Методическая разработка урока музыки по теме «История развития электронной музыки»

Беспрозванная Полина Васильевна

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «История развития электронной музыки» представляет собой материалы к уроку с использованием электронно-образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, ссылки на видеоматерил находящийся в свободном доступе в сети Интернет. Материал может быть использован для проведения урока музыки в 7 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил учитель ГБОУ школы-интерната №6 Беспрозванная Полина Васильевна История развития электронной музыки

Слайд 2

Понятие «Электронная музыка» Электронная музыка - понятие, объединяющее широкий спектр музыкальных направлений, жанров и стилей, которые связывает именно то, что вся эта музыка создана с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Слайд 3

Изобретения, которые повлияли на развитие электронной музыки (1) Фонотограф Леон Скот де Мартенвиль 1857 год Музыкальный телеграф Элиш Грей 1876 год Поющие дуги Уильяма дю Буа Дюдделя 1899 год

Слайд 4

Изобретения, которые повлияли на развитие электронной музыки (2) Телгармониум Тадеуш Кахиль 1897 год Терменвокс Леон Термен 1917 год

Слайд 5

Изобретения, которые повлияли на развитие электронной музыки (3) Волны Мартено Морис Мартено 1928 год Траутониум Фридрих Траутвейн 1929 Магнитофон Немецкая компания AEG 1935 год

Слайд 6

После появления новых средств звукозаписи — магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук. Эту технику композиции назвали « конкретной музыкой » Задача композитора, использующего данную технику — создать фонограмму из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков. Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером .

Слайд 7

Конкре́тная му́зыка — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т. д.). Конкретная музыка В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи, крики, фрагменты речи, пение человека, фрагменты звучания акустических музыкальных инструментов и т. п.

Слайд 8

Развитие электронной музыки 1970 годы стали подлинным расцветом электронной музыки. Появились самостоятельные направления, такие как диско и техно. Многие уже сформировавшиеся направления музыки получили новую интерпретацию благодаря введению синтезаторов и электронной обработки – так появился краут -рок, синти -поп, электро-поп и техно-поп. Дальнейшее развитие электроники в 80-ые и 90-ые годы привело к появлению программируемых драм-машин и брейкбита . Музыка для дискотек практически полностью стала состоять из электронных композиций, а электронная музыка стала практически синонимом клубной. В эти же годы появилась и новая профессия – диджей, которые создает оригинальные композиции, оперируя пластинками на специальной установке.

Слайд 9

Электронная музыка сегодня В настоящее время электронная музыка пользуется большой популярностью во всем мире. Согласно исследованию известной звукозаписывающей компании, электронную музыку постоянно прослушивает каждый 10ый житель Европы и Северной Америки. Также она получила большое распространение в Японии, Южной Корее и Китае. Электронная музыка в настоящее время создается на множестве оригинальных музыкальных инструментов. Использование компьютеров для ее создания стало повсеместным. Удобство компьютерных программ для создания музыки и оригинальность звучания музыкальных инструментов привело к тому, что сейчас многие музыкальные жанры находятся под большим влиянием этого направления – множество рэперов, исполнителей поп и рок-музыки используют электронные музыкальные инструменты для создания своих композиций. Дальнейший технический прогресс делает появление новых жанров и инструментов практически неизбежным, что означает, что электронная музыка будет существовать еще очень и очень долго.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №6

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

урока музыки

по теме «История развития электронной музыки»

учителя музыки Беспрозванной Полины Васильевны

Санкт-Петербург

2022


Цель урока: дать общее представление об электронной музыке, её становлении, история развития, современных направлениях.

Задачи урока:

Воспитательные:  

  • воспитывать открытую  личность, способную к познанию, активному действию.      

Обучающие:

  • обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Научить учащихся определять стиль, жанр и направление молодёжной современной музыки. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

Развивающие:

  • Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Необходимое техническое оборудование: компьютер, сеть Интернет, проектор, экран.

План урока:

  • Организационный момент (5 минут)
  •  Введение (3 минуты)
  • Изучение нового материала (22 минуты)
  • Закрепление знаний полученных на уроке (5 минут)
  • Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)

Ход урока:

1. Организационный момент:

Включение компьютера, экрана. Открытие презентации. Отметка о присутствии обучающихся, озвучивание темы урока и его структуры. (1 слайд)

2. Введение:

Вопросы для рассуждения:

  • Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему?
  • Что вы знаете об электронной музыке?  
  • Что хотели бы узнать об этом музыкальном направлении?
  • Как вы относитесь к электронной музыке?

3. Изучение нового материала:

Музыка является неотъемлемой частью жизни любого из нас. Сменяющиеся жанры и стили музыки сегодня уже никого не удивляют, а лишь притягивают к себе новизной и разнообразием. Электронная музыка — это и есть тот самый жанр, к которому относят музыкальные произведения, создаваемые при помощи электронных инструментов и современных технологий. Как разновидность (жанр), данная музыка относится к концу 20-го – началу 21-го веков, хотя первые электронные инструменты стали появляться ещё в начале прошлого века.

