Шуберт детской музыки

Аннотация к произведениям американского композитора Виллиама Гиллока. Цель данной работы - представить педагогическому сообществу ДШИ методической разработки в качестве обмена педагогическим опытом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Кленовская детская школа искусств»

     

Шуберт

детской музыки

Составитель:

Бажутина Людмила Васильевна

преподаватель фортепиано

высшая квалификационная категория

Цель данной работы – представление педагогическому сообществу ДШИ методической разработки по направлению «Музыкального исполнительства» в качестве обмена педагогическим опытом

2022 г.

Шуберт детской музыки

Аннотация к детским фортепианным альбомам В.Гиллока

       

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1384/0005301b-022e16bc/hello_html_39099a77.pngОдин из самых ярких американских педагогов и создатель фортепианной музыки для детей и юношества, Виллиам Гиллок, уже с детских лет проявлял свою незаурядность и самобытность как исполнитель и композитор. Начиная работать с детьми, он понимал, что «влюбить» ребёнка в музыкальное искусство можно лишь заинтересовав его. Поэтому он начинает создавать несложные по технике, но яркие и образные пьесы для детей. И уже самые первые его произведения отличались необычайной изобретательностью мелодии, новизной гармонии и стиля. Но главное, что мелодия и ритм, объединённые в единое целое, позволяли детям без труда ощущать и понимать музыкальный язык.

 А способствовало этому увлечение музыкой его племянника. Он пишет для него 10 пьес, и понимает, что сам получает удовольствие и радость сочинительства. Затем он пишет новую серию миниатюр для фортепиано.

         Так постепенно сформировалась индивидуальность стиля композитора, его произведения становились узнаваемы. Музыка, написанная Виллиамом Гиллоком, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. По словам специалистов, она отличается особой мелодичностью, современностью интонаций, тонкой гармонизацией, изысканной пианистичностью и удобной фактурой.

 

       В честь своего мелодического дара его стали называть «Шубертом детской музыки». Он сочинял музыку для детей самых разных возрастов, создавал аранжировки народной и популярной музыки, делал переложения произведений классических композиторов.

      Популярность произведений Гиллока была настолько популярной, что студия «Green Mill Recordings» на 6 дисках выпустила запись полного собрания сочинений композитора – «The Complete Piano Music of William Gillock» – в исполнении американского пианиста и педагога, доктора Henry Doskey. В его руках эти очаровательные пьесы выходят за рамки «учебной литературы» и становятся художественными сокровищами.

 

Главная цель его творческой деятельности – увлечь детей и подростков музыкой

        В России, многие педагоги открыли для себя творчество композитора и уверенно вводят музыку американского композитора в детский учебный репертуар. Ведь музыкальный мир современного композитора привлекает детей не только своими яркими образными названиями, но и удивительной поэтичностью музыки, простотой фактурного изложения, что делает процесс обучения увлекательным, исполнение приятным, решение технических задач выполнимым.

         Для преподавателя музыкального отделения детской школы искусств работа над пьесами В.Гиллока позволяет закрепить навыки, приобретённые при работе над различными техническими упражнениями, этюдами и частью классического репертуара, гораздо менее любимой учениками. Поэтому учебный процесс в младших и средних классах можно строить, опираясь на пьесы малой формы, в этом как раз и помогают произведения Виллиама Гиллока.

       Большой популярностью пользуется его «Детский альбом» из 22-х пьес. Этот сборник наполнен сказочными персонажами, зарисовками природы, впечатлениями от праздников и путешествий в далёкие страны, музыкальными образами детских игр. Эта музыка наполнена простотой и свежестью. И это как раз та музыка, которую дети играют с удовольствием. Эти яркие звуковые образы помогают проснуться чувствам и мыслям современных юных музыкантов. Они учатся фантазировать, думать, анализировать, слушать звук и бережно к нему относиться, грамотно и прочувствовано играть произведения, наконец, иметь собственное отношение к исполняемой музыке. Помогая раскрыть внутренние резервы ученика, педагог будет способствовать раскрепощению ребёнка и формировать собственное видение окружающего мира.

      «Детский альбом» – это небольшие программные пьесы, требующие очень ясного показа музыкального образа, в техническом отношении работа над звукоизвлечением, сложности педализации и агогики. Большинство пьес написано в трёхчастной форме, что позволяет детям практически вплотную знакомиться с этой формой.

   

     Рассмотрим некоторые произведения из «Детского альбома».

     

  1. Французская кукла

       Эта пьеса может стать первой канителенной пьесой для маленьких учеников; разовьёт музыкальность; подарит ребёнку первую радость от нежной, певучей игры.

