Организация работы обучающегося над упражнениями

Олексюк Ирина Анатольевна

специальные упражнения для работы над дефектами пальцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Организация работы обучающегося над упражнениями

Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся через  некоторое время  появляются различные двигательные дефекты. Причин несколько. Первая причина: педагог успокаивается на достигнутых в начале обучения результатах и перестает обращать достаточное внимание на игровые движения ученика. Вторая причина состоит в том, что педагоги далеко не всегда умеют наладить  самостоятельную работу ученика над нотным текстом, аппликатурой, ритмикой. В данной ситуации необходимо усилить работу над качеством звучания, параллельно исправляя и движения. Надо пройти с учеником  в медленном темпе несколько совсем для него не трудных этюдов для того, чтобы сконцентрировать внимание на звучании и движении. Очень часто  такие замечания, как: «не тряси рукой», « не поднимай запястье», « не скрючивай пятый палец», «не заваливай первый палец» и т.д., обычно не дает положительных результатов. Поэтому необходимо прибегнуть к некоторым  специальным упражнениям для устранения двигательных дефектов.

 1. Непрерывная приподнятость плечевого пояса. В этом случае полезно играть несложное пятипальцевое упражнение, то приподнимая, то опуская плечевой пояс.

2. Инертное, пассивно висящее или скованное плечо. Ученику в данной ситуации нужно сидеть  дальше от инструмента, что повышает активность плеча. Полезно играть упражнения на далекие  скачки, переносы.

3. Тряска руки – неустойчивость запястья при игре легато.

а)  вернуться к начальным упражнениям для выработки легато: короткие линии на одном движении руки;

б) проработать несколько упражнений с выдержанными клавишами, например: 1-й и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й. 3-й и 5-й играют какую-либо фигуру. Существует другое упражнение:   все пять пальцев ложатся на клавиши , но не углубляют их. Затем каждый  палец несколько раз углубляет свою клавишу, извлекая, без лишнего напряжения, посильный звук. Остальные пальцы по возможности не должны делать при этом никаких движений. Нельзя торопливо  извлекать повторные звуки, а нужно вслушиваться в каждый из них. Данное  упражнение  способствует развитию  управляемости и независимости пальцев;

 в) на время отказаться от  «опертой» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким легато;

4. Скованность кисти, чрезмерно высокое или низкое положение запястья.
      а)  играть   небыструю трель, все время то плавно поднимая, то плавно опуская запястье;
      б) связно играть  широкие фигуры  для данной руки. Эти фигуры  без гибких движений  кисти и без перемещения запястья и локтя неисполнимы;
       в)  работать над кистевым стаккато (на терциях, на секстах);

5. Неразвитость пронационно-супинационных движений предплечья.
Хотелось бы  несколько подробнее остановиться на этом разделе. Что такое  пронация и супинация? Прежде всего это вращение предплечья вокруг собственной продольной оси без его перемещения. Пронация – вращение внутрь, супинация – вращение кнаружи. При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре  1-й палец и удаляет  5-й, а супинация удаляет  1-й  и приближает 5-й. Недоразвитость этих движений мешает при исполнении кантилены и  быстрых  зигзагообразных фигур. Поэтому полезно:

а) проделывать быстрые пронационно-супинационные движения вне клавиатуры;
     б) применять их при игре ломаных терций, секст и т.д.
Для развития пронационно-супинационных движений могут быть использованы упражнения из 2 раздела «Подготовительные упражнения» Е.Ф. Гнесиной.

6. Супинированное положение предплечья.

В этих случаях рука как бы валится на 5-й палец. Помогут упражнения при  преувеличенно отведенном локте и преувеличенно пронированном предплечьи.

7. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в  пястно-фаланговых суставах.

Этот дефект часто называют «продавливанием косточек». Для исправления дефекта нужно играть  портаменто одним пальцем, преувеличенно круто ставя палец, а также пятипальцевое упражнение с поддержкой ладони снизу  указательным  пальцем другой руки.

8. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го   пальцев  в концевых суставах.
Этот дефект называют  « продавливанием кончиков пальцев». Здесь применяется упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производится скольжение  «от себя» и  « к себе» - при сохранении неизменной формы пальцев.

9. Недоразвитость движений пястной кости большого пальца. Пястная кость большого пальца – это та часть его, которая примыкает к запястью. Это пястная кость, обладающая значительной подвижностью, но при ее недоразвитости   затрудняется охват широких интервалов, а также игра арпеджио. Поэтому необходимо делать упражнения большим пальцем  вне инструмента, то приближая конец большого пальца  к основанию пятого, то предельно удаляя большой палец от остальных.

10. Напряженность незанятого пятого пальца.

Излишняя напряженность приподнятого 5-го  пальца, или напряженность в сгибании в среднем и концевом суставах, отрицательно сказываются на работе  остальных пальцев.

Л.В. Николаев рекомендовал следующие упражнения:

а) играть связные фигуры 3-м, 4-м,5-м пальцами;

б) медленно играть связные фигуры 1-м, 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши.

11. Напряженность незанятого большого пальца.

Иногда, большой палец, не занятый в игре, переходит в напряженное состояние               ( подводится под ладонь или, наоборот, напряженно отводится). Л.В. Николаев предлагает играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м, 5-м пальцами и при этом выводить большой палец за пределы клавиатуры, свободно опуская его.

12. Запоздалое приподнятие пальцев при игре легато.

В таком случае педагоги говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного дефекта бывает чрезмерное давление на клавиатуру.
Для устранения этого дефекта К. Черни предлагал играть  разными парами пальцев трель в посильно  быстром темпе и считал трель одним из основных технических упражнений.