Клод Дебюсси и образ Лунного света

Представление педагогическому сообществу методического материала по направлению музыкального исполнительства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Кленовская детская школа искусств»

     

Клод Дебюсси и

 образ Лунного света

Составитель:

Бажутина Людмила Васильевна

преподаватель фортепиано

высшая квалификационная категория

Цель данной работы – представление педагогическому сообществу ДШИ методической разработки по направлению «Музыкального исполнительства» в качестве обмена педагогическим опытом

2022 г.

Клод Дебюсси и образ Лунного света

Аннотация к произведениям

«Лунный свет» и «Терраса, посещаемая лунным светом»

       

       Луна с древних времён была всегда в центре внимания. Она - как символ таинственности, любви и нежности, холодности и одиночества. Созерцание Луны – есть бесконечность, «безсмертные называли её Селеной, а люди – Луной».

      Творческих людей, например, композиторов, тихий свет ночного светила привлекал своей таинственностью и созерцательностью, восторженно-мечтательным характером, благодаря которому можно передавать изящные и выразительные оттенки звучания музыки.

       Но лунный пейзаж или лунарный, (по аналогии с солнечным или солярным) создаёт не только эмоциональный фон, но и несёт особую смысловую нагрузку в музыкальном произведении. Ведь в сознании людей всегда присутствуют мистические ассоциации, связанные с ночным светилом. Это как активизация потусторонних сил. Если солнечный пейзаж (солярный) отражает позитивный, оптимистический настрой, то для лунного (лунарного) пейзажа характерны произведения с выраженным элегическим тоном.

         Например, пейзаж светлой летней ночи из вступительного раздела второй картины оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» строится на «оперировании пространственно-стереофоническими свойствами, тембровой плотностью и гармонической красочностью объёмного фактурного пласта, включающего в себя медленно поднимающиеся по звукам уменьшенного септаккорда октавы струнных (имитационное наслоение голосов создаёт здесь эффект постепенного уплотнения фактуры) и органные пункты из длительно выдержанных аккордов духовых. Тритоновые соотношения аккордовых вертикалей придают ночному пейзажу оттенок причудливости и загадочного мерцания» [1].

         Совершенно иное мы слышим в лунарной музыке К.Дебюсси. Для него лунный пейзаж — это не просто картина природы, а это открытость выражаемых чувств, создание чувственного эмоционального образа, это и наслаждение жизнью в течение каждой минуты. Неважно, какое время суток или время года, утренний рассвет это или волшебная ночь, в это время человек живёт чувствами. И, созерцая лунный звуковой пейзаж, он, слушатель, «проникает в новую вселенную», где его окружает тонкий звуковой аромат и пленительное очарование лунного света.

          Воплотив в звуках непостижимость созерцания ночного неба, Клод Дебюсси позволяет раствориться человеку, исчезнуть в бесконечности, создавая тем самым чувство единения человека и природы.

        «Лунный свет» - шедевр молодого К. Дебюсси. Это одна из самых репертуарных его фортепианных пьес. Она существует в различных переложениях: для скрипки, для виолончели, для оркестра. Первоначальное название ноктюрна «Лунный свет» - «Сентиментальная прогулка».

          Композитор умело обращается с формой произведения. Так, ноктюрн представляет собой сложную трехчастную форму с эпизодом и кодой.

         Если в первой части он рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны и тихие лучи медленно растворяются в тёмной, ночной воде, то в эпизоде, как и положено, - свободная форма. Эпизод состоит из нескольких дополняющих построений, которые разграничены сменой темпа и тональности. А в репризе, мы слышим новую окраску звучания, к тому же дополненной мелодическим аккомпанементом из эпизода. Кода построена на интонациях эпизода, что делает произведение ещё более логичным.

        Такая арочная замкнутость не даёт произведению развалиться. Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю первоначальные воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная дорожка медленно растворяется, предоставляя дорогу солнцу и новому дню.

        Ноктюрн «Лунный свет» весь соткан из переливов мягких звуковых красок, таящих в себе бесконечное количество тончайших оттенков.