       В данной пьесе У. Гиллок гибко сочетает интонационные формулы бытовой танцевальной музыки (вальс) и французской народной песни (шансон). Жанр вальса угадывается благодаря обращению композитора к простому трехдольному размеру 3/4, однако отсутствует традиционная для этого танца фактурная формула «бас – аккорд».

       Форма пьесы представляет собой однотональный период повторного строения и гармонический язык отличается простотой. Посредством введения эллиптического сдвига в параллельную тональность e-moll, использования аккордов группы DD создается мягкое мерцание гармонических красок. Воздушность, хрупкость кукольного образа, заданная авторской ремаркой «Delicately gracefully» (англ. «деликатно, изящно, грациозно»), достигается с помощью звучания в высоком регистре одноголосно изложенной темы, изредка обогащаемой подголосками, прозрачной фактуры, насыщаемой паузами, преобладания невысокого уровня громкости (р, рр). Дети с большим удовольствием играют эту пьеску на начальном этапе обучения.

  1. Fiesta

        Пьеса с элементами джаза. Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства. Истоки джаза лежат в танцевальной музыке негров южных городов Америки, считающейся родиной джаза. Джаз всегда оставался и остается музыкой, окутанной тайной, и «в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» (Джемс Л. Коллер. Становление джаза).

       Пьеса насыщена пунктирным, синкопированным ритмом. Необходимо следить за выполнением точных штрихов, акцентов, за контрастной динамикой. Бас в левой руке легкий, короткий, сухой, напоминающий звук контрабаса.

        Какие главные задачи стоят перед педагогом? Как приобщить юного музыканта к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой и гармонией, помочь расширить репертуар?

        Одна из первых задач – помочь ученику разобраться с музыкальным стилем, разнообразием джазовых терминов и понятий, чтобы в старших классах ученик различал жанры, формы джазовой музыки, такие как спиричуэл, регтайм, блюз, буги-вуги, босса-нова.

        Вторая задача, не менее важная, – научить ученика чувствовать непростой синкопированный ритм, улавливать «внутренним голосом» метр, научиться отстукивать ногой долю, – одним словом, овладеть главным элементом исполнительской техники джаза, свингом (в пер. с англ. – качание, балансирование). В результате несовпадения акцентов мелодической и ритмической линий создается такой эффект «балансирования». По поводу свинга один известный американский музыкант сказал: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

        Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм – перенос акцента с сильной доли на слабую. Смещение акцентов с 1-ой и 3-ей доли такта на 2-ую и 4-ую носит название off-beat (офф-бит) – не в долю. Техника off-beat пришла из африканской музыки. Необходимо заметить, что бит (в пер. с англ. – удар) – в широком смысле метроритмическая пульсация в музыке.

  1. Фламенко

         Легкая пьеса для фортепиано, для навыка игры в быстром темпе и с испанским характером, которая звучит сложно.

Достаточно редко звучит в репертуаре учащихся.

Доступность разбора. По сути в первой части и репризе структура первого такта в точности повторяется от разных нот. Маленькие дети быстро и легко выучивают эту пьесу. Даже игровой элемент привнести здесь можно — чтобы сами искали первую ноту каждого такта методом сольфеджио, а дальше старались повторить уже выученный заранее первый такт от этих самых нот (транспонировать).

Разнохарактерность. Пьеса состоит из двух частей, с повтором первой части и кульминацией. В отличие от ритмичной задорной первой части середина должна быть сыграна мягче, плавнее. В ней также есть речитативность за счёт фермат, в общем, есть что показать по части лиризма.

       Пьесу вполне можно играть в среднем, не быстром темпе, при условии сохранения акцентов и ритмичности — только тогда будет звучать интересно и по-испански.

        Альбом «Романтические прелюдии для фортепиано» содержит 24 прелюдии, которые стали самыми популярными из произведений композитора. Этот альбом был издан в 1958 году. А в 1991 он был переиздан под строгим личным контролем автора с ценными указаниями и советами для исполнителей.

     Отметим, что каждое произведение включает в себя одну или несколько исполнительских задач, что позволяет решить типичные проблемы, с которыми встречаются начинающие исполнители-пианисты.

       Этот лирический цикл появился под влиянием «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха и «Этюдов» Ф. Шопена и также в каждой тональности были написаны прелюдии. Цель создания прелюдий заключалась в оказании помощи маленьким пианистам в овладении более серьёзной музыки, - Баха и Шопена.

