Формы и методы работы с оркестром

Клеймёнова Татьяна Алексеевна

Репетиционная работа с оркестром имеет свою систему, незнание которой делает дирижерский труд неэффективным. Система эта не мо­жет быть стандартной, но лежащие в ее основе закономерности долж­ны учитываться руководителем-дирижером во всех случаях.  Вся работа руководителя оркестра должна вестись по заранее продуманному плану. На всех репетициях оркестра каждый час, каж­дая минута должны быть строго распределены. Эффективные способы, методы и формы для каждой репетиции должны планироваться руково­дителем. Только плановая оркестровая работа дает положительный результат. Она исходит из реальных основных положений: практи­ческой возможности выполнения плана, подбора произведения или программы для оркестра с учетом возможностей коллектива. При этом необходимо учитывать и наличный состав оркестра, и его квалификацию, и, наконец, заинтересованность коллектива в выбранном произведении. Примерный план, при составлении которого учитывается: объем задания (количество пьес), квалификация исполнителей, сложность музыкального материала, его особенности, привычность или непри­вычность для исполнения, время, отведенное для работы, условия труда. Упустить из виду любое из этих условий - значит составить заведомо нереальный план и обречь работу на неудачу. Репетиции планируются целиком для ознакомления новых произведений, для под­готовки новой программы или отдельного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_orkestrom.docx37.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т.А. Клеймёнова

Формы и методы работы с оркестром.

 

Дирижерское искусство – искусство управления коллективным  музыкальным исполнением. Существует мнение , что дирижирование – некая разновидность  сольного музыкального исполнительства, только инструментом дирижера является оркестр. Это верно, но не означает, что в руках дирижера заключен бездумный исполнитель его воли. Есть и другое мнение: дирижер – организатор творческих усилий большой группы музыкантов, участников коллектива. Это также верно, но не означает, что руководитель лишь функциональный придаток коллектива, его, так сказать, организационный координатор. Дирижер оркестра утверждает и себя, и свое искусство главным образом в организационных и педагогических формах влияния на коллектив. Успех его деятельности в коллективе зависит и от качества воспитательной работы с исполнителями, и от продуктивности труда, и от творческого контакта с людьми, и от того, насколько увлекательны поставленные перед коллективом задачи, и, наконец, от качества дирижирования, то есть насколько глубоко он способен понять авторский замысел произведения и убедительно раскрыть его  в своих дирижерских действиях.

    Основная форма работы с оркестровым коллективом – репетиция – процесс подготовки исполнения произведения. Проведение репетиции требует от дирижера наличия педагогических способностей , умения работать с музыкальным коллективом, такта в обращении с исполнителями. Очень важно создать на репетиции творческую атмосферу, вовлечь музыкантов в творческий процесс, заставить их совместно работать над произведением. Творческая атмосфера целиком зависит от умения , опыта и личных качеств  дирижера, создать ее – одна из главных задач дирижера. Поведение дирижера во время репетиции должно быть примером для исполнителей, побуждать их с большим рвением выполнять свою задачу. Дирижеру следует быть подтянутым, организованным, собранным. Исполнители не должны видеть в нем проявления человеческих слабостей, утомления, раздражительности и прочее. Отношение дирижера к исполнителям должно быть корректным, лишенным грубости. Дирижер не имеет права показывать своей досады, встречаясь с непониманием  его замечаний. Не следует также нервничать, когда какое-то место в партитуре долго не получается в оркестре. Он поступит более разумно, если будет передавать исполнителям свою уверенность в скором достижении хорошего результата.

   В отличии от музыкантов других профессий руководитель оркестра рассматривает музыкальное произведение не только с целью выяснения, что автор в нем выразил и какими средствами , но и с точки зрения, что он сам как дирижер должен сделать, чтобы произведение звучало именно так.

   Таким образом, целью репетиции можно считать насыщенный творческий процесс, раскрывающий возможности и законы исполнительского оркестрового искусства, формирующий у участников коллектива ясное понимание того, что они должны выразить в данный момент своего творчества и какими именно средствами.

    В связи с этой целью возникают и задачи репетиции, связанные с выявлением идейно-художественного содержания изучаемого произведения: достижение исполнительского ансамбля (темповая, агогическая, ритмическая согласованность в группах и оркестре в целом); совершенствование необходимых оркестровых исполнительских навыков участников коллектива.

