Программа учебного предмета "Вокальный ансамбль"

Шапенкова Ирина Петровна

Программа учебного предмета "Вокальный ансамбль" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение".

Учебный предмет «Вокальный ансамбль» наряду с предметами основной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» служит важным элементом комплексного певческого развития обучающихся. Занятия в ансамбле значительно больше, чем в хоре, повышают ответственность каждого участника за качественный уровень выступления, что способствует активизации учебного процесса в целом и позволяет добиться более значительных результатов как в сольном, так и в коллективном хоровом исполнительстве.

Структура программы соответствует установленным стандартам и включает все необходимые компоненты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnyy_ansambl_otredaktir.docx46.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Детская школа искусств № 1»

Вокальный ансамбль  

 Программа учебного предмета вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение»

Срок реализации - 4 года    

НИЖНЕВАРТОВСК  2020

«Одобрено»

Методическим советом

МАУДО «ДШИ №1»

«____»________________2020 г.  

Утверждаю:

Директор МАУДО «ДШИ №1»

________________   И.В. Чижевская

       «____»________________2020 г.  

 Разработчик:

  1. Шапенкова Ирина Петровна – зав. хоровым отделением, преподаватель высшей квалификационной категории.

 

  1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86). Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Учебный предмет «Вокальный ансамбль» относится к вариативной части образовательной программы.

Возраст обучающихся – с 9 до 14 лет.  Срок реализации программы – 4 года.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области академического пения, коллективного ансамблевого музицирования;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 

Цель программы – создание условий для художественного образования, эстетического развития и духовно-нравственного воспитания детей посредством вокально-хорового искусства.

Задачи программы:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и потребности в систематическом коллективном, ансамблевом исполнительстве;
  • формирование вокально-ансамблевых навыков обучающихся;
  • развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих осваивать духовные и культурные ценности разных народов;
  • развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • ознакомление с ансамблевым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров;
  • формирование навыка самостоятельной работы над произведением;
  • формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • формирование комплекса специальных знаний, умений и навыков, позволяющих управлять процессом  исполнения музыкального произведения, передавать авторский замысел композитора;
  • приобретение навыков применения средств музыкальной выразительности, выполнения  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.         

Занятия по предмету «Вокальный ансамбль» проводятся с третьего по шестой годы обучения один раз в неделю. Формой проведения аудиторного занятия является групповой или мелкогрупповой урок, охватывающий от 3 до 12 обучающихся,  продолжительностью 40  минут.

При реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет максимальный объем учебной нагрузки составляет 264 часа, из них: объем аудиторной нагрузки составляет 132 часа, самостоятельная работа обучающегося – 132 часа за 4 года обучения.

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности. Домашняя работа обучающегося состоит из закрепления пройденного на уроке музыкального материала и выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся рассредоточено в течение учебного года с целью подготовки обучающихся к концертным выступлениям, конкурсам, творческим и контрольным мероприятиям.

Необходимые условия для реализации Программы по учебному предмету «Вокальный ансамбль» включают наличие:

  • учебной  аудитории для занятий;
  • музыкального инструмента (рояля или пианино);
  • необходимого количества стульев для преподавателя, концертмейстера и обучающихся;
  • нотной и методической литературы.

  1. Содержание учебного предмета

Содержание программы по учебному предмету «Вокальный ансамбль» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и направлено на комплексное певческое развитие, в том числе  на освоение обучающимися:

  • знаний характерных особенностей ансамблевого пения, вокальных жанров и основных стилистических направлений вокального  исполнительства;
  • знаний музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения в составе вокального ансамбля;
  • умения самостоятельно разучивать вокальные и ансамблевые партии;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных вокальных произведений;
  • навыков публичных выступлений в составе вокального ансамбля.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебн занятия

Общий объем времени (в часах)

Максим. учебная нагрузка

Самостоят. работа

Аудиторн. занятия

1.

