Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"
Идея и реализация проекта «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» принадлежит доценту кафедры народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, кандидату искусствоведения Усову Артему Александровичу. Под его руководством в Казани с 2011года проходит Всероссийский конкурс исполнителей на балалайке с аналогичным названием. В 2017 году появились первые хрестоматии им составленные и отредактированные. Всего хрестоматия «Кудесница – балалайка» насчитывает шесть выпусков. Первые три предназначены для младших и средних классов музыкальных школ и школ искусств, последние – для старших. Структура хрестоматии представляет собой комплекс блоков следующей направленности: переложения зарубежной и отечественной классики, сделаны Усовым А.А.) и оригинальные произведения крупной и малых форм.
«Изюминкой» сборников, их отличительной особенностью является собрание пьес, написанных педагогами, ведущими класс балалайки в ДМШ или колледже. Это: Евгений Анатольевич Баев (г.Тверь), Владимир Александрович Рассказов (г.Муром), Екатерина Александровна Митенкова, Нина Дмитриевна Бордюг (г.Нижний Новгород), Андрей Ефимович и Татьяна Геннадьевна Пивкины (г.Саранск), Анастасия Новикова, Екатерина Шатрова (г.Казань). Хрестоматия адресована учащимся детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также всем любителям игры на балалайке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации с аудиоприложением к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения.
Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах. В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, включающее в себя видеокурсы, электронные учебники, онлайн-занятия. Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость создания материально-технической базы для дистанционного обучения. При проведении занятий в режиме онлайн педагогам приходится корректировать курс преподавания. Большая проблема встала перед педагогами-инструменталистами, работающими в связке с концертмейстерами (струнники, духовики, народники). Учащиеся, особенно начальных классов, оказались в ситуации разучивания произведений сольно, без аккомпанемента. У начинающих музыкантов ещё в должной мере не развит слух, теоретическая база и музыкальное воображение, чтобы глядя в ноты примерно представить звучание своей мелодии и аккомпанемента. Сложность оказалась в том, что зачастую, в интернете невозможно найти аудиозаписи пьес начальных и средних классов, за редким исключением. Решение этой проблемы и послужило толчком к созданию настоящего аудиоприложения и кратких методических рекомендаций к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка».
Идея и реализация проекта «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» принадлежит доценту кафедры народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, кандидату искусствоведения Усову Артему Александровичу. Под его руководством в Казани с 2011года проходит Всероссийский конкурс исполнителей на балалайке с аналогичным названием. В 2017 году появились первые хрестоматии им составленные и отредактированные. Всего хрестоматия «Кудесница – балалайка» насчитывает шесть выпусков. Первые три предназначены для младших и средних классов музыкальных школ и школ искусств, последние – для старших. Структура хрестоматии представляет собой комплекс блоков следующей направленности:
- произведения зарубежных композиторов (переложения сделаны Усовым А.А.);
- произведения советских композиторов (переложения сделаны Усовым А.А.);
- оригинальные произведения крупной формы;
- оригинальные произведения малых форм.
«Изюминкой» сборников, их индивидуальной особенностью является собрание пьес, написанных не только профессиональными композиторами, но и педагогами, ведущими класс балалайки в ДМШ или колледже. Это: Евгений Баев (г.Тверь), Владимир Рассказов (г.Муром), Екатерина Митенкова, Нина Бордюг (г.Нижний Новгород), Андрей и Татьяна Пивкины (г.Саранск), Анастасия Новикова, Екатерина Шатрова (г.Казань). Хрестоматия адресована учащимся детских музыкальных школ и детских
школ искусств, а также всем любителям игры на балалайке.
Методические рекомендации
Митенкова Е.А. Сюита «Для самых маленьких»
Основная идея этого сочинения – освоение крупной формы учащимися младших классов. В сюите пять пьес («Гусеница», «Часики», «Скакалка», «Неваляшка», «Пингвин»), которые можно исполнять как по отдельности, так и скомпоновав в небольшие блоки из 2 – 3 пьесок в зависимости от технических возможностей ученика.
Митенкова Е.А. Сюита «Бирюльки»
Это циклическое произведение из 6 пьес («Мячик», «Ветерок», «Кораблик», «Карусель», «Дождик», «Барабан»). Технически и музыкально оно более сложное, но не менее образное, нежели сюита из I выпуска.
Необходимо отметить, что пьесам Екатерины Александровны свойственны удобный диапазон, выразительная динамика, мелодичность, оптимальные темпы, яркая образность, что помогает учащимся более успешно обучаться игре на балалайке.
Рассказов В.А. «Школьная сюита»
В Сюите 4 пьесы, мы рассмотрим две из них.
«Дождик» - небольшая по объему пьеса, в которой используются разнообразные приемы игры, что позволяет ученику продемонстрировать немалый багаж освоенных им игровых навыков. «Футбол» - яркая, эмоциональная пьеса. Исполненная в хорошем темпе, четким, насыщенным звуком, пьеса зримо представляет образ азартной игры. В репертуаре ученика может быть прекрасным концертным номером.
В аудиоприложении к пьесам даны ссылки на видеохостинг Ютуб. В одном видеофайле – ноты произведения + аудиозапись балалайки с аккомпанементом, в другом - ноты произведения + запись только аккомпанемента. Перед началом каждой пьесы указан метроном и отстукивается пустой такт в метре, в котором написано произведение. Темпы исключительно рабочие, т.к. аудиозаписи предназначены для самостоятельной работы ученика в домашних условиях. За основу темпа взят тот этап работы над пьесой, когда она достаточно уверенно выучена, но ещё не готова для исполнения на экзамене или концерте.
Конечно, заменить живое общение и взаимодействие на уроках ученика-педагога-концертмейстера ничто не может, но в жизни нам приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, при которых мы вынуждены временно перейти на формат дистанционного обучения. Именно для таких случаев и разработано данное аудиоприложение.