     Репетиционная работа с оркестром имеет свою систему, незнание которой делает дирижерский труд неэффективным. Система эта не может быть стандартной, но лежащие в ее основе закономерности должны учитываться руководителем-дирижером во всех случаях. Какие же это закономерности?    

     Вся работа руководителя оркестра должна вестись по заранее продуманному плану. На всех репетициях оркестра каждый час, каждая минута должны быть строго распределены. Эффективные способы, методы и формы для каждой репетиции должны планироваться руководителем. Только плановая оркестровая работа дает положительный результат. Она исходит из реальных основных положений: практической возможности выполнения плана, подбора произведения или программы для оркестра с учетом возможностей коллектива. При этом необходимо учитывать и наличный состав оркестра, и его квалификацию, и, наконец, заинтересованность коллектива в выбранном произведении. Примерный план, при составлении которого учитывается: объем задания (количество пьес), квалификация исполнителей, сложность музыкального материала, его особенности, привычность или непривычность для исполнения, время, отведенное для работы, условия труда. Упустить из виду любое из этих условий - значит составить заведомо нереальный план и обречь работу на неудачу. Репетиции планируются целиком для ознакомления новых произведений, для подготовки новой программы или отдельного выступления. При этом составляется план с учетом содержания каждой репетиции в отдельности.  

     Под содержанием репетиционной работы понимается серия практических задач, которые решаются в процессе освоения произведения. Это может быть разбор партий, различные упражнения в преодолении технических трудностей материала, освоение необычных, ритмически сложных построений с частыми сменами темпа и фактуры, выработка устойчивого ансамбля, единообразия во фразировке, штрихах, динамике, выработка звукового баланса и равновесия групп оркестра и многое другое. На разных этапах готовности репетируемой в оркестре пьесы разным будет и содержание работы над ней. Жизнь и практика могут подсказать любые варианты, но, как правило, такие элементы, как фразировка, штрихи и динамика, не станут содержанием работы оркестра до того, как будет закончена изучение нотного материала и отработка сложных пассажей. Таким образом, в содержании работы всегда должна быть определенная последовательность. Именно это условие должен учитывать дирижер, составляя  план работы с оркестром.

Сведения о новом произведении должны быть изложены коллективу в начале репетиционного процесса. Но возможен и такой вариант, когда руководитель в течении нескольких репетиций, пока изучается произведение, может рассказывать некоторые эпизоды из жизни автора, об истории создания и исполнения пьесы.

   Знакомить с произведениями можно несколькими путями. Например, прослушать аудиозапись произведения в исполнении профессионального коллектива, делая при этом по ходу звучания пояснения, касающиеся формы произведения, гармонии, проведения основных тем, определенных эпизодов красочного звучания и т.д.При подготовке к оркестровым занятиям необходимо учитывать не только оркестр в целом, но и особенности каждого оркестранта: степень подготовленности в музыкальном отношении, увлечение музыкой и т.д. Это всегда помогает руководителю строить занятия правильно, ставить проблемные вопросы, доступные для оркестрантов, подбирать интересные примеры, близкие им по характеру деятельности, жизни и др.

   Для получения обратной связи дирижер использует современные технические средства обучения. Например, в конце оркестровых занятий с помощью аудио и видеотехники   прослушать  или просмотреть исполнение оркестра. Затем обсудить, правильно и объективно оценить услышанное.

   Какими методами может руководитель достигнуть реализации своего плана работы с оркестром? Вопрос этот касается в основном репетиционной работы с оркестром. Их много, но при работе с оркестром руководитель использует в основном три метода: метод мануального показа, метод объяснения и метод слуховой наглядности. Остановимся на каждом из них. Метод мануального показа - основной. Связан он непосредственно с техникой дирижирования. Движение рук, мимика лица, движение корпуса должны ясно выражать, что требует от участников руководитель. Овладение основами этой техники начинается с первых шагов, когда руководитель избирает для себя профессию дирижера. Но непосредственно техникой дирижирования данной пьесы он овладевает (одновременно с изучением ее партитуры), когда работает отдельно над каждым ее элементом. Метод показа, таким образом, находится в связи с практическими знаниями дирижерского элемента партитуры.

