащихся здесь не менее важен. Для детей 5-6 лет необходимо выработать психологически оправданную и доступную понимания ребенка систему оценок и поощрений. Это могут быть наклейки, штампы, словесные ремарки (отлично, хорошо, старайся и т.д.). Главное, чтобы учащиеся постоянно ощущали заинтересованность педагога в их успехах и достижениях.

Общие критерии оценивания в рамках промежуточной и итоговой аттестации по предметам теоретической подготовки

Оценка

Описание критериев

5/«отлично»

чистое интонирование, уверенный темп ответа, демонстрация основных теоретических знаний.

4/«хорошо»

недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, хороший темп ответа, незначительные ошибки в теоретических знаниях.

3/«удовлетворительно»

плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

«неаттестованно»  

отсутствие ребенка на занятиях (по болезни или другим независящим от ребенка обстоятельствам)

«Зачёт»/ «незачёт»

Отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

V. Методическое обеспечение учебного процесса

«Занимательное сольфеджио» является предметом, специфически объединяющим различные виды музыкальной деятельности, особенно активизирующим развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти и мышления. На занятиях «Занимательное сольфеджио» развиваются также и творческие способности обучающихся (импровизация, подбор, художественный вкус). Большинство задач на уроках решается в процессе пения, поэтому при работе с обучающимися следует помнить о возрастных особенностях детей. Успешное усвоение программы поможет обучающимся в занятиях по всем другим предметам: специальному инструменту, сольному пению, хору. Все занятия следует проводить в хорошем темпе, с большим эмоциональным подъемом, успевая проработать за урок следующие разделы, включенные в программу:

- Формирование вокально-интонационных навыков;

- Сольфеджирование;

- Метроритмическое освоение изучаемого материала;

- Определение на слух;

- Развитие творческих навыков;

- Теоретические сведения;

В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио, а также разнообразные сборники детских песен и игр. Для домашних заданий (если таковые имеются) используется Рабочая тетрадь.

Работа над интонированием

На первых занятиях у ребёнка вырабатывается умение слушать музыкальные и немузыкальные звуки. Затем - умение различать звуки разные по высоте, определять окрас звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука (короткий, длинный) и качественными определениями (острый, колючий, плавный, твёрдый, мягкий). Высота звука связывается с пространственно – образными понятиями. Если звук большой, толстый, тяжёлый – значит он низкий и грубый, а если маленький, игрушечный, волшебный – значит звук высокий. В возрасте 5 лет ребёнок уже хорошо знает звуки, извлекаемые разными животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на прослушивание звуков окружающего мира. Без чёткого для себя определения высоты звука ребенок не может овладеть таким сложным навыком как интонирование. А, подражая голосам животных и птиц, он постепенно «омузыкаливает» их голоса, переходя от декламации к пению.

Работа над метроритмом

Определить временные границы явления ребёнку очень сложно. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче нового материала опираться на то. Что известно ребёнку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Собака лает (ладоши отскакивают) – значит, звуки короткие, кошка мяукает (ладоши прилипают) – значит, звуки длинные.

Одновременно проводится работа над делением слов на слоги, над осознанием ударных и безударных слогов (ударный слог в слове один – это длинный звук, а безударных может быть несколько – это короткие звуки). Затем предлагаются небольшие поговорки, стихи – проходит их анализ и запись ритмического рисунка с помощью коротких и длинных палочек (короткие звуки объединяются в пары ребром, к каждой палочке рисуем бусинку-нотку). Полученные ритмические рисунки прочитываются ребёнком пальчиком то правой, то левой рукой.

Теоретическое понятие метра, конечно, не доступно пониманию детей этого возраста. Но слуховые и двигательные упражнения могут быть включены как один из приёмов метроритмического развития: маршируем под счёт 1,2,3,4 – значит размер 4\4 (ознакомление): шаг с двумя приседаниями под счёт 1.2,3 – значит размер 3\4; пружинка или прыжки под счёт1,2 – значит размер 2\4.

Воспитание музыкального восприятия

При любой форме работы присутствует воспитание музыкального восприятия. Опора на сказку, фантазию, природу, животных – это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей раннего возраста. Поэтому на первых же занятиях присутствует слуховой анализ звуков, даётся их характеристика: длинный, короткий, высокий, низкий, тяжёлый, лёгкий, тёмный, светлый, колючий, мягкий и т.д. Именно таким образом воспитывается восприятие более сложных моментов: темп, динамика, тембр. Направление движения мелодии, её настроение (мажор – минор), количество фраз, их качество. Основная форма работы при этом остаётся игра.

Творческие навыки

Рисунки к содержанию песен, стихов, потешек. Предложенные эскизы в музыкальных прописях домыслить, дорисовать, раскрасить, нарисовать фон. Изображение-подражание движениям животных. Движение под музыку «как нравиться». Ритмические импровизации на шумовых инструментах.

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио, которые способствуют развитию внутреннего музыкального слуха. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. К окончанию обучения дети должны уметь интонировать простейшие попевки на одном, двух звуках в пределах тетрахорда,    основанных на тонико-доминантовых тяготениях.

Цель слухового анализа – включение обучающихся в процесс интонирования, осознания разнообразных связей звуковых элементов. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Изучение теоретических сведений в подготовительной общеразвивающей программе сводится к минимуму. Однако, все вышеперечисленные формы работы так или иначе связаны с изучаемым теоретическим материалом, поэтому включение заданий по теории на уроках сольфеджио необходимы. При изучении теоретических сведений следует руководствоваться следующими принципами: теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка; перед полным осознанием того или иного теоретического материала учащимся предлагается его «общее усвоение».

VI. Список учебной и методической литературы

  1. Абросова О. Нотные прописи. Для начинающих. – М. :Музыка, 2008.
  2. Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. Нотная азбука. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 26 с.
  3. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. В 2 частях. – М.: Издательство Московской консерватории, 1998. – 61 с.
  4. Беляева-Экземплярская С. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. СПб.:Беляева-Экземплярская, 1925. – 324 с.
  5. Вишняк Е. Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ. – М., 1986. – 47 с.
  6. Геталова О. Секреты Дилидона. Нотная грамота для маленьких музыкантов. Рабочая тетрадь – раскраска. СПб., Композитор Санкт-Петербург, 2000. – 41 с.
  7. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребёнком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 240 с.
  8. Гребельник С. Формирование у дошкольников абсолютного музыкального слуха // Вопросы психологии. – М., 1984. №2, с. 90-98.
  9. Домогацкая И. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет. – М.: Классика-XXI, 2004. – 44 с.
  10. Домогацкая И. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» – в сб.: Авторские программы по предметам «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет», «Сочинение», «Слушание музыки». – М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998. – с. 3-38.
  11. Домогацкая И., Чустова Л. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998. – 38 с.
  12. Дьяченко О. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – М., 1987. №1, с. 44-51.
  13. Евсеева Ю. До-ре-ми-фа-солька!: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – М.: Каро, 2009. – 96 с.
  14. Калинина Г. Музыкальные прописи. – М.: Калинин, 2011. – 24 с.
  15. Князева Л. Музыкально-творческие задания для начинающих. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ. – М., 1989. – 41 с.
  16. Кончаловская Н. Нотная азбука. – М.: Малыш, 1976. – 54 с.
  17. Королева Е.        Музыка в сказках, стихах и картинках. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. – М.: Просвещение, 1988. – 79 с.
  18. Костина Э. «Камертон»: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006 – 223 с.
  19. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ. Л.: Музыка, 1984. – 30. с.
  20. Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие для учащихся подготовительных групп. – М.: Просвещение, 1994. – 47 с.