Содержание 

1. Forest Murmurs 

2. Seascape

3. October Morning 

4. Deserted Ball Room

5. Legend

6. Interlude 

7. Song Of The Mermaid 

8. Summer Storm

9. A Faded Letter

10. Dragon Fly 

11. Moonlight Mood

12. Autumn Sketch 

13. Procession Of The Mandarin

14. Winter Scene 

15. Serenade

16. Humming Bird

17. Fountain Of Diana

18. Phantom Rider 

19. Soaring

20. The Silent Snow 

21. Night Song

22. Night Journey 

23. An Old Valentine 

24. A Witch's Cat 

Познакомимся с пьесами этого сборника.

Лесные шумы C- Dur

В этой пьесе нет сильных эмоций, динамические оттенки в пределах от pp до mp, что даёт дополнительные трудности в звукоизвлечении. Музыка создаёт образ хорошего, приятного дня в лесу.

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

2. Морской пейзаж c- moll 

Эмоциональная драма, сцена волнения, шторма на море. Море – это необыкновенная и удивительная стихия, которая манит людей своими безбрежными просторами и пугает неведомыми глубинами. Оно до сих пор является источником вдохновения для писателей и поэтов, художников и музыкантов. «Море – это вечное движение и любовь, вечная жизнь» - говорил Ж. Верн.

Шторм на море, волны хлещут,

И ревут, земля трепещет,

И кидаются на берег

С новой силой дикаря.

Вдруг, очнувшись на мгновенье,

Отступают в глубь пучины,

И, набравшись новой силы,

4. Пустынный бальный зал g- moll 

Эта пьеса написана под впечатлениями фильмов конца 1940-х начала 1950-х годов 20-го века.

Представьте себе женщину в старые времена, которая вспоминает дни своей молодости. Вот в этом великолепном бальном зале состоялся её первый «выход в свет». Прозрачные, тонкие занавески, блеск и сверкание зеркал и хрусталя, первый вальс – всё настолько захватывает её.

Как будто старое воспоминанье

Вдруг кто-то вырвал из сознанья.

В пустынном зале гаснут свечи,

Но я запомню этот вечер…

5. Легенда D Dur 

Рассказчик ведёт своё неторопливо повествование. Этот альбом похож на калейдоскоп картин природы, ярких таинственных превращений. Вся эта причудливая мозаика складывается в картину волшебного одухотворённого мир

Может, днем, а может, ночью

Из глубин прошедших лет

Тот услышит, кто захочет

Шёпот умерших легенд.

6. Интерлюдия d moll 

Эта пьеса написана в стиле предыдущей легенды. Рассказана история в виде диалога двух людей. Ученик должен строго следовать легато, чтобы диалог был выразительным и слышимым.

О, Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир,

Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю...

Пускай мученья мне грозят,

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг,

О чём мне звёзды говорят...

7.Песня Русалки A Dur 

Это пьеса создаёт впечатление песни, услышанной в мерцающей воде.

Русалка плыла по волне голубой…

9. Потертое письмо E Dur 

Чистые, нежные слова в старых,

 потрепанных годами, письмах.

Вздохи и слезы от нахлынувших эмоций.

Читая старое, потертое письмо,

Я вспоминаю юность, школьных лет,

И многих лиц, не помню уже давно,

Но как вчера, я вижу наш вчерашний тет – а - тет.

Теперь не связывает нас, ничто,

Не сбывшихся надежд, под пылью времени макет,

И кроме нас, нам не мешал никто,

Разрезал нить, неосторожных слов фасет.

10. Стрекоза «Летающий Дракон»

 (этюд для фортепиано)

      «Стрекоза» Гиллока может стать первой виртуозной пьесой для маленьких учеников. Разовьёт беглость пальцев, подарит ребёнку первую радость от виртуозной игры. Этот несложный этюд для фортепиано с человеческим лицом.

Технические задачи и трудности

  • Артикуляция между соседними пальцами

       Интенсивная повторность мотивов в быстром темпе («жужжание крыльев стрекозы») — верный путь к зажиму руки, если не было предварительной базы, или работа проводится неправильно, или без надзора преподавателя. Поработать нужно над разными способами с текстом, самый верный из которых — смена ритма, ритмическое варьирование, поняв этот принцип, дети уже сами могут комбинировать и предлагать свои ритмы.

  • Ловкое подкладывание первого пальца

        Это основная трудность в Стрекозе. В технике подкладывания на фортепиано этот этюд отлично заменит «скучные» гаммы или ломаные арпеджио, а также упражнения.