Воспитание вокальных навыков

Групп./

мелкогр. урок

92

46

46

2.

Музыкально-теоретическая подготовка

Групп./

мелкогр. урок

12

6

6

3.

Учебно-художественная работа над репертуаром

Групп./

мелкогр. урок

160

80

80

Годовые требования

Первый год обучения (3 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Воспитание чувства ансамбля – умения слышать себя и партнеров. Развитие навыков верной певческой установки: округление гласных, четкая дикция, орфоэпия, исполнение несложных мелодий, вокализация на «легато» в средних и медленных темпах, использование активной артикуляции без форсирования звука.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Развитие навыка чтения нот с листа, сольфеджирования. Изучение основных жанров вокальной музыки: русская народная песня, канон. Освоение навыка двухголосия и пения a cappella.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающиеся осваивают: вокализ или упражнения на технику вокализации, 3-4 произведения (песни современных композиторов, отечественных и зарубежных композиторов-классиков) различного характера и содержания с аккомпанементом преимущественно в унисон с эпизодическим двухголосием. Целесообразно включение в репертуар произведений с элементами театрализации, частично инсценированных для развития эмоциональной выразительности, артистизма исполнения.

Примерный репертуарный список на первый год обучения (3 класс)

  • Аедоницкий П. «Песня о любознательном щенке»
  • Бойко Р. «Дело было в Каролине»
  • Важов С., Боровкова Н. «Ах, как хорошо!»
  • Гевиксман В., Фере Г. «Берёзовые сны»
  • Дубравин Я., Суслов В. «Огонёк добра», «Ты откуда, музыка»
  • Кудряшов А., Яворовская И. «Школьная тропинка»
  • Литовко Ю. «Старые часы», каноны.
  • Металлиди Ж. «Кукушка», «Лесной бал» и другие песни из авторских сборников
  • Моцарт В.А. «Детские игры»
  • Поплянова Е. «Чепуша», «Ослик мой, быстрей шагай», каноны  
  • Протасов В. «Ромашковая кошка»
  • Ротерштейн М. «Вечерины»
  • Русские народные песни: «Со вьюном я хожу», «Вставала ранёшенько» (обр. Н.Римского-Корсакова), «В сыром бору тропина», «Как пошли наши подружки»
  • Славкин М. «Как мыши поймали кота», «Нотная песенка»
  • Тугаринов В. «Вьюга»
  • Францискевич И. «На пруду»

Второй год обучения (4 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Развитие навыков правильной певческой установки, естественное звукообразование, пение без напряжения. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, постепенному расширению диапазона до1  ми(фа)2. Совершенствование вокально-ансамблевых навыков (координация слуха и голоса, чистота интонирования, развитие вокально-дикционных навыков). Упражнения на освоение навыка пения трёхголосия.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Совершенствование навыка сольфеджио. Развитие умения отразить характер и передать содержание исполняемого произведения.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. Стройное в интонационном и ритмическом отношении двухголосное пение. Хоровые миниатюры a cappella. Ровность звучания партий. Освоение элементов трёхголосия. В течение года обучающиеся разучивают 4-5 произведений различного характера и содержания, в том числе народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыку современных авторов.

Примерный репертуарный список на второй год обучения (4 класс)