          Чистота музыки, восторженно-мечтательный характер этого ноктюрна привлекают режиссеров практически в каждом уголке света. Этот ноктюрн узнаваем и широко известен, и мы можем услышать его во многих художественных фильмах, например: «Великан» (1956), «Казино рояль» (1967), «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Гнев» (2004), «Сумерки. Сага. Затмение» (2010), «Курьер» (2010), «Разрушители» (2011), «Восстание планеты обезьян» (2011), «Ученик мастера» (2012), «Афера по-американски» (2013), «Западный мир» (2016), «Тутанхамон» (2016), «Вечность» (2016), «Моцарт в джунглях» (2016) и другие.

        Прелюдия «Терраса, посещаемая лунным светом», также отличается тонким  рисунком ниспадающих пассажей, туманными переливчатыми звучаниями, красочностью звуковых пятен, чистотой тембров, что отражено в поэтических строках, говорящих о многом:

Россыпи звуков, потоки пассажей,
Звон колокольный, парад  персонажей,
Дление точек, эффекты  мерцаний,
И тишина… без налета страданий…

Мягкость сонорики, пятен холодность,
Той тишины временной мимолётность.
Улиц и зданий sfumato, бесплотность…
И объективности слов невозможность…

    И как писала М.Лонг, - музыка Дебюсси – «это воссоздание неизъяснимых ощущений, для которых в нашем языке нет названия...» [2].

          Итак, два произведения, ноктюрн «Лунный свет» и прелюдия «Терраса, освещённая лунным светом», - насыщены излюбленными стихиями композитора – струящимся потоком воздуха, воды и света. Да и в динамике К. Дебюсси создаёт чёткое соотношение звучания – преобладание PP над незначительным F и почти незаметное «crescendo». В подобной динамике композитор ищет опору состояния, которое могло бы характеризовать тишину и покой. Он ищет динамику, которая гасила бы звонкость и ударность фортепиано.

        И конечно же, педальные эффекты – важнейшая составляющая стиля Дебюсси. Это и дыхание, и колорит, объёмность, пространственность звучания, обертоновость. Без педали исполнение произведений Дебюсси не имеет смысла, оно просто невозможно и требует тонкого и умелого владения ею.  Очень часто музыка К.Дебюсси предполагает использование левой педали, именно она помогает исполнителю добиться тишайшего звучания.

       Ну а символом «лунного света» в музыке Дебюсси является наличие малой секунды, поющих терций и мягко звучащих септаккордов.

         Таким образом, в этих произведениях проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма, как например:

  • тонкие ассоциативные параллели. Произведение не является программным, даже несмотря на наличие говорящего названия. Здесь нет прямых аналогий с объектом наблюдения, а лишь намёки на него. Это образ, воспоминание, а не действительность.
  • звукоизобразительность. Главная идея импрессионизма – это созерцание. Создание едва ощутимого образа, посредством использования музыкальных инструментов – вот главная задача композитора, сочинявшего в подобном направлении. Звук обогащается колористикой. Нельзя ни минуты сомневаться в наличии изобразительности звуков в ноктюрне и прелюдии.
  • необычная гармонизация. Умение правильно гармонизовать мелодию так, чтобы не перегрузить сочинение – это дело вкуса, и Дебюсси прекрасно справился с задачей. Практически каждый такт сочинения можно отметить яркими и запоминающимися отклонениями или модуляциями в далёкие тональности.
  • лёгкость динамики. Практически все произведения, созданные Дебюсси, особенно ноктюрн и прелюдия, имеют динамику на пианиссимо. Только в зоне кульминации можно заметить динамическое увеличение.
  • воссоздание выразительных приёмов, которые характеризуют искусства предыдущего времени. Некоторые разделы пьес отсылают нас к романтической эпохе. Об этом свидетельствует взволнованный аккомпанемент с наличием большого количества пассажей как в ноктюрне, так и в прелюдии.
  • пейзажное начало. Это красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина.