  • Работа с метрономом

        Главные риски пьес для фортепиано в быстром темпе — нерегулярность, загон, забалтывание — всё тут как тут! В Стрекозе впервые можно учиться работать с метрономом. Главное дать понять ребёнку, что метроном не враг наш, а лучший друг. Он не запихивает в рамки, а наоборот — избавляет нас от лишних вопросов! Нет больше необходимости считать, надо просто «отдаться» ему (уж простите) и механически следовать, и всё будет хорошо.

       

Там где травы пахнут летом,

Где блестит в цветах роса.

Вытворяет пируэты

Вертолетик – стрекоза.

Миг – она под небесами!

С неба вниз – и разворот!

Зависает под цветами!

Чем не минивертолёт?

Я, опешивши немножко,

Широко раскрыв глаза,

Подставляю ей ладошку

Приземляйся, стрекоза!

11. Лунное настроение H Dur 

Эта пьеса созвучна импрессионистской живописи, передаёт космическое пространство и выражает нежные эмоции, звучит, как сон (не нужно показывать слишком много эмоций). Выдерживать легатиссимо, очень тонкая педаль, пассажи лёгкие.

Когда луна сверкнет во мгле ночной…

13. Шествие Мандарина Ges Dur 

Пьеса навеяна вышивкой XVII века, созданной в Китае, как декоративная панель, где изображен император Китая, сидящий в палантине. Его несут слуги, а рядом охранники бьют гонг, для того, чтобы во время прогулки по дороге изгоняют злых духов.

Забрезжило утро. Восток серебрится.

Дорога Лиловой Аллеей длинна.

Под солнцем весь "Город Запретный" искрится,

Всё дымкой зелёной одела весна.

Вкруг тысячи ив молодых расцветают,

Блестит "изумрудная цепь" на вратах,

И тысячи птиц сладкогласных летают:

их пение слышно в дворцовых садах.

Подвески звенят, за мечи задевая,

из яшмы ступени в покои ведут.

Намокла одежда на нас дорогая,

курений душистых туманы плывут...

Вот — Фениксов Пруд. Здесь нам милость окажет,

к нам выйдя навстречу, Божественный Князь.

Так пусть же о чувствах высоких расскажет

сердечных приветствий изящная вязь!

14. Пьеса «Зимняя сцена» A-dur

Пьеса создает образ зимнего дня, исполняется деликатно, утончённо, на легатиссимо певучим звуком. В динамическом отношении звучание на P и лишь в 22 такте, в момент кульминации – mf.

Морозец нежно щеки щиплет, Улыбки согревают всех.

Снежок пушистый тихо сыплет, Даря всем радость от утех.

Узор коньком на льду рисует, Паря над суетой забот,

Кружится, весело ликует, Пришедший на каток народ.

15. Серенада Des Dur 

Дать прочувствовать ученику мягкое и очень пластичное прикосновение к клавиатуре, извлекая очень нежное и певучее звучание.

Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной.

В рощу легкою стопою Ты приди, друг мой.

16. Пьеса «Колибри» cis-moll

В пьесе отрабатывается техническая беглость и лёгкость стаккато.

Пернатый бриллиант, Мерцающий красавец,

Из пташек малый франт, Танцующий свой танец.

В еде он знает толк Нектар цветка и только

Один всего глоток, зато блаженство сколько!

17. Фонтан Диана Aes Dur 

Пьеса навеяна легендами Мексики, где этот фонтан находится, к которому надо добираться на лодке в парк императора Максимилиана, где был выстроен дворец королевы Лотты.

       Если посмотреть в текст, то сразу видно разграничение в динамике между руками: правая и левая рука играют в разном звуке: правая, аккомпанемент «pp» (пианиссимо), левая, мелодия «mp» (меццо пиано). Мелодическую линию в левой руке все время сопровождает мягкая педаль, важно взять бас портаменто (мягкое нон легато) как капли воды, мягкой кистью. Мелодические мотивы нужно точно интонировать, приводить к вершине, определяя её более плотным прикосновением к звуку. Так же важно контролировать последнюю ноту в мелодии, мягко снимать, не выталкивая её, (прикрывать звук).

       В аккомпанементе нужно добиться изобразительного момента -журчания воды, её равномерные переливы. И конечно, в правой руке основной проблемой является ровность шестнадцатых, при гибкой кисти. Важно точно снимать последнюю из них, убирать активно пальчик.

        При соединении рук можно объединить их мысленно в квартоли, убирая нагрузку с 1-го пальца, технически выровнять их.

