Игровые упражнения как средство развития артикуляционного аппарата детей старшего дошкольного возраста для подготовки к пению

Кушнарёва Надежда Сергеевна

Пение подразумевает слаженность всех составляющих элементов работы голосового аппарата: дыхания, звукообразования, дикции и артикуляции. Современное эстрадное исполнительское искусство в широком понимании этого слова, в большинстве случаев, не достаточно владеет артикуляцией. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста. Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются актуальными в вокально-исполнительской работе, в особенности исполнения вокальных произведений ребенком  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целью артикуляционных игр является формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

Артикуляционные упражнения проводятся с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Мною был разработан следующий комплекс упражнения для детей 5- 7 лет

Упражнения, направленные на активизацию мышц губ:

        «Слоник»  -  «Подражаю я слону, губы хоботом тяну. Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять» .Это упражнение дает возможность ощутить правильную работу не только губ, но и мышц лица.При выполнении данного упражнения необходимо максимально вытягивать губы вперед, сложив их хоботком, избегать напряжения мышц лица, шеи, плечевого пояса.  

        «Лягушонок» - «Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам». На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок), на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены.

«Улыбочка» - «Растяни в улыбке губы, и пропой тихонько:  "И-и-и". Зубки все у нас видны. Сверху, снизу, посмотри». Нужно растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Указательными пальцами обеих рук  касаемся уголков губ.

«Лягушки улыбаются»- «Квака любит улыбаться (губы растягиваем в широкой улыбке).Рот у Кваки до ушей, очень нравится лягушкам, хоть завязочки пришей. (поворачиваем голову в стороны)Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца(смотрим глазами сначала вправо, затем влево)

Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Упражнение для освобождения нижней челюсти:

        «Бегемотик» - «Рот пошире открываем, в бегемотика играем». Необходимо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.

«Кукла»- Подпираем подбородок рукой, сложенной в кулак, и начинаем, через небольшое сопротивление, отодвигать нижней челюстью кулак вниз. На каждое движение приходится звук, в котором перед сочетанием АГА добавляется согласный звук по алфавиту (БАГА, ВАГА, ГАГА и т.д.).Важно помнить, что рот открывается исключительно по вертикали и к тому же величиной на четыре пальца. Нужно вспомнить, как открывается рот у ростовой куклы, и повторить это движение, акцентируя внимание на неподвижности верхней челюсти.

«Яблоко» - Представьте, что перед вами – большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. При выполнении данного упражнения ,нужно широко открыть рот.

 Упражнения для мышц лица: «Назойливый комар»  - «Летает по ночам комар, не дает заснуть он нам». В этом упражнении необходимо представить, что на лицо всё время садится комар. И мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Упражнения для 4-5 лет, направленные на снятие зажатия и напряжения мышц лица и шеи

«Хомячок» - «Жил обжора хомячок, делал он запасы в прок. Щёку правую набил, в левую переложил. И в мешок не позабыл, все орешки он сложил». Рот закрыт, губы плотно сжаты. Надуть правую щёку, затем плавно перегнать воздух в левую щёку. Руками поочерёдно сложить «орешки» в мешок, а затем закинуть его за спину. Это упражнение помогает развивать образное воображение ребенка, фантазию, развитие быстроты реакции

Упражнения для языка:

«Орешки» - «Лежит орешек за щекой, а теперь и за другой.

Мой язык как белка скачет, и  в дупле орехи прячет». Рот закрыт. Губы в сомкнутом свободном положении. Упереть кончик языка сначала в правую щёку, затем в левую. Руки, согнутые в кистях, прижать к груди.

        «Маятник» - « Язык как маятник часов готов качаться вновь и вновь». При выполнении нужно открыть рот, растянуть губы в улыбку, вытянуть  язык и натянуть его, далее, нужно касаться  острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Важно следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть.

«Футбол» - «Буду я в футбол играть, буду мяч не пропускать». Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.

«Дятел»- «Дятел, дятел тук-тук-тук Д-Д-Д. Ты чего стучишь, мой друг Д-Д-Д. Я  не зря во рту стучу Д-Д-Д. Звукам правильным учу». При выполнении данного упражнения нужно улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося  четко, отрывисто, звук «Д-Д-Д». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстряя темп. Важно следить за тем, чтобы рот был все время открыт, губы - в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык.

        Чтение скороговорок.

При чтении скороговорок  важно следить за ритмичностью  и чёткостью произношения. Начинать следует  в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произношения не снижались.

«Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж».

«Рано утром два барана барабанят в барабаны».

«Мыла Мила мылом пол»

«Шесть мышат в шалаше шуршат»

«Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон»

Распевки-скороговорки:

1.Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

2.Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги

Ди-ги, ди-ги

Ди-ги, ди-ги дай.

3.Петя шел, шел, шел

И горошину нашел,

А горошина упала

Покатилась и пропала,

Ох-ох-ох-ох,

Где-то вырастит горох.

Чтение скороговорок считается очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков и способствует развитию речи и артикуляции.

        Слоговые цепочки:

При выполнении данного упражнения, вначале берем глубокий вдох носом, удерживает воздух животом «надуваем живот как шарик», и на выдохе проговариваем последовательный набор слогов: «Му-мо-ма-мэ-ми-мы; Ду-до-да-дэ-ди-ды; Ру-ро-ра-рэ-ри-ры; Ну-но-на-нэ-ни-ны». Данное упражнение позволяет следить за четким произношением согласных звуков. Так же следует обращать особое внимание на использование правильного дыхания, выдох не должен быть сильным.

Упражнение «Мы шагаем по мосту»

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Упражнение « Кот»
От-от-от – полосатый кот.
Та-та-та – увидели кота.
Ту-ту-ту – подошли к коту.
Том-том-том – поиграй с котом.
Та-та-та – хвостик у кота.
Те-те-те – помним о коте.

Упражнение «Волна»
На-на-на – синяя волна.
Ну-ну-ну – не ныряй в волну.

Упражнение «Сова»

Ва-ва-ва – серая сова.

Ву-ву-ву – видели сову.

Упражнение « Коза»

За-за-за – серая коза.

Зы-зы-зы – рожки у козы.

Зе-зе-зе – травку дам козе.

Зу-зу-зу – я пасу козу.

Логоритмические упражнения:

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Дошкольники с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Упражнение «Машина»

Педагог совместно с детьми проговаривает слова и выполняет следующие движения:

Би-би-би – гудит машина ( Руками изображается нажатие гудка машины)
И гудит мотор (Кулачки быстро крутятся вокруг друг друга)
Тук-тук-тук – мотор стучит ( Кулачки стучат друг по другу поочередно)
Едем, едем, едем ( Хлопки в ладоши)
Шины трутся о дорогу. (Потирание ладошек)
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса ( Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат ( Топают ногами)

Упражнение «Лес»

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Упражнение «Скок»

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!

Упражнение «Чудесное превращение»

Дилы- дилы-дилы- появились крокодилы  (Дети изображают дремлющего крокодила)

Моты-моты-моты- появились бегемоты (Широкие шаги по кругу)

Афы-афы-афы-жуют листики жирафы(Дети встают на носочки,тянутся руками вверх)

Ны-ны-ны- водой брызгают слоны( Дети надувают  и сдувают щеки)

Игры-подражания с речевым сопровождением. Данные упражнения помогают добиться четкости в произношении, выразительности текста.Как уже отмечалось, основой обучения детей дошкольного возраста является стремление детей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции,интонация, тембровая окраса.

Упражнение «Птичий двор»

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Соседи»

Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну, а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо в стихах и играх закреплять звуки ,вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов.Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.