  Используя метод объяснения, руководитель на репетиции с оркестром может рассказать и о композиторе, пьеса которого изучается, и о содержании пьесы, и о многом другом. Однако надо помнить, что участники оркестра не терпят длинных "лекций",  поэтому речь дирижера должна быть лаконичной . С помощью этого метода объясняются различные стороны музыкального материала, поправляются ошибки оркестрантов, объясняются значения неизвестных терминов, уточняются приемы исполнения, штрихи и динамические оттенки. Метод объяснения может применяться на всех репетициях с оркестром, когда выясняются вопросы, связанные о техникой исполнения произведения. Замечания носят характер конкретности и лишь в отдельных случаях являются наводящими по форме. Лучше говорить: "короче", "острее", "мягче" и т.д. и избегать слов "таинственно", "утомленно", "безжизненно". Безусловно, и эти слова необходимо иметь в оркестровом лексиконе руководителя, но пользоваться ими можно на том этапе, когда решаются не музыкально-технические, а уже образно-художественные задачи. Речь профессионала-дирижера отличается простотой, точностью определений, броскими образными сравнениями.

Полезно, а часто просто необходимо использовать метод слуховой наглядности. Иногда руководитель заставляет оркестр много раз повторять один и тот же отрывок, пытаясь что-то в нем улучшить объяснениями во время остановки звучания. Несмотря на все эти старания, оркестр никак не может понять, что требует от него руководитель. Но стоит только руководителю выразительно просольфеджировать нужную фразу, отыскав ней определенную точку, подчеркнуть ее движением руки, как оркестр сразу же ответит правильным исполнением. Совсем необязательно для этого иметь красивый , поставленный голос, но спеть фразу нужно обязательно чисто, точно, выразительно.

   Не ограничиваясь показом фразировки голосом, руководитель может сыграть фразу на каком-либо инструменте, но делать это нужно только хорошо, иначе пропадет весь эффект показа.

   Можно применять одновременно метод мануального показа и метод объяснения. Нередко мы наблюдаем это на репетициях, когда руководитель произносит: "тише", "еще тише", "не загоняйте", "отчетливее аккомпанемент", " прибавьте звук", и при этом одновременно все подтверждается движением рук, мимикой.

   В работе с оркестром дирижер использует в определенном чередовании все три метода одновременно, не забывая при этом, что метод показа является основным.

     Помимо методов существуют три формы работы с оркестром: обще оркестровая, групповая и индивидуальная. Надобность в той или иной форме определяется руководителем в зависимости от особенностей музыкального материала, технической сложности произведения, но, главным образом, от квалификации и опыта оркестрового коллектива.

Общеоркестровая - основная форма работы. Ее используют при "читке с листа" и черновом знакомстве с материалом;  при решении динамических задач, а также общих штрихов, дыхания, нюансов и темповых модификаций; при заучивании пьесы наизусть.

Групповая форма работы дает возможность разнообразить штрихи, аппликатуру и способы звукоизвлечения массы однотипных инструментов. Работа группами целесообразна после корректур, в стадии, предваряющей чистовые прогоны, при условии, что руководитель уже познакомил оркестр с основными своими намерениями.

    Групповую работу не обязательно проводить самому руководителю. Во многих случаях умелый и опытный концертмейстер делает это не хуже его. В принципе деловой контакт к опора на концертмейстера очень полезны руководителю. Продуктивность оркестровой работы при его содействии всегда возрастает.