Понятие «Электронная музыка» (2 слайд)

Электронная музыка - понятие, объединяющее широкий спектр музыкальных направлений, жанров и стилей, которые связывает именно то, что вся эта музыка создана с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Изобретения, которые повлияли на развитие электронной музыки (3,4,5 слайды)

1. Фонотограф Леон Скот де Мартенвиль 1857 год

На таком устройстве, в 1860 году, была создана первая известная звукозапись человеческого голоса, где Леон Скотт спел фрагмент французской колыбельной "Au clair de la lune". (ссылка на прослушивание записи https://vk.com/wall-65801571_15956?

2. Музыкальный телеграф Элиш Грей 1876 год

Американский инженер Элиш Грей сделал "музыкальный телеграф" - это обычный телеграф у которого подключили клавиши к динамикам и при наборе они издавали звуки разной тональности. (Телеграф — в современном значении —  средство для передачи на большие расстояния буквенно-цифровых сообщений с помощью радиосигналов, электрических сигналов, поступающих по проводам, и других каналов связи.)

3. Поющие дуги Уильяма дю Буа Дюдделя 1899 год

В 1899 или 1900 г английский физик Вильям Дуддель (William Du Bois Duddell) экспериментировал с дуговыми лампами с целью уменьшить нежелательный звуковой эффект от них. Однако, результат получился обратным. Оказалось, что при подключении параллельно дуге колебательного контура, в системе возникают автоколебания на частоте этого самого контура. Дуга начинает «петь». (Честно говоря, мерзко визжать).

(ссылка на просмотр видео https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9853446950241802103&reqid=1644215512643387-15171171367760908687-sas3-1042-6ab-sas-l7-balancer-8080-BAL-7969&suggest_reqid=76087354163569550155147892940115&text=поющая+дуга+ )

4. Телгармониум  Тадеуш Кахиль  1897 год

В 1890-х годах живущий в Вашингтоне (округ Колумбия) Таддеуш Кэхилл совмещал два занятия - юриспруденцию и изобретательство. До изобретения Телгармониума Кэхилл в основном разрабатывал различные устройства для роялей и пишущих машинок. В 1893 году, когда он развлекался с телефонным аппаратом, пытаясь передать музыку по телефонной линии, у Кэхилла появилась идея создания Телгармониума. Вплоть до 1920-х годов не было возможности усилить электрический сигнал. Так, что бы услышать звук через телефон, необходимо было поднести трубку к уху. Кэхилл понял, что если бы он мог сгенерировать достаточно мощный сигнал и приделать к приемнику телефонного аппарата раструб типа грамофонного, то он мог бы транслировать музыку через телефон, так чтобы ее мог слышать целый зал. Он полагал, что если бы он смог передавать музыку через телефон с надлежащей громкостью, то мог бы сделать небольшой бизнес, передавая музыку в гостинницы, рестораны и даже частные дома. Таким образом, по большей части Кэхилл изобрел то, что сегодня мы знаем как "мюзак" (музыка для бэкграундов, в телефонах, магазинах, метро и т.п.). В 1896 году он создал работающий прототип и подал заявку на патент. В 1898 году патент был предоставлен, он получил номер 580,035 и название "Искусство создания аппаратуры для распространения музыки посредством электричества". В этом патенте Кэхилл использовал термин "синтезирование". Это говорит о том, что Телгармониум официально действительно был первым синтезатором.

Телгармониум должен был издавать громкий сигнал, поэтому ему требовалось большое количество электричества. Кэхилл заметил, что, когда электромотор, или динамо, использовались для создания переменного тока (в противоположность постоянному току) выходной сигнал можно было услышать через телефонный приемник с постоянным уровнем. Громкость сигнала зависила от размера генератора. Больший генератор вырабатывал больше электричества и, таким образом, создавал большую мощность звука. Идея Кэхилла состояла в том, что, если бы он имел достаточное количество генераторов различного размера, по одному на каждую ноту шкалы, то можно было бы включать и выключать их выходные сигналы и даже комбинировать их для создания музыки.

5. Терменвокс Леон Термен 1917 год  электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде.

