Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

Даукшис Наталья Николаевна

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность

своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать

и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать

себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце

зимы - «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться,

удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.

Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного

воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на

Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно

опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам

русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет

более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность

понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко

грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного

гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa-sdelano.docx31.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-творческий

проект

«Широкая Масленица»

                                                                                Подготовили:

                                                                             Музыкальный руководитель

                                                           Даукшис Н.Н.,

                                                                                           Инструктор по физической культуре

                                                            Королева Е.А.

12 марта 2021 год

Музыкально-творческий проект

«Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.

Тип проекта:

по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали

участие дети 1 и 2 младших, средних, старших, подготовительных групп);

По доминирующему методу –

познавательно-игровой,

музыкально-творческий;

По предметным областям – межпредметный (литература, музыка,

физическая культура);

По продолжительности

краткосрочный

(2хнедельный - с 1 марта по 12 марта 2021 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Даукшис Н.Н.,

инструктор по физической культуре Королева Е.А.,

воспитатели 1 младших, 2 младших, средних, старших, подготовительных

групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный (1 марта – 12 марта 2021 года).

Направление деятельности проекта:

Синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Интеграция с другими образовательными областями:

музыка, художественное творчество, здоровье, коммуникация, познание.

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность

своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать

и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать

себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце

зимы - «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться,

удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.

Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного

воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на

Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно

опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам

русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет

более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность

понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко

грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного

гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении

календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором

переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих

традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-

нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального

народного творчества.

Педагогическая цель проекта:

решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре;

формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям;

обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.

Цели проекта:

1 - создание условий для повышения интереса к традициям русского народа –

празднику Масленице.

2 - воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.

3 - воспитание любви к родному краю.

4 - воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости,

доброты, правдивости, гордости за свой край.

5 - развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского

мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского

фольклора.

Детская цель:

умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать,

любить и прощать;

уважительно относиться к национальным традициям.

Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

Задачи:

 возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

 обогащать духовный мир детей;

 обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

 вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-

действии;

 приобщить всех участников проекта к традиции проведения

народного праздника Масленицы;

 воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских

традициях;

 систематизация знаний, стимулирующих развитие

познавательных и творческих способностей;

 формировать способности к творческому самовыражению и

потребности в нем;

 формировать у детей начал национального самосознания,

воспитание любви к Родине, ее традициям;

 знакомить детей с различными жанрами устного народного

творчества;

 развивать художественно-творческую деятельность путем

ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской

культуры;

 формировать у детей гражданскую принадлежность;

 развивать духовно-нравственные качества: доброту,

великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Предшествующая работа:

  • Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
  • Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
  • Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных

игр.)

  • Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с

утварью быта крестьян прошлого века).

  • Слушание русской народной музыки (масленичные песни).
  • Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая

масленица».

Материал и оборудование:

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Медведя,

Бабы Яги, Затейницы и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки,

свистульки.

Технические средства: музыкальный центр, колонки, микрофоны,

фотоаппарат.

Спортивное оборудование: обручи, санки, лыжи, вёдра, коромысла,

санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: потешки, р.н.песни, игровые хороводы, Зарядка, Хоровод с Весной.

Игровая деятельность:

игры - аттракционы «Бубен», «Санки», «Карусель», катание на Пони,

«Ледяные фигуры», «Лыжи», «Перенеси вёдра», «Платок», «Санки-

ледянки», «Перетягивание каната».

Планирование работы над проектом:

1 -выбор формы реализации проекта.

2 -составление сценария.

3 -работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее

обработке и поиску недостающей.

4 -проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление

интересующих детей вопросов.

5 - распределение ролей (среди воспитателей);

- выбор декораторов (помощь в оформлении);

- выбор затейников (для организации игр).

6 –продумывание и подбор костюмов.

7 -разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для

выступления во время праздника.

8 -проведение праздника «Широкая Масленица».

9 -подведение итогов реализации проекта.

10 -организация места проведения праздника (спортивного участка).

11 -проведение инструктажа по технике безопасности.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

1 Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;

2 Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;

3 Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.

4 Определение темы проекта;

5 Формулировка цели и задач;

6 Создание творческой группы;

7 Мониторинг детей и родителей;

8 Подбор литературы;

9 Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;

10 Разработка сценария мероприятия;

11 Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;

12 Подготовка подвижных игр и соревнований.

II.Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

1 Наблюдение за изменениями в природе;

2 Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;

3 Заучивание закличек, стихов;

4 Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

5 Знакомство со значением и обычаями праздника.

Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек, частушек,

хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Знакомство

детей со значением слова «Заигрыш»

Вторник - Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…».

Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.

Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.

Знакомство со значением и символикой блинов.

Среда - Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в

мешках», « Ловкие и смелые». Развитие физических качеств. Беседа «Что мы узнали о масленице».

Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»-

Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие

«Прощай, Масленица»

Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы.

Помощь в организации. Создание праздничного настроения.

III.Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для

формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

1 Музыкально-спортивный праздник на улице;

2 Консультация для родителей «Как мы провели масленицу».

3 Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».

4 Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.

5 Подготовка к презентации к защите проекта.