Индивидуальная форма работы предусматривает отработку с отдельными исполнителями наиболее ответственных мест в их партии, технических пассажей и фразировки. Это может происходить как  на общей репетиции так и вне ее. По указанию или просьбе руководителя участник коллектива может найти место и время для отработки трудных мест оркестровой партии в самостоятельной работе либо непосредственно с самим дирижером При переходе от изучения партитуры к работе в оркестре руководитель практически сталкивается с одной из сложнейших сторон
управления коллективным музыкальным исполнением - дирижерским контролем.        В силу организующего характера его миссии и необходимости сосредоточить в одном рабочем узле и управление исполнением, и контроль за ним, дирижер не может передоверять их кому-либо. Контроль за исполнением тем самым приобретает характер не только права руководителя, но и его главнейшей обязанности. Авторитетное суждение дирижера о качестве труда каждого исполнителя необходимо любому оркестранту как залог целенаправленной деятельности. Наблюдение за игрой исполнителей и качественный контроль руководитель осуществляет исходя из своих представлений о
 музыкальном материале. Основой для этих представлений служит партитура. Сравнивая представляемое с тем, что звучит, руководитель отмечает разницу в звучании. Ни на чем так не проверяется знание партитуры руководителем, как при контроле за ее исполнением в оркестре. Чем полнее это знание, тем эффективнее контроль. И наоборот. Никакое чувство, никакая находчивость не спасет дирижера, если он не замечает мелкие и даже крупные ошибка оркестрантов. Если все, что они играют, он одинаково принимает, значит, представлений о материале партитуры у него недостаточно. Дирижерское внимание в процессе контроля направлено чаще всего на две стороны исполнения: на то, как участники оркестра выполняют предложенное композитором и как они понимают дирижера-руководителя, у малоопытных руководителей забота о втором, к сожалению, преобладает. Она чаще негодуют на оркестрантов за игру не "по руке", чем за неверные ноты, неверные штрихи а неверную фразировку. Между тем недостаток внимания к руке дирижера чаще всего имеет место там, где у оркестрантов встречаются свои сомнения в верности игры и текста, в избранном приеме, аппликатуре, правильности той или иной ноты, паузы и т.д. Опытный руководитель в этом случае еще больше сосредоточит внимание на материале. Проверенный я выученный материал, естественно, становится исполнимым "по руке". Первый опыт контроля за результатом дирижирования руководитель получает уже на начальных оркестровых занятиях. Здесь он впервые узнает, на чем основан контакт дирижера с исполнителем, вырабатывает дирижерскую реакцию на исполнительские действия и наблюдает, как участники подчиняются дирижерским импульсам. Степень устойчивости этого контакта прямо влияет на дирижерское самочувствие: хорошее, когда контакт устойчив, плохое, когда контакт нарушен. На этом вырабатывается предпосылка лишь одной стороны контроля: проверки исполнения дирижерских команд. Много огорчений приносит начинающим руководителям недостаточная сосредоточенность на оценке достигаемых при дирижировании результатов. Избыток внимания к своей жестикуляции, смущение и растерянность от волнения, мышечные зажимы - обычные признаки потери нити контроля. Как ни странно, но многие подходят к дирижерскому пульту почему-то уверенные, что дирижировать - это значит в основном что-то показывать, а о том, что дирижировать - это значит прежде всего слушать, они не подозревают. Научиться слушать дирижируя нелегко, но необходимо. Только слышащий руководитель способен обеспечить в оркестре надежный качественный контроль. А слушание, как известно, есть активный, непрестанный  внутри слуховой анализ, который тренируется исключительно практикой.

    Разучиваются партитуры обычно по заранее намеченным частям (отрезкам) в соответствии со строением музыкальной речи, чтобы эти части имели определенную завершенность хотя бы в рамках фразы или предложения. Переходить от одной части к другой следует по мере выучивания отрезков, но в то же время не задерживаясь долго на каждой части, чтобы бесконечными повторами оркестр не потерял творческий интерес. К закреплению предыдущего материала руководитель возвращается, когда произведение охвачено в целом. В начале работы над произведением внимание дирижера в основном должно быть обращено на техническую сторону, но при этом из виду не упускается образ произведения, его содержание. Исполнение музыки достигает    своей цели только тогда, когда до конца раскрываются выразительные возможности всех ее элементов - мелодии, темпа, ритма, динамики, колорита, штрихов - и когда все эти элементы соединяются в гармоническое целое.  

      Одностороннее увлечение одним выразительным приемом за счет других, кажущимся руководителю второстепенным, разрушает целостность авторского замысла, рвет живую музыкальную ткань и, следовательно, уничтожает гармонию выражения и восприятия.

     Выразительные средства неразрывно связаны с оркестровой фактурой, которая расчленяется, чтобы выявить различные ее элементы и установить последовательность, раздельного их освоения и постепенного соединения в единое целое.

     Такой прием применяется на всех стадиях групповой и обще оркестровой репетициях. Первоначально разучиваются отдельные элементы фактуры произведения. К ним относятся: главный мелодический голос с удвоениями, гармонические голоса (аккомпанемент), контрапункт, фигурации и т.п. Последовательно отдельные элементы фактуры постепенно соединяются в единую музыкальную ткань, где им определяется соответствующая художественная роль.