  • Авербах Л., Бродский И. «Мотылек»
  • Баневич С. «Солнышко проснётся»
  • Брамс И. «Колыбельная»
  • Гимельфарб Е. «Дождик под зонтом»
  • Глинка М. «Жаворонок» (ред. С. Грибкова), «Ты, соловушка, умолкни»
  • Дубравин Я., Суслов В. «Голубой ручеек»
  • Железнова А. «Звезды»
  • Зарицкая З. «Земля полна чудес»
  • Зацепин А. «Ты слышишь, море»
  • Ицкович В. «Колыбельная»
  • Коровицин В., Заходер Б. «На горизонтских островах»
  • Кюи Ц. «Заря лениво догорает»
  • Мажуков А. «Однажды»
  • Миляев В. «Весна»
  • Моцарт В.А. Аллилуйя (канон)
  • Ребиков В. «Румяной зарёю», «Тёплый ветер»
  • Ротерштейн М. «Про ежа»
  • Русские народные песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Меж крутых бережков» (обр. Л.Афанасьева), «Как у бабушки козёл», «Зеленейся, мой зелёный сад», «Казачья колыбельная» (обр. А.Луканина), «Уж ты, поле моё» (обр. Н. Боголюбова)
  • Сариев В. «Акварель»
  • Струве Г. «Всё начинается со школьного звонка», «Матерям погибших героев»
  • Титов «Птичка»
  • Херинг К. «Кофе» (канон)
  • Францискевич И. «Северная берёза»

Третий год обучения (5 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Дыхание при изменении динамики, равномерный расход при исполнении продолжительных мелодических построений, приёмы «цепного» дыхания. Достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение диапазона: в партии сопрано от до1  фа(соль)2, в партии альтов – сольмал. – до2.  Дальнейшее укрепление дикционных навыков, выделение логического ударения. Выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй). Стройное пение двух-, трёхголосия с сопровождением и a cappella.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Анализ музыкального и поэтического текста, структуры, формы вокальных произведений. Освоение каденций, гармонических последовательностей, произведений с элементами подголосочной полифонии.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающиеся осваивают 4-5 произведений (произведения русской и зарубежной классической, духовной музыки, народные песни, произведения старинной музыки – канцонетты, вилланеллы, с элементами полифонии).

Примерный репертуарный список на третий год обучения (5 класс)

  • Берковский В. «Под музыку Вивальди»
  • Бойко Р. «Зимняя дорога»
  • Глинка М. «Венецианская ночь» переложение Н.Шереметьевой
  • Дубравин Я.,Суслов В. «Пятнадцатилетний капитан»
  • Журбин А., Синявский П. «Планета детства»
  • Кюи Ц. «Весеннее утро», «Птицы»
  • Мансинни Г. «Лунная река»
  • Марченко Л. «Колыбельная маме»
  • Мендел Дж. «Тень твоей улыбки»
  • Моцарт В.А. «Dona nobis»
  • Палестрина Д. «Illumina»
  • Пьянков В., Во Куанг «Как ветер учится музыке»
  • Ребиков В. «Люблю грозу»
  • Распев Воскресенского монастыря «Богородице Дево, радуйся»
  • Русский кант «Радуйся, Росско земле»
  • Смирнов С. «Не грусти, улыбнись и пой»
  • Соснов В..Азизов А., «Не забуду»
  • Спиричуэл «Go Down, Moses»
  • Уоррен Г. «Я знаю почему»
  • Хромушин О. «Подснежник»
  • Чичков Ю. «Песня о дружбе»
  • Шуберт Ф. «Встречайте день мая»
  • Шуман Р. «Вечерняя звезда»

Четвертый год обучения (6 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Закрепление и совершенствование вокальных навыков. Высокая вокальная позиция. Развитие дикции. Совершенствование навыков ансамбля и гармонического строя, умения находить баланс при не равномерном составе исполнителей в партиях, слитность в аккорде. Точная интонация при хроматизме и модуляции. Ансамбль при наличии ведущей партии или солиста. Произношение текста в случае политекстуры, полиритмии в произведениях полифонического склада. Стройное пение двух-, трёх-, и четырёхголосия с сопровождением и a cappella.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Музыкально-теоретический разбор ансамблевых произведений: строение мелодии, ритмические особенности, лад, тональность, форма. Связь литературных и музыкальных образов в произведении. В музыке зарубежных авторов разучивание литературного текста на языке оригинала.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. Повышение качественного уровня вокального, концертного исполнения, артистизма и свободы музыкальной выразительности. В репертуар вокального ансамбля, помимо русской, зарубежной классики, русской и западной духовной музыки и народных песен могут быть включены спиричуэлы, произведения современных авторов, вокальные сочинения в джазовом стиле.  В течение года обучающиеся разучивают 4-5 произведений.

