как готовиться к выступлению

Олексюк Ирина Анатольевна

методическое сообщение о некоторых особенностях в подготовке к публичному выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx18.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

            Для многих музыкантов - пианистов и обучающихся музыке публичное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Они, очевидно, не обладали страстью  трибунов и пророков, даром «хождения перед людьми». Для концертирования эта страсть - важнейшая предпосылка. Наше время, которое так прекрасно приучает молодежь к общественной деятельности, приносит громадную пользу и нашим молодым пианистам.

          Вопрос, как готовиться к публичному выступлению, естественно, интересует многих обучающихся и педагогов. Дать  один рецепт здесь очень трудно. Ведь нужно учитывать разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств. Когда-то Гофман давал совет: три раза учить и откладывать новое сочинение, прежде чем сыграть его на эстраде. Совет замечательный, но предполагающий очень организованный жизненный уклад,  направленный на достижение наилучшей «концертной формы». В наших условиях очень немногие могут его осуществить из-за огромного количества занятий и дел, ничего общего с «наилучшей концертной формой» не имеющих.

           Чтобы хоть немного горю пособить, следует не только заставлять обучающихся как можно чаще выступать на  закрытых концертах, но, кроме того, некоторые особо значительные произведения проходить с педагогом повторно, через некоторое время.

          Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский – Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Эта формула верна, хотя не исчерпывает всех случаев и разновидностей эстрадного волнения. Вспомним концерт, который давал  Годовский в Берлине в 1906 году. Подготовлен  музыкант был идеально, но всё – таки чувство ответственности было настолько велико, что всё его первое отделение прошло под знаком волнения и скованности. На другой день он был очень недоволен своим концертом. Так и другой музыкант - Антон Рубинштейн, однажды очень волновался и даже разбил кулаком зеркало в артистической перед выходом на эстраду.

          Волнение таких артистов вряд ли можно смешивать с тем чувством страха и робости, которые часто владеют неоперившимися артистами. Такое волнение, как у Рубинштейна, Годовского возникает отчасти потому, что всякое публичное исполнение подвержено власти мгновения, и именно высокоартистические натуры, которым доступно вдохновение, подчинены ему неизмеримо больше, чем «стандартизованные», уравновешенные артисты, не знающие больших взлетов и больших падений. Это -  во-первых. Во-вторых, так как приобретенное уже имя, высокая оценка публики накладывают особые обязательства, и тут есть, безусловно, элемент боязни, как бы не потерять расположение слушателя;  главная же причина – то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, призванный «ходить перед людьми», сознание, что он обязан сообщить людям нечто особо важное и значительное, глубоко отличное от повседневных будничных переживания, чувств и мыслей. Такое волнение – хорошее, нужное волнение, и тот, кто к нему неспособен, кто выходит на эстраду, как обычный  чиновник приходит на службу, уверенный, что он и в этот день выполнит все возложенные на него поручения, - тот вряд ли может быть стоящим артистом.

          Одна из главных ошибок у молодых музыкантов в подготовке к концерту - это полное размежевание между работой у себя дома и исполнением на эстраде. Для многих понятие «учить» тождественно понятию «упражняться», и они готовы часами играть какую-нибудь прекрасную пьесу, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, словом – заниматься «музыкой без музыки». Им и в голову не приходит  сыграть произведение целиком, думая прежде всего о музыке, для них понятие «музицировать» несовместимо с понятием «работать». Ведь ясно,  что при исключительности такого способа наилучшие музыкальные произведения превращаются в этюд или простое упражнение. Логическая и практическая ошибка, которую делают молодые музыканты - пианисты, работающие этим способом, состоит в том, что они считают данный способ этапом для достижения «высшей» цели. Но так как они используют такой способ слишком долго, то «этап» становится самоцелью, дальше которой уже ничего не достигнуть.