Сценарий творческой встречи "И мир идет к тебе на встречу"

Поддубная Наталья Ивановна

Сценарий творческой встречи "И мир идет к тебе на встречу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_i_mir_idet_tebe_na_vstrechu.docx21.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий творческой встречи, посвященной А.С.Пушкину

 «И мир идет тебе на встречу…»

Добрый день, уважаемые зрители! Сегодняшний открытый классный час мы посвящаем великому поэту России А.С.Пушкину, а также тем музыкантам и композиторам, которые, вдохновленные поэзией Пушкина, создавали музыкальные произведения на его стихи в разных жанрах – романсы, оперы, музыку к спектаклям, музыку кино.

        Мы попробуем сегодня создать свой небольшой музей Пушкина, в котором главные экспонаты – это музыкальные произведения, и вкратце пролистаем страницы биографии поэта.

        «Звучи, божественный глагол

        В своем величье непреложный,

        Сквозь океан бегущих волн

        Всемирно пошлости безбожной.

        Ты светлым именем своим

Восславил имя человечье,

И мир идет тебе навстречу,

Духовной жаждою томим»

                        (А.Передреев)

1. Ц. Кюи «Вальс» - исп. Остапцев Валентин

Белинский говорил о Пушкине: «Он – наше все, вокруг имени его создается атмосфера обожествления, выразителя национальной души».

Лев Толстой говорил: «Чувство красоты развито у него до лучшей степени, чем ярче вдохновение, тем больше работы, мы читаем его стихи гладкие, такие простые, а сколько в них труда…»

Иван Тургенев говорил о поэте: «Он дал окончательную обработку нашему языку, который по своему богатству признается иностранными филологами».

Александр Сергеевич Пушкин – поэт, драматург, реформатор русского литературного языка, автор критических и исторических произведений, во всем мире Пушкин считается величайшим поэтом, подобно Данте, Гёте, Шекспиру.

Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Он родился в эпоху социальных, политических и культурных потрясений – это французская революция 1789 года, война с Наполеоном, восстание декабристов.

Пушкин писал стихи постоянно, иногда сразу, начисто, без черновиков и набросков, а иногда долго работая над текстом. Он до конца своих дней был постоянно в движении, во всем, что его окружало, спокойствие было не для него, - «мятежно жил, мятежно умер» - писал о нем поэт Станкевич.

О Пушкине написано колоссальное количество книг, а на его стихи создано более 600 музыкальных произведений в разных жанрах русскими композиторами.

Самое яркое впечатление юности поэта – лицей, уже в то время Пушкин начинает печататься.

Однажды учитель Пушкина, поэт Кошанский, дал задание – «Опишите розу стихами». У всех не клеилось, а 15-летний Пушкин написал стихотворение за две минуты и прочел:

«Где наша роза, дитя зари

Увяла роза, друзья мои.

Не говори – вот жизни младость,

Не повторяй – так вянет радость.

В душе скажи – прости, жалею,

И на лицей нам укажи»

Класс молчал, потому что лучше уже никто не напишет.

2. В. Серебренников. «Увяла роза» - исп. Портнова И.М., концертмейстер Головина А.Б.

М.И. Глинка учился вместе с младшим братом Пушкина в Благородном пансионе, туда часто приходил и сам поэт, он приносил юному Глинке свои стихи, которые считал наиболее музыкальными. Так и появлялись первые романсы Глинки, в основном, посвященные друзьям-лицеистам.

Все окружение Глинки в пансионе – это друзья и соратники А.С.Пушкина – Кюхельбекер, Пущин, Жуковский. Свою вторую оперу «Руслан и Людмила» Глинка написал по одноименной поэме Пушкина. Глинка хотел, чтобы Пушкин написал либретто оперы, но узнал о внезапной смерти поэта.

3. М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» - исп. Головина А.Б., Андрейкина О.Н.

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, среди сослуживцев был Грибоедов, они дружили. Пушкин активно печатается, свои вольнолюбивые стихи он читает молодежным объединениям «Зеленая лампа», «Союз молодежи», «Декабристы». Еще с лицейского периода Пушкин не боялся вступать в конфликт со своим начальством и даже царем, Александром I, про которого говорил: «Не жалует меня мой тезка». В 1820 году – первая ссылка в село Михайловское. Несмотря на тяжелые переживания, там создаются такие произведения, как «Борис Годунов», «Русалка», «Цыгане», - все это будущие оперы. В соседнем имении Пушкин встречает Анну керн и посвящает ей стихотворение «Я помню чудное мгновение».