        Очень поэтично высказался музыкальный критик Я.Ванкелевич о сущности «Лунного явления» в музыке К.Дебюсси: «… этот лунный свет лишь повод раскрыть мечту и размышления поэта. Ночь для Дебюсси - это то, что обостряет его чувства; а они для нас … как неожиданная милость. Эти чувства проникают в нашу душу тем более глубоко, что абсолютно ненавязчивы: они отражают некое состояние наивности - условие для поэтичного воодушевления ... Ведь наши мечты часто возникают от дуновения ветра, от запаха глицинии, которые возбуждают в нас волнующие воспоминания, чувство ностальгии по прошедшей весне .... В противоположность всякой субъективности ... Дебюсси остается, если можно так сказать, в гармонии с природными стихиями, ... с всеобщей жизнью. Он чувствует себя погруженным во вселенскую музыку, присущую природе. Можно сравнить музыку Дебюсси с экстазом - экстазом молитвы. Его светлый взгляд есть в определенном смысле зеркало внешнего мира. В галлюцинирующих образах, в которые нас погружает эта музыка, где есть сам Клод Дебюсси? Клод Дебюсси забыл о себе, Клод Дебюсси соединился в экстазе с ночью и со светом, со светом полдня, сумраком полночи...» [1].

https://portrets.ru/ajvazovskij-kartiny/86/ajvazovskij-lunnaya-noch-v-konstantinopole-18.jpg

         Надо отдать должное Дебюсси, - он открыл для человека совершенно другой способ мировоззрения – это созерцание (музыкальная разновидность импрессионизма). А слияние с природой помогает найти самый простой путь к обретению спокойствия и внутренней гармонии.

         Подчеркнём, что музыкальный импрессионизм воспринял от живописи стремление к обертоново - акустическому звучанию инструмента и тяготение к поэтической пейзажной программности. В произведениях Дебюсси красочность звучания становится главным выразительным средством, ей подчинено развитие мелодии и гармонии. И заслуга Клода Дебюсси в том, что он возродил в новом качестве исконные французские традиции модального мышления, и в результате чего пришел к свободному оперированию созвучиями, не скованными тесными рамками гармонических функций.  Поэтому у композитора сложный гармонический язык. Мелодии отличаются своеобразностью. Они лаконичны, капризны, хрупки, переливчаты. Размытые контуры мелодического рисунка преобладают над ясностью линии. Мотивы часто сменяют друг друга, это как бы «мелодии-миги».

         Но главное своеобразие заключается в том, что мелодия уступает свой приоритет звукоизобразительной фактуре. Фигуративное изложение гармонии Дебюсси поднимает до значения «фонового тематизма». Фактура занимает особое место в создании звукового колорита. Широко рассредоточенная, охватывающая далёкие регистры, она создает ощущение пространственности звучания, звуковой перспективы. Изменчивый пульс формы, филировка звукового потока во времени – всё это придаёт музыке текучесть, подобную текучести воздуха, воды и облаков. Она пульсирует, подобно живой материи.

       И в заключении приведём слова французской пианистки Маргерит Лонг (1874-1966), которую связывала тесная дружба с представителями музыкального импрессионизма. Именно она стала первой исполнительницей ряда фортепианных сочинений Дебюсси: «Дебюсси был несравненным пианистом, невозможно забыть гибкость, мягкость и глубину его туше! Он скользил по клавиатуре с такой захватывающей нежностью – и вместе с тем прочно владел ею, извлекая из нее аккорды необычайной экспрессивной мощи. Именно здесь кроется загадка его музыки, именно в этом особенность техники Дебюсси: необычайная нежность в сочетании с непрерывным нагнетанием, а отсюда и богатство красок, достигаемое средствами одного только рояля. Он почти всегда играл в полутонах, но с полной и интенсивной звучностью, без какой-либо резкости в атаке звука, как и Шопен. В диапазоне его нюансов от тройного «piano» до «forte» никогда не было беспорядочных звучаний, поглощающих изысканность гармонии».

1 st. Marguerite Long 0.         Все, слышавшие игру композитора, отмечают в первую очередь удивительные качества звучания инструмента. По словам А. Сюареса, Дебюсси играл не как пианист, но как поэт.

       Первое условие исполнения музыки Дебюсси – не считать её трудной. Да поймут меня правильно: музыка К. Дебюсси остается одной из труднейших, однако, ключом к ней должно быть состояние благодати. Нужно сразу подпасть под её чары и полностью донести эту свою внутреннюю убеждённость до слушателя» [2].

Список использованной литературы и материалов Интернет

  1. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. – М.-Л., 1964.
  2. Маргерит Лонг. За роялем с Дебюсси. – М. Советский композитор., 1985.
  3. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. – М., 1978.

Интернет-ресурсы

  1. Импрессионизм в музыке и живописи http://www.art-education.ru/electronic-journal/impressionizm-v-muzyke-i-zhivopisi