Примерный репертуарный список на четвертый год обучения (6 класс)

  • Архангельский А. «Богородице Дево, радуйся», «Ныне отпущаеши»
  • Беляев В., Крылова Е. «Русь»
  • Берковский В. И Никитин С., Величанский А. «Под музыку Вивальди»
  • Берлинг И. «Puttin on the Ritz»
  • Бойко Р. «Утро»
  • Гаврилин В., Шульгина Л. «Мама»
  • Гимельфарб Е. «Вокализ»
  • Денца Л. «Funiculi, funicula»
  • Дога Е., Лазарев В. «Мне приснился шум дождя»
  • Жарр М. «Somewhere my love» из кинофильма «Доктор Живаго»
  • Итальянская народная песня «Тарантелла» обработка В. Звонарева
  • Кюи Ц. «Всюду снег», «Пусть смятенья и грома»
  • Малевич М. «Пожелание на рождество»
  • Мансини Г. «Дорогое сердце»
  • Мансини Г. «Шарада»
  • Миллер Г. «Лунная серенада»
  • Петров А. «Зов синевы» из к\ф «Синяя птица»
  • Польская народная песня «Слодка баечка»  
  • Польский народный танец «Краковяк»
  • Ребиков В. «Облаком волнистым»
  • Стайн Дж.  «Люди» из мюзикла «Смешная девчонка»
  • Сметана Б. «Моя звезда»
  • Струве Г. «Храни меня, мой талисман»
  • Спиричуэлы «Soon I Will Be Done», «Swing Low»

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальный ансамбль» является:

  • наличие у обучающегося интереса к вокальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;
  • умение разучивать и грамотно исполнять в составе вокального ансамбля и сольно музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знание вокальной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения;
  • знание художественно-исполнительских возможностей певческого голоса;
  • умение петь с листа несложные музыкальные произведения;
  • приобретение навыков слухового контроля в двух и трехголосных партитурах, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника вокального  ансамбля.

  1. Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

        Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

        Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях объективной оценки успехов обучающихся.

        Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации по предмету «Вокальный ансамбль» являются: академический концерт, контрольный урок, которые проводятся в соответствии с учебным планом. Участие вокального ансамбля в творческих проектах, концертно-просветительских мероприятиях школы может приравнивается к выступлению на академическом концерте. Выступления обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.

        Итоговая аттестация проводится в форме академического концерта. При прохождении итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения вокально-ансамблевой техникой для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров, знания, умения и навыки ансамблевого исполнения в соответствии с программными требованиями. По итогам заключительного академического концерта выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

Первый год

(3 класс)

Академический концерт

май

1 – 2 произведения

Второй год

(4 класс)

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

1 произведение

Третий год

(5 класс)

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

1 произведение

Четвёртый год

(6 класс)

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

1 произведение

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  свободное владение вокально-ансамблевыми навыками;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формы произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  частичная темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие, не эмоциональность.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового самоконтроля;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

Примерные программы академического концерта (1 год обучения)

1 вариант

Русская народная песня «В сыром бору тропина»

Поплянова Е. «Чепуша»

 2 вариант

Моцарт В.А. «Детские игры»

Францискевич И. «На пруду»

Примерные программы контрольного урока

и академического концерта (2 год обучения)

1 вариант

I полугодие

Брамс И. «Колыбельная»

II полугодие

Гимельфарб Е. «Дождик под зонтом»

2 вариант

I полугодие

Ребиков В. «Румяной зарёю»

II полугодие

Францискевич И. «Северная береза»

Примерные программы контрольного урока

и академического концерта (3 год обучения)