Романс на эти стихи Глинка посвятил дочери Керн – Екатерине. И у Глинки конфликт с Высшим светом Санкт-Петербурга повлек за собой внезапный отъезд из России. Свою жизнь этой поры, когда композитору 40 лет, он называет «Годы странствия». В это время появляется цикл романсов «Прощание с Петербургом», многие романсы написаны на стихи Пушкина. Вместе с тем композитор пишет несколько фортепианных зарисовок элегического характера, одна из пьес называется «Чувство».

4. М. Глинка. «Чувство» - исп. Михалова М.

Пребывание Пушкина в ссылке в Михайловском, а затем в Болдино не прошли даром. По выражению самого поэта, он столкнулся с самым «русским», самым «народным», и прежде всего, с народными песнями. Пушкин часто пел сам и народные распевы складывались в его новые рифмы. Из всех своих современников композиторов-песенников наиболее любимыми были Варламов и Гурилев, их песни невозможно было отличить от народных.

5. А.Гурилев. «Радость-душечка» - исп. Зуева Е.

В 1828 году Пушкин возвращается в Москву и испытывает горькие разочарования. Он остался в стороне во время восстания декабристов 1825 года и Жуковский писал ему: «Ты ни в чем не замешан, но в бумагах каждого декабриста твои стихи».

Пушкин активно работает, появляются произведения, которые сразу же печатаются – «Дубровский», «Евгений Онегин», «История Пугачева», «Пиковая дама».

Петр Ильич Чайковский в 1877 году, во время творческого кризиса в письме к фон Мекк вспоминает: «Пиковая дама» буквально захватила меня, я понял, что не только мои горести существуют в этом мире». Опера «Пиковая дама», также как и опера «Евгений Онегин», были написаны Чайковским за короткий срок и вывели его из творческого кризиса. Вслед за этими операми появляется цикл фортепианных пьес для детей под названием «Детский альбом». Появлению этого цикла во многом способствовала лирическая поэзия Пушкина.

Это не просто пьесы для детей, цикл для Чайковского автобиографичен, и по своему замыслу отражает глубокие человеческие чувства. Композитор не снижает высоких профессиональных требований в создании музыки для детей, не идет по пути облегченности, он создает собственный взгляд на мир ребенка. Цикл воспринимается как музыкальные картинки, отражающие жизнь и быт русских детей второй половины 19 века.

В письме к издателю Юргенсону, Чайковский пишет: «Картиночки альбома значительно уступают по художественному достоинству «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, но ничего, детям будет занятно».

6. П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из цикла «Детский альбом» - исп. Салахова Ф.

В 30-е годы Пушкин живет в Петербурге, он чувствует необходимость перемен. Вскоре он женился на светской красавице – Наталье Гончаровой. В это время на престоле новый царь и за Пушкиным установлен неусыпный политический надзор. Но те, кто третировали его во время жизни, просто проиграли. Мало-помалу вся эпоха того времени стала называться Пушкинской. Все красавицы-фрейлины, хозяйки пышных аристократических салонов, все гости высочайшего двора, министры, стали именоваться Пушкинскими современниками. А сегодня в дворцовых залах, где сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги. Бледные тени царя и его фаворитов изгнаны самой историей, а про великие особняки и дворцы говорят: «Здесь бывал Пушкин».

7. Ходош. «Зимний вальс» - исп. Талышева М.

«Фрейлины, свечи, цокот копыт,

Санкт-Петербург веселится,

А под декабрьской метелью летит

Пушкина вольная птица»

Вращаясь в высшем свете Петербурга, Пушкин скучал и чувствовал себя одиноко. Он снова уезжает в Болдино. Та самая болдинская осень дала миру «Маленькие трагедии», «Историю села Горюхино», «Повести Белкина».

8. Ходош. «Зимняя дорога» - исп. Байрамалова Н.

Возникает многочисленная переписка Пушкина с разными людьми, приятными для поэта. Несколько писем адресованы композитору Варламову, про которого поэт говорил: «Экая в нем силища! А душа как поет».

9. Варламов. «Красный сарафан» - исп. Гильманова А., партия фортепиано Сагаипова З.

Трудно найти не только в русской, но и в мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже два столетия, нежели – Наталья Гончарова, жена А.С.Пушкина. Слишком много было у нее обвинителей и почти не было адвокатов. Та пуля, что оборвала жизнь великого поэта, попала и в его жену, это смертельный свинец людской клеветы.

