Артикуляция и дикция в вокальной практике

Методические рекомендации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец Творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

«Артикуляция и дикция в вокальной практике»

                 

                   

Автор:

Ильина Мария Александровна

педагог дополнительного образования

2021 г.                    

 Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного  зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная  дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых  результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая  его технические возможности.

            Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется  артикуляцией.

             К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от строения  которого зависит качество собственно самого звука.

             Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности рекомендуется через снятие различных зажатий и стимуляцию  четкой работы различных мышц и органов.  Прежде чем снять зажатость, необходимо сначала обнаружить её основное местоположение,  и только после длительной работы перед зеркалом и при постоянном контроле  эта зажатость и вялость  начнут исчезать. В этой работе нам помогают самые простейшие упражнения. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная подача произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом на самый «трудный» зал. Но при этом  надо помнить, что активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Великий Энрико  Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Мнение такого великого мастера вокала для нас очень важно, так как длительная певческая практика даёт возможность проанализировать наиболее важные аспекты и трудности вокального мастерства. Карузо ценит прежде всего гармонию и естественность в процессе творчества. Многие зажатия  отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего, поэтому здесь в работе над собой певцу или актёру очень помогает зеркало, в котором так ясно видны все недостатки, недочеты, промахи, и, конечно, мышечная зажатость.    

 Рассмотрим различие певческого и разговорного голоса.  В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не подвергается такому напряжению, не устают связки и у человека есть возможность говорить большой временной отрезок без устали.

           Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть отличающейся от других окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных. При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные и в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение  четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.

       Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы  оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса". (С. Юдин)

       Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.  Рот вокалиста  должен быть свободен,  и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных.

       Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно  произносящими согласные. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. Кончики губ должны быть отправлены вверх, к глазам. Улыбка должна быть «говорящей». "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.

       Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные  нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала".

           Слишком широкое раздвижение челюстей певца сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, уменьшая у  голосового аппарата его резонирующий свод. Но, если зубы слишком сближены, голос получает неприятный и неестественный горловой  оттенок. Если сильно выдвинуть  губы в форме воронки, то получаются только грузные и как бы лающие звуки. Если открывать рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Надо стараться открывать  рот в форме полуовального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму.

            Особо стоит отметить, что внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести  ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева). К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".

                              УПРАЖНЕНИЯ НА АРТИКУЛЯЦИЮ.

     1. Для начала необходимо рассмотреть  анатомическое строение  своего рта. Взгляните в зеркало. Мышцы лица расслаблены, без напряжения. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать, заставить поработать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

    2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта. У вокалиста язык должен быть твёрдый, гиперактивный, так как именно язык отвечает за правильное  звукоизвлечение.

     3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

     4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое небо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. "Послушайте" и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в  зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние.

  5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со  звуком "ФУ" (щеки "опадают"). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г и КХ-Г, КХ-Г,КХ-Г.

    6. Чтобы активизировать мышцы губили, как говорят вокалисты, продуть губы, надуйте щеки, чуть поднимите голову вверх и начинайте  сбрасывать  воздух резкими порциями  через собранные в трубочку губы, не забывая приподнимать верхнюю губу, которая обычно более неподвижна. Затем энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

   7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону, почувствуйте свободу и расслабление от этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию тяжеловесной.

   8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале.  Движение (лучше сказать - усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным,  контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие - не уставать, а в работе с артикуляционными органами - повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в  зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает так, что само слово "упражнение" вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако у людей, привыкших к регулярной работе, слово "упражнение" вызывает рабочее, активное состояние. Если сказать  человеку: "Вообразите, что вы дуете на свечу", - и человек очень органично производит это действие, подключая и воображение. Если, работая с начинающим, я перед этой фразой скажу: "Сделаем следующее упражнение", -  то неопытный начинающий мгновенно теряет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

    9.Послушайте звучание своего голоса. Для этого прочитайте наизусть любой знакомый вам отрывок прозы или стихотворения. Критерий вашей собственной оценки -  эстетическое восприятие естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.

Поиграйте с тембром вашего голоса – попробуйте сказать то же самое на различных частотах, с разной интонацией, в разном темпе. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть  осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. И тогда вы найдёте тот баланс красоты и природы вашего голоса, чтобы он производил впечатление на любого слушателя.

  10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит, его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст.

Запомните два правила:

  1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ,  уо) и не "причмокивать".

  2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его "съедание" и звучит "М" на конце фразы.

    11.Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося  текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается - активность остается. Утрированное произношение на занятии  - в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация "удесятерения" согласных при произношении, особенно в пении.

  12. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо попробовать стихотворение прочитать а лучше пропеть  на одних гласных:

 Медленно падает снег   - е-е-о-а-а-е-е.

             Послушайте этот гладкий, льющийся  поток гласных. Затем в этот поток "вставьте" быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и  перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

   13. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. б) Шит колпак не по колпапаковски, надо его переколпаковать. в) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи. г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап. е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке. ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  14. Педагог Витт рекомендует обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

  15. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно  в пении.

    16. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз. После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

     а) В работе с артикуляционным аппаратом важны постоянные занятия, а не от случая к случаю, сознательный контроль, внимание.

      б) Очень важна работа с зеркалом.

      в) В работе над раскрепощением надо быть к себе очень  требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий, приводящих к гримасам и ужимкам, показывающим зрителям мышечное перенапряжение.

    г) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости, но надо избегать  новых зажатий.

    д) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.