6 Защита проекта «Широкая Масленица»

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

1 Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2 Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3 Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

4 Расширение кругозора детей.

5 Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.

6 Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7 Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со

всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло

обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности,

стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с

традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них

кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность

почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в

себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим

интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство

ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой

цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее

яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта оценивается в целом по результатам

диагностических исследований.

1

Интервьюирование детей

«Что ты знаешь о

народных праздниках?»

2

Индивидуальные беседы с детьми

«Традиции твоей семьи»

«Моя родина - Россия»

3

Наблюдение за свободной самостоятельной

деятельностью детей

4

Анализ продуктивной деятельности  (рисунки)

«Дорога в добрый мир»

 «Веселые Скоморохи»

 «Как мы Масленицу

провожали»                  

5

Анкетирование родителей

(март-апрель)

 Итогом реализации проекта «Широкая Масленица» станет музыкальный праздник на улице.

Методы и формы организации проекта:

- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;

- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора,

посвященного празднику;

- подвижные игры, сюрпризные моменты;

- проведение развлечения «Широкая Масленица».

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1 Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003

2 Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном

учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3 Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4 Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР:

Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988

5 Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в

дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6 Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей

5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001

7 Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа

оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8 Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург

«Детство-Пресс» 2000г.

9 «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч.

центр» 1998 г. В. М. Петров

10 «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных

учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

11 «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

12 «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

13 «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников»

М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

14 «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

15 «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

16 «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А.

Лапшина, Волгоград 2001 г.

17 Интернет - источники

Сценарий праздника Масленицы для всех групп детского сада

Звучит русская народная песня «А мы Масленицу дожидались» - появляются  скоморохи.

Скоморохи: (под музыку)

1- й. Здравствуйте, ребята дорогие,

маленькие и большие!

Масленицу широкую открываем,

веселье начинаем.

2-й. Уж ты, зимушка-зима,

все дороги замела.

Все дороги и пути,

не проехать, не пройти.

1-й. В хороводе мы пойдём,

дружно спляшем и споём.

Подходите гости, разомните кости!

2-й. Сегодня Масленица приглашает в гости!

Крепче за руки беритесь,

и в кружок все становитесь.

Хоровод. Русская народная песня «Как мы Масленицу дожидались».

1-й: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом весёлом народном празднике – Масленице - конце зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо – голубым, а солнце – ярким.

2-й: В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, пляски, песни. Главное угощение праздника – это блины

1-й: Каждый день Масленицы имел своё название и свои забавы.

Понедельник – встреча.

В этот день было принято встречать Масленицу.

2-й: В понедельник все встречали Масленицу: звали её, приглашали в гости на широкий двор:

Приезжай к нам в гости,

Масленица, на широкий двор:

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцем потешаться!

Общий хоровод «Друг за другом».

2-й: Понедельник-Встреча! Встретились, поздоровались, обнялись! А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.

Игра называется «Блины – лепёшки»

Вот Затейница пришла, да Весну с собою привела.

Игра « Ворота»

Вторник – заигрыш. В этот день дети и молодёжь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на неё одежду, обували в лапти и возили по деревням – поздравляли с праздником и выпрашивали блины.

2-й:Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Игра «Карусели»(для малышей)

Скоморохи (вместе)А теперь, детишки, отгадайте наши загадки.

ЗАГАДКИ

1-й:Он круглый и румяный,

Его любят со сметаной,

И с вареньем и с медком,

Вкус его нам всем знаком.      (Блин)

2-й: Стоит медный великан,

А под ним пустой стакан.

Пышет пар, блины шкварчат,

Все стакан налить хотят.

Сапогом нагоним жар.

Перед нами.(самовар)

1-й: Провожаем зиму мы,

И печем, едим блины,

Весну дружно мы встречаем,

Что мы отмечаем?(Масленицу.)

2–й: Символ зимушки — зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.(чучело Масленицы)

Затейница: Без него не обойтись,

Если с тестом завелись,

Без него и блин, не блин,

Сей продукт необходим!

Он на солнышко похож,

Его мигом режет нож,

В холодильнике хранят,

С хлебом съесть его хотят! (Масло.)

2-й: С последним сугробом проснулась она,

И первой траве улыбнулась….(весна)

Весна: Молодцы какие, все загадки отгадали. Что же дальше у вас?

2 –й: Среда – лакомка. В этот день начинали кататься с гор взрослые, также катались на тройке лошадей с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими Масленичными яствами.

Игра с Медведем

1-й: Четверг – широкий, разгуляй-четверток. В этот день веселье усиливалось. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки и играли

2-й: Ну что ж ребята, а теперь мы поиграем.

Проводится игра: «Катание на метлах»

1-й: Пятница и Суббота – посиделки. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. Угощали друг друга, велись разговоры о житье - бытье.

Проводится игра: «Сковорода»

2-й: Воскресенье – прощённый день. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

1-й:А потом при всём народе сжигали чучело Масленицы. Это означало, что Зима закончилась, пришло время Весне.

2-й:По старинному русскому обычаю давайте станем в дружный хоровод и с почетом простимся с зимой.

Звучит русская народная песня «Прощай масленица».

(Выносят подносы с блинами, салфетки. Скоморохи подходят и угощают детей.)

Звучит музыка «До свидания Масленица»