В середине 1834 года в Петербурге появился, усыновленный голландским посланником и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что дало повод для оскорбительных толков и сплетен. В течение года Пушкин получает массу посланий, заносивших его в «орден рогоносцев». Поэт вызывает Дантеса на дуэль и тот принимает вызов. Но внезапная свадьба Дантеса и сестры Натальи Гончаровой отменяют дуэль.

Настойчивые ухаживания Дантеса не прекращались, и Пушкин посылает второй вызов. Дуэль состоялась 27 января 1837 года, и Пушкин был убит, он похоронен в Святогорском Успенском монастыре, он сам выбрал себе это место.

Незадолго до смерти поэт писал много печальных стихов элегического характера.

10. Даргомыжский. «Юноша и дева» - исп. Портнова И.М., концертмейстер Головина А.Б.

Со второй половины 19 века начинается совершенно новый этап возрождения Пушкинского творчества в музыке, во всех музыкальных жанрах. И какие имена обращаются к его произведениям – Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Кюи, Свиридов… Перечислять композиторов пришлось бы долго. Так в чем же тайна неисчерпаемой поэзии и прозы Пушкина? Видимо в ясности формы, предельной глубине содержания, конкретности замысла. Стихи оставляют нечто большее чем то, что сказано в тексте. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан. Пушкин никогда себя неисчерпывал. Истинный поэт после последней точки не падает, а вновь стоит у начала работы!

Писать, слова идут, мужают,

И в стое песенном плывут,

А звезды стены окружают

И в окна свет неверный льют.

Писать! Писать в стихах и прозе,

Писать! Не то сойдешь с ума.

Перо, свеча, зима, - морозит,

Зима, ужель еще зима?

11. Г.Свиридов. «Вальс» - исп. Петухова М.

Для 20 века Пушкин – современник, теперь к его творчеству обращается еще и кинематография. Пушкина помнят и любят. В день рождения поэта – 6 июня в Санкт-Петербурге белые ночи, и каждый год, возле памятника поэту читают его стихи, люди совсем незнакомые друг другу, но объединенные любовью к его творчеству.

Кино становится ведущим искусством 20 века. Мы смотрим фильмы, снятые по Пушкинским произведениям. Композитор Георгий Свиридов написал музыку к художественному фильму по повести Пушкина «Метель», позднее музыкальные номера объединились в сюиту.

12.  Г. Свиридов. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» - исп. Герасина Г.И., концертмейстер Головина А.Б.

В заключении нашей встречи хочу отметить великолепную работу всех участников. Подготовка мультимедийной презентации, оформление зала, подбор сценических костюмов – все это результат командной работы детей и родителей. За время подготовки родители смогли более чутко проникнуться тонкостями подготовки успешного выступления на сцене. И сейчас я предлагаю Вам пройти за круглый стол и создать со своими детьми «Цветок успеха». На столе есть основа цветка, к ней вы можете прикрепить неограниченное количество цветных лепестков, но на каждом необходимо написать, что требуется для успешного выступления, достижения исполнительского мастерства.

Благодарим за внимание, на этом наш открытый классный час подошел к концу. До новых встреч!

Список литературы

1.Белинский Виссарион Григорьевич. Сочинения Александра Пушкина / Белинский Виссарион Григорьевич. - М.: Худож.лит., 1985. - 560с.

2. Бонди Сергей Михайлович. О Пушкине: Статьи и исследования / Бонди Сергей Михайлович. - М.: Худож.лит., 1978.

3. Живые страницы. А.С. Пушкин. H.В. Гоголь. М.Ю. Лермонтов. В.Г. Белинский. В воспоминаних, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. - Москва: Детская лит., 1970

4. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина. В 4т. Т.1 : 1799-1824 / сост. М.А. Цявловский ; отв. ред. Я.Л. Левкович. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1999.

 5.  Летопись жизни и творчества Александра Пушкина. В 4т. Т.2 : 1825-1828 / сост.: М.А. Цявловский, Н.А. Тархова ; науч. ред. Я.Л. Левкович. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1999.

 6.  Летопись жизни и творчества Александра Пушкина. В 4т. Т.3 : 1829-1832 / сост. Н.А. Тархова ; науч. ред. Я.Л. Левкович. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1999.

7. Ободовская Ирина Михайловна. Вокруг Пушкина: неизвестные письма Н.Н. Гончаровой и её сестёр Е.Н. и А.Н. Гончаровых / Ободовская Ирина Михайловна. - 2-е изд., доп. - Москва: Советская Россия, 1975.

8. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Авт.-сост.Л.А.Сугай. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000