       Первая часть пьесы заканчивается красивым пассажем, который играется двумя руками с нарастанием звука и ускорением к вершине, при движении вниз -«выплескивая звук».

       II часть пьесы «Фонтан» начинается с фортисимо, в первоначальном темпе с не очень простого аккорда, взятого арпеджатто двумя руками и следующим за ним скачком мелодии. Это, очевидно самое трудное в техническом отношении место в пьесе. Все шестнадцатые этого аккорда нужно выровнять, (плотно ставить пальцы) и направить рукой в последний звук. В комментарии на английском языке написано «Рауф», то есть «грубо», «резко» дальше, после трёх ярких аккордов течение мелодии возвращается в прежнее русло, тема опять берется мягко, портаменто и приводит нас к коде, которая исполняется «Сладко и немного громче» с замиранием на верхних терциях, на фермате хорошо их дослушать.

      И заканчивается пьеса снова эффектным пассажем с нарастанием гармонии, нагнетанием звука и хорошим ускорением темпа. Это место тоже требует хорошей технической проработки, с опорой на 1-2 и 1 доли тактов!        Пальчики должны работать как «крючки» цепко. Лишние движения способствуют неровному звучанию, и скорость исполнения от этого меняется.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

18. Призрак наездника gis moll 

Следить за лёгкостью исполнения триолей и очень острых аккордов. Чередование правой и левой руки.

И он по площади пустой Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой.

И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне;

19. Молчаливый снег

Надо уметь слышать: как падает осенний лист в лесу, как хрустит снег под ногами. Этот звучащий мир полон выдумки, фантазии, мистики: он обнажает тайную жизнь вещей, колдует, играет со звуками и, в конечном итоге складывается в некий гармонический аккорд.

В воздухе белые хлопья кружатся, Тихо на землю падает снег,

С каждой снежинкою преображаться Будет природа и сам человек…

С каждой снежинкой, что падает плавно, Чище становится всюду вокруг,

Станет в душе так приятно и славно, Если окажется рядышком друг…

21. Ночная песня B - Dur 

Следить за мелодией в правой руке, так как в триольном ритме своеобразная мелодия.

И от этой сгустившейся темноты,

Что застыла недвижно, как в карауле,

Все деревья, все травы и все цветы

Тихо-тихо ресницы свои сомкнули.

А чтоб спать им светло и спокойно было

И никто не нарушил бы тишину,

Ночь бесшумно созвездья вверху включила

И большую оранжевую луну.

Красота - все загадочней, ярче, шире,

Словно всюду от счастья висят ключи.

Тонко звезды позванивают в эфире...

И затмить красоту эту может в мире

Лишь любовь, что шагнет вдруг к тебе в ночи!

22. Ночное путешествие b moll 

Музыка этой пьесы вдохновлена творчеством И. Брамса, но выражения эмоций по сравнению с предыдущей пьесой с точностью до “ наоборот”. Твердая и решительная музыка с четким ритмом и изменениям интенсивности звука.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник

23. Старый Валентин. Мы привыкли, что американская музыка - это джаз и кантри, рэп и тяжёлый металл. Но сегодня благодаря В.Гиллоку, мы поняли, что это не так и открыли для себя совсем другую, романтичную, удивительную и очень красивую страничку музыки этой страны на примере «Старого Валентина».

24. Ведьмин кот f moll 

Пьеса для тех, кто любит обвинять чёрную кошку во всех грехах. Нужно трактовать этого кота как игрока! Оригинальная пьеса с сарказмом!

Уже мне надоело таким изгоем жить!

Пусть от меня отстанут, не то начну я мстить!»

Свой монолог закончил и глянул свысока,

Умылся, потянулся, напился молока.

«Что мне тебе ответить, мой чёрный обормот?

Для них я всё же ведьма, терпи, мой ведьмин кот!»

       Итак, современный романтик XX-XXI века, Виллиам Гиллок, стоит наравне с композиторами классиками прошлого, создававших музыку для детей.

        

Список использованной литературы и

материалов Интернет

  1. https://pianokafe.com/artist/william-gillock/about/
  2. http://dshi10.muzkult.ru/img/upload/1205/documents/Vilyam_Gillok.pd
  3. musicnotes.infowilliam-gillock-vilam-gillok…noty
  4. Ноты У. Гиллока: https://notkinastya.ru/gillok-v-william-gillock-noty/
  5. PrimaNota.ruГилокНоты
  6. https://pianokafe.com/artist/william-gillock/about/
  7. https://dshi10.omsk.muzkult.ru/media/2018/08/20/1230510719/Vilyam_Gillok.pdf