    В основе методического приема расчленения оркестровой фактуры на элементы лежит принцип следования от частного к целому, от простого к сложному.

    Особое место в репетиционном процессе принадлежит выявлению ансамбля как сложной формы музыкального исполнительства. Поэтому метод отработки четкого ансамбля оркестрового коллектива является одним из сложнейших."Сложность искусства ансамбля заключается в необходимости найти полное творческое единомыслие между всеми его участниками, каждый из которых является индивидуальностью с присущими ей чувствами, мыслями и исполнительскими навыками.

    Исполнительский контакт между музыкантами - главное в ансамбле. Каждый участник оркестрового коллектива должен слышать, что он играет, и слушать, что играют другие. Больше того, они должны играть на одном мелодическом дыхании, темпе, ритме.

   Задача дирижера заключается в том, чтобы каждый оркестрант мог научиться охватывать все произведение в целом. Для этого каждый участник учится правильно  интонировать, брать верный темп, следить за динамикой, уметь поддерживать ансамбль  и играть со всеми участниками оркестрового коллектива вместе, слушая друг друга.

    При отборе музыкального материала для репетиции руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост оркестра. Он должен также иметь в виду возможности своего коллектива, его качественный состав, степень подготовленности. При этом в методике подбора материала должны быть учтены трудные и легкие места. Необходимо постоянно следить, чтобы исполнительские трудности произведения не превышали оркестрово-технических возможностей коллектива .Определив трудные эпизоды в музыкальном произведении, руководитель-дирижер может применить для их разбора метод замедленного разучивания нотного текста. Разбирая произведение по частям, в которых встречаются технические пассажи, чередование штрихов, ритмическое разнообразие, оркестранты приобретают навыки в преодолении различных трудностей. При этом берутся не отдельные такты в партитуре, а небольшие эпизоды, чтобы не было изнурительных повторов. Предугадать всевозможные случаи ошибок и остановок на репетиции невозможно, но нужно стараться, чтобы они не утомляли, а поощряли к дальнейшему ознакомлению со всё новыми и новыми красотами музыки.

   Встречающиеся трудности необходимо устранять более детальной работой по группам и индивидуально, но при этом не забывать о темпе репетиции. Темп - это одно из эффективных средств в репетиционном процессе. В понятие "темп репетиции" входит много различных компонентов.

    Первое и неоспоримое подтверждение этого метода - быстрота, скорость. Со скоростью связаны и другие стороны репетиции. Например, ясно и точно формулировать свои замечания, адресуя их определенным оркестрантам без остановки и с остановками оркестра; уметь найти в массе эпизодов самый сложный и сосредоточить на нем внимание, умело чередовать метод мануального показа с методом слуховой наглядности и объяснения, стараться меньше проигрывать подряд без объяснений один и тот же эпизод, чередовать общеоркестровые формы работы с индивидуальными и групповыми и, замечая усталость восприятия музыкального материала оркестрантами, делать вовремя перерыв в работе и т.п.  В работе, посвященной воспитанию дирижера, И. А. Мусиным выведены требования , предъявляемые дирижеру репетиционной работой. Они таковы:

1. Дирижер должен уметь замечать технические ошибки и неточности исполнения: звуковысотные, интонационные, ритмические,артикуляционные, неровность темпа и внутри долевого движения, несоответствие динамики характеру звучания, отсутствие звукового баланса между группами и голосами оркестра.

2. Дирижер должен замечать недочеты исполнительского характера:

нелогичность передачи развития музыкальной ткани произведения, отсутствие ощущения перспективы музыкального движения, неорганичность подхода к кульминации, отсутствие дыхания и осмысленности во фразировке, неестественность перехода к новому разделу, эпизоду и т.п., отсутствие образности и живости исполнения.

3. Дирижер должен  находить причину неточности исполнения:

результат случайности , невнимательности исполнителя, следствие ошибок в нотном тексте, результат неточности технического приема дирижирования, результат технологических трудностей ( быстрый темп, ритмические сложности, чтение с листа, сложность музыкального языка произведения).