При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне. (Ссылка на просмотр видео https://ok.ru/video/1562559646228)

6. Волны Мартено Морис Мартено 1928 год

Приблизительно в одно время с нашим Терменвоксом широкой публике был представлен инструмент французского изобретателя Мориса Мартено с романтическим названием «Электрические Волны Мартено» (Ondes Martenot), и по некоторым сведениям Мартено как раз вдохновили идеи Льва Термена, хотя мысли о создании такого инструмента у него были и ранее. Новый удивительный инструмент был восторженно принят музыкантами и композиторами и в результате для него было написано около 1200 произведений. Звуки "Волн" напоминают мне слова Е.Браудо о старинных клавихордах : «Его истомно-дрожащие звуки полны какого-то жуткого очарования». (Ссылка на просмотр видео https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12913291051083948944&text=волны+мартено&where=all )

7. Траутониум Фридрих Траутвейн  1929

Траутониум — электронный музыкальный инструмент, созданный немецким инженером Фридрихом Тротвейном в 1928 году. Как и в большинстве тогдашних электронных инструментов, в его основе были ламповые генераторы на колебательном контуре. Первая версия была выпущена фирмой Telefunken.

Подобно гелетриону, вместо клавиатуры траутониум был снабжён чувствительной полосой (или несколькими, в полифонической версии), выполнявшей функцию резистора переменного сопротивления. В более поздних моделях были добавлены полосы с металлическими застёжками, позволявшими отмечать определённые тона. Застёжки можно было использовать как ключи. В целом, конструкция позволяла точно настроить микротоновый строй инструмента. Траутониум имел диапазон в три октавы, который мог сдвигаться переключателями вниз или вверх.

Хотя во многом траутониум был подобен другим электронным инструментам того времени, он имел и определённые отличительные черты. В частности, траутониум имел большую свободу формирования звука — инструмент был оснащён дополнительными генераторами, с набором контролирующих переключателей и регуляторов; генераторы обогащали звучание дополнительными гармониками. Ряд фильтров в цепи дополнительно влиял на форму сигнала. Благодаря этому, звук траутониума был значительно богаче, чем звук подобных инструментов того времени. Инструмент можно считать предшественником современных синтезаторов.

(Ссылка на просмотр видео https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18233104384271372718&from=tabbar&parent-reqid=1644776478587033-10766304326202991916-sas3-0929-8f2-sas-l7-balancer-8080-BAL-15&text=Траутониум+кратко )

8. Магнитофон  Немецкая компания AEG 1935 год

(6 слайд)

После появления новых средств звукозаписи — магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук. Эту технику композиции назвали «конкретной музыкой»

Задача композитора, использующего данную технику — создать фонограмму из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков. Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером. (ссылка на видео https://yandex.ru/video/preview/?text=пьер%20шеффер%20конкретная%20музыка&path=wizard&parent-reqid=1644218003030348-11827726169980624877-sas3-1042-6ab-sas-l7-balancer-8080-BAL-5101&wiz_type=vital&filmId=13107230380832017131)

Конкретная музыка (7 слайд)

Конкре́тная му́зыка — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т. д.).

В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи, крики, фрагменты речи, пение человека, фрагменты звучания акустических музыкальных инструментов и т. п.

Развитие электронной музыки (8 слайд)

1970 годы стали подлинным расцветом электронной музыки. Появились самостоятельные направления, такие как диско и техно. Многие уже сформировавшиеся направления музыки получили новую интерпретацию благодаря введению синтезаторов и электронной обработки – так появился краут-рок, синти-поп, электро-поп и техно-поп.

Дальнейшее развитие электроники в 80-ые и 90-ые годы привело к появлению программируемых драм-машин и брейкбита. Музыка для дискотек практически полностью стала состоять из электронных композиций, а электронная музыка стала практически синонимом клубной. В эти же годы появилась и новая профессия – диджей, которые создает оригинальные композиции, оперируя пластинками на специальной установке.

Электронная музыка сегодня (9 слайд)

В настоящее время электронная музыка пользуется большой популярностью во всем мире. Согласно исследованию известной звукозаписывающей компании, электронную музыку постоянно прослушивает каждый 10ый житель Европы и Северной Америки. Также она получила большое распространение в Японии, Южной Корее и Китае.

Электронная музыка в настоящее время создается на множестве оригинальных музыкальных инструментов. Использование компьютеров для ее создания стало повсеместным.

Удобство компьютерных программ для создания музыки и оригинальность звучания музыкальных инструментов привело к тому, что сейчас многие музыкальные жанры находятся под большим влиянием этого направления – множество рэперов, исполнителей поп и рок-музыки используют электронные музыкальные инструменты для создания своих композиций. Дальнейший технический прогресс делает появление новых жанров и инструментов практически неизбежным, что означает, что электронная музыка будет существовать еще очень и очень долго.

Спасибо за внимание (10 слайд)

4. Закрепление знаний полученных на уроке (5 минут)

Вопросы для рассуждения:

  • Что нового вы узнали об электронной музыке?
  • О каких изобретениях прошлого вы сегодня узнали?
  • Что такое конкретная музыка?
  •  Как сейчас развивается электронная музыка?

5. Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)

Уважаемые ребята, я надеюсь вам понравился сегодняшний урок! В качестве домашнего задание необходимо будет выполнить кроссворд и перерисовать его в тетрадку. Ссылка на кроссворд: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=847A056FB69885AU