1 вариант

I полугодие

Русский кант «Радуйся, Росско земле»

II полугодие

Палестрина Д. «Illumina»

2 вариант

I полугодие

Кюи Ц.  «Птицы»

II полугодие

Шуберт Ф. «Встречайте день мая»

Примерные программы контрольного урока

и академического концерта (4 год обучения)

1 вариант

I полугодие

Кюи Ц.. «Всюду снег»

II полугодие

Денца Л. «Funiculi, funicula»

2 вариант

I полугодие

Малевич М. «Пожелание на рождество»

II полугодие

Спиричуэл «Soon I Will Be Done»

  1. Методические рекомендации

 

Учебный предмет «Вокальный ансамбль» наряду с предметами основной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» служит важным элементом комплексного певческого развития обучающихся.

Занятия в ансамбле значительно больше, чем в хоре, повышают ответственность каждого участника за качественный уровень выступления, что способствует активизации учебного процесса в целом и позволяет добиться более значительных результатов как в сольном, так и в коллективном хоровом исполнительстве. Выделение формы ансамбля в самостоятельный вид систематизированной работы с детьми, подбор репертуара по разным возрастам и степени трудности позволяет в итоге занятий создать вокальный коллектив не учебного, а концертного уровня. Предлагаемый репертуар систематизирован по степени сложности и разбит по классам, хотя это распределение достаточно условное.

Количество участников ансамбля может варьироваться, но оптимальный вариант – до 12 человек. Удобнее объединить обучающихся одного уровня подготовки и возраста (на пример ансамбль 4-го класса), что в результате позволяет иметь постоянный состав ансамбля, достаточно ровный по вокальным возможностям, и обеспечивает перспективу планомерного усложнения исполняемой программы в соответствии с развитием коллектива.

Интерес к участию в ансамбле проявляется сразу же после начала занятий, так как обучающимся импонирует более индивидуализированный характер работы преподавателя с участниками, что невозможно на хоровых занятиях. Поддержать и развить этот интерес – главная задача преподавателя. Эмоционально положительная атмосфера проводимы музыкальных занятий – необходимое условие работы в классе.

Театрализация песен, использование сольных реплик, жестов, деталей, игровых предметов, шумовых инструментов – всё это оживляет занятия, создает творческую атмосферу на начальном этапе освоения предмета. Главный итог начального периода обучения – это радость пения в ансамбле, желание детей показать свои умения в концертных выступлениях. Если обучающийся чувствует себя психологически комфортно, значит, у него есть возможность развиваться, исполняя всё более и более сложную музыку.

В ансамбле закрепляются навыки певческой установки, приобретённые в хоре. Особое внимание уделяется правильному равномерному дыханию, которое является основой интонационной чистоты звучания, продолжительности и динамики звука. Ровность, единая манера формирования гласных, четкое и определенное звучание согласных играют важную роль в активном формировании звука, смысловой нагрузки слова.

Пение в вокальном ансамбле дисциплинирует его участников, воспитывает в них чувство ответственности и трудолюбия. Участники коллектива должны осознавать сложность пения в ансамбле, когда от каждого зависит точность и чистота исполнения, единство тембра, освоение единой манеры, умение слышать свой голос и голоса других участников, не выделяться из общего звучания в процессе исполнения. Результатом создания качественного ансамблевого звучания должно стать умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива.

Вокальная работа в ансамбле имеет свои особенности, которые включают в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое. Эстетическим критерием оценки художественного исполнения в ансамбле является разнообразие и тонкость нюансировки, принцип динамического контраста, единый эмоциональный настрой.

Особенностью работы в классе вокального ансамбля является необходимость применения принципа индивидуального подхода к каждому участнику коллектива.  Это обусловливается многообразием природных индивидуальных различий. Отсюда наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач воспитания обучающегося и развития его певческих навыков. Работа в ансамбле предполагает планомерное усложнение репертуара, которое заключается в разнообразии гармонической и ритмической ткани, расширении и углублении стилистики и содержания произведений.