 4. Дирижер должен уметь находить средства для устранения недочетов исполнения: путем изменения технического приема дирижирования , сделав тактирование более четким и ритмичным,  путем более конкретного руководства голосами , нуждающимися в устойчивом определении ритма дирижером, путем применения более образного и выразительного дирижирования, путем специальных приемов репетиции( игры в замедленном темпе, проработки по отдельным группам и голосам и пр.).

5 .Дирижер должен уметь пользоваться речевыми формами общения с оркестром: для объяснения музыкантам их исполнительских задач, для того чтобы дать краткий анализ структуры музыкального построения , для объяснения образно-эмоционального содержания  музыки, для того, чтобы создать у исполнителей соответствующий настрой.

6. Дирижер должен уметь правильно организовывать репетиционную работу: находить наиболее эффективные методы для достижения требуемого результата исполнения( репетиция по голосам и группам в определенном сочетании голосов, в замедленном темпе, по пультам и т.п.), правильно распределять время репетиции, находить места произведения, требующие специальной работы( 34,с.183).

    Завершает репетиционную работу над пьесой генеральная репетиция. Проведение её имеет свои особенности, определяемые тем, что она является репетицией как таковой, но в тоже время содержит в себе все элементы концертного выступления. Генеральная репетиция  является итоговой для определённого этапа работы коллектива, и поэтому на ней решаются такие задачи, как: психологическая подготовка участников к концерту; окончательная проверка программы; максимально точное, чистое и художественно- определённое проигрывание каждой пьесы и т.д. На генеральной репетиции не нужно делать частых остановок, ещё и ещё раз оговаривать штрихи, звучность, темпы. Важнее сыграть все пьесы, предназначенные для концертного выступления, без остановок от начала до конца, дать почувствовать оркестрантам всю программу в целом, её звучание и очередность пьес- тем самым равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на всё выступление.

   Кратко сформулируем выводы.   Деятельность руководителя оркестрового коллектива – творческая. Сущность творчества в ней состоит в создании условий для качественной работы, в поиске способов воздействия на участников оркестрового коллектива, постоянное совершенствование методов оркестровых репетиций, создание благоприятной обстановки в коллективе.

     Репетиция – это основная форма работы с коллективом; её цель творческий процесс подготовки исполнения произведения.

   Её задачи: выявление идейно – художественного содержания произведения; достижение исполнительского ансамбля; совершенствование необходимых оркестровых исполнительских навыков участников коллектива ( например, слушать друг друга, играть по руке дирижера и т.д.)

   Репетиционная работа имеет свою систему, в основе этой системы лежат определенные закономерности. Под содержанием репетиционной работы понимается серия практических задач, которые решаются в процессе освоения произведения (разбор нотного текста, преодоление технических трудностей, работа над ансамблем, звуковым балансом,  содержанием произведения). В содержании репетиционной работы должно быть определенная последовательность, которую дирижер отображает в плане, составляя его  на каждое занятие  с оркестром. Это обязательное условие. Какими методами реализуется план работы с оркестром? В основном это метод мануального показа, метод объяснений и метод слуховой наглядности. Метод мануального показа непосредственно связан с  техникой дирижирования. С помощью метода объяснений освещаются различные стороны музыкального материала - от технического до художественного. Метод слуховой наглядености – сольфеджирование, либо игра на инструменте (фортепиано или какой- то другом).

    Помимо методов существуют три формы работы с оркестром: обще оркестровая; групповая; индивидуальная;

    Общеоркестровая форма используется при предварительном знакомстве с нотным текстом, при работе над ансамблем , динамикой , темповых модификациях , художественной отделкой произведения. Групповая форма позволяет провести необходимую работу внутри какой-либо оркестровой группы.

    Индивидуальная работа с отдельными исполнителями над сольными эпизодами, либо технически трудными местами произведения.Завершает работу над пьесой генеральная репетиция. На  ней решаются такие задачи как; психологическая подготовка участников к концерту, максимально точное, чистое и художественное проигрывание  каждой пьесы.

   В заключении подчеркнём, что перечисленные требования и рекомендации, конечно, не могут учитывать всего многообразия  встречающихся в репетиционной работе сложностей. Каждый руководитель, исходя из специфических  присущих его оркестру особенностей, организует репетицию таким образом, чтобы максимально эффективно с большей отдачей использовать отведенное на нее время.