Необходимо налаживать тесный контакт с родителями, информировать о достижениях в обучении их ребенка, что положительно скажется на учебном процессе. В беседах с родителями важно подчёркивать необходимость системной подготовки к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре, обсуждать возможные перспективы профессионального занятия музыкой.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Задача преподавателя сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых  пение в ансамбле является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

При формировании вокального ансамбля преподаватель должен руководствоваться следующими принципами: уравновешенность вокальных партий, слияние голосов по  тембрам, диапазон каждого участника ансамбля, владение четкой дикцией, гибким эмоциональным восприятием музыки. Подготовка обучающихся для ансамблевого исполнительства должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности: психофизиологических, эмоциональных, интеллектуальных.

Внимательное и чуткое отношение руководителя к каждому обучающемуся индивидуально поможет добиться оптимального и естественного развития его певческих навыков. Следует помнить, что охрана детского голоса является самой важной задачей преподавателя. Певческие задачи могут быть достаточно сложными, но при этом они должны соответствовать голосовым возможностям обучающихся, что требует особого внимания к тесситурным условиям и диапазону исполняемых произведений. Важнейшую роль в учебном процессе играет репертуар, так как именно в процессе работы над произведением происходит формирование и совершенствование вокально-ансамблевых навыков, чувства музыкального стиля.        

  1. Список литературы
  1. «Ансамбль «Вдохновение» и группа «Поп-Хор» исполняют песни Валерия Серебрянникова», М., 1993.
  2. «Весёлая карусель», вып. 9, ред. В. Бекетова, М: Музыка, 1991.
  3. «Весёлые и смешные песни», сост. Г. Портнов, М.: Музыка, 1990.
  4. «Вместе с хором», вып. 4, сост. И. Грибков, С-П.: Союз Художников, 2007.
  5. «Когда тебе 16…», вып. 3, сост. С. Грибков, М.: Советский композитор, 1988.
  6. «Разноцветные песенки», сост. Г. Левкодимов, М.: Советский композитор, 1990.
  7. «Хоры на бис», Американская тетрадь №1, сост. А. Алексеева, С-П.: Нота, 2004 г.
  8. Абт Ф. Школа пения.  М.,1960 г.
  9. Беляев В. «Творите добрые дела», М., Владос-пресс, 2004 г.
  10. Ваккаи Н. «Итальянские вокализы-песни». Сост.Т. Киселева, Новосибирск, 2004 г.
  11. Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
  12. Вилинская И.Вокализы. Киев, «Музыкальная украина»,1989 г.
  13. Гладков Г. «После дождичка в четверг», М.: Дрофа, 2001 г.
  14. Зейдлер Г. Искусство пения. М., «Музыка»1987г.
  15. Конконе Дж. Избранные вокализы. М., «Музыка»,1984 г.
  16. Марченко Л.  «Лучшие детские песни о разном», Ростов -на -Дону.: Феникс, 2008
  17. Пановка Г. Избранные вокализы. М. «Композитор»,2001 г.
  18. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.: Советский композитор, 1988 г.

Список методической литературы

  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983.
  2. Брылина В. Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев, 1985.
  3. Вайкль Бернд «О пении и прочем умении». М., 2002.
  4. Горюнова Л. П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск,1969.
  5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». М.,2000.
  6. Добровольская Н. Н. Развитие детского голоса (Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961.) Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1963.
  7. Носорев Ю. А. Вокальные особенности музыкальных произведений, как условия певческого развития младших школьников, 1993.
  8. Сафронова В. И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса (Сб. ст. Работа с детским хором.) М. , «Музыка», 1981.
  9. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992.
  10. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1961.
  11. Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности» М.,1994.
  12. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990.
  13. Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства». М.-Л., 1966.
  14. Юшманов В.И. «Вокальная техника и её парадоксы». СПб., 2002.