Роль Детской школы искусств в формировании творческих и душевно-нравственных качеств ребёнка
Детская школа искусств, которая дает художественное образование, эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детям, учит играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать, выявляет одаренных детей, при этом решая проблему занятости детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dshi_v_formirovanii_tvorcheskih_kachestv_rebyonka.docx | 101.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА".
Бервено Е.В.
«Культура», — записано в философском энциклопедическом словаре - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. О духовно-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина.
Важнейшее направление педагогической деятельности – воспитание культуры. Той почвы, на которой произрастают таланты. Музыка не существует изолированно, сама по себе. Связи одного вида искусства прослеживаются ясно. От художника–к музыканту. От поэмы Блока–к балладе Шопена. Необходимо умение развить ученика всесторонне и воспитывать как музыканта или художника.
Основная цель Детской школы искусств – это формирование высокоразвитой, социально-адаптированной личности, хорошо ориентирующейся в современных условиях. Академик Борис Асафьев справедливо считал, что детское творчество имеет воспитательную ценность, необходимую в раннем возрасте для всех детей без исключения. Роль преподавателя дополнительного образования в учебно–воспитательном процессе трудно переоценить. Преподаватель ДШИ в значительной мере формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков, воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к искусству, подготавливает к практической творческой деятельности. Детская школа искусств, которая дает художественное образование, эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детям, учит играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать, выявляет одаренных детей, при этом решая проблему занятости детей. Наряду с вышеперечисленным ДШИ вносит большой вклад в развитие здорового образа жизни.
Как правило, учащиеся ДШИ более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют дополнительной учебной работы. ДШИ заметно повышает уровень общего культурного развития учащихся и воспитывает их творческую активность. Растить творческого человека надо начинать с детства.
Одним из основополагающих и ведущих принципов, положенных в основу деятельности ДШИ, является общедоступность и адаптивность системы дополнительного образования к уровням и особенностям развития учащихся. Т.е. школа принимает детей с 6-7 лет и с разными способностями. Кто-то хорошо поет, у кого-то лучше получаются ритмические задания, кто-то быстро может различить звуки по высоте, кто-то неплохо рисует. Одна из задач школы: развитие этих способностей.
В музыкальном направлении в младшем школьном возрасте акцент ставится на изучение предметов, способствующих накоплению эмоционального музыкального опыта. В образовательных программах используются музыкальные произведения, являющиеся эталонами музыкального общества, дающие толчок к формированию вкусовых предпочтений. Считается, что без развитых музыкально–слуховых, зрительных и сознательных двигательных представлений невозможна никакая музыкальная деятельность. Начальному обучению в школе искусств необходимо сочетать в себе все элементы развития будущего музыканта: воспитание внутреннего слуха ребенка, умение слушать то, что он играет, развивать его вкусы, творческое мышление, учить его с первых же шагов мыслить и играть на каком– либо инструменте.
В старшем школьном возрасте, при возросшей активности и самостоятельности, большее внимание уделяется раскрытию творческих задач учащихся. Как известно, музицирование способствует более разностороннему развитию музыкального мышления, расширению опыта восприятия, формированию музыкального вкуса и исполнительских навыков. Опыт показывает, что большой репертуар расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальный вкус. Научить ребенка не только профессионально–игровым особенностям исполнения, но и творчески подходить к выполнению любого задания – задача особая. Но именно благодаря ее успешному решению ученик в будущем сможет социализироваться в современном обществе.
Вовлечь родителей в процесс обучения – одна из важнейших задач педагогов школы искусств. Проведение различных мероприятий, в которых были бы в равной степени задействованы силы не только учителей и учащихся, но и родителей, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие. В детской школе искусств хорошо зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов. В коллективных мероприятиях может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи, способствующие созданию духа культуры и творчества.
Основное и дополнительное образование детей не должны существовать друг без друга; ведь цель у всех педагогов одна – подготовить растущего человека к жизни в обществе. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Ведь одной из задач ДШИ является развитие творческих способностей. Это может быть: придумать мелодию на текст, подобрать аккомпанемент (сопровождение) к песне; у художников – это нарисовать рисунок на заданную тему.
Ребенок рисует руками. Он учится справляться своими ручками с кисточкой, карандашом, мелком, кусочком кирпича, угольком и другими инструментами для рисования. В результате развивается его слаженная и умелая работа пальчиков и ладоней (так называемая мелкая моторика). А это одновременно влияет сразу на несколько направлений развития человека: - развивает мозг в целом, а также ряд мозговых центров; - развивается речь, ребенок начинает лучше говорить; - развивается воображение и фантазия; - развиваются способности к творчеству. Под творчеством надо понимать не только способности к рисованию или музыке, но и способность создавать что-то новое. В голове человека закладываются основы для рождения новых идей, способность мыслить логически, просчитывать и планировать. Рисование даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения.
Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком. Занятия рисованием развивают у ребенка чувственное восприятие окружающего мира путём постижения различных форм, линий, цветов, текстуры бумаги и красок. Через рисование ребенок познает красоту мира и развивается эстетически. Рисование также полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы. Причем это происходит постепенно и естественным образом.
Рисование успешно применяется также в качестве средства коррекции различных отклонений в развитии (арт-терапия). Рисуя, дети развивают и тело, и душу, и интеллект, и характер.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством детей: эти знания для школьников личностно значимы. Через эти знания они открывают мир и находят свое место в нем.
Обучаясь 8-9 лет в школе, дети привыкают к определенному ритму жизни, к выступлению на сцене, участию в музыкальном коллективе, занятию творчеством. Заканчивая ее, они понимают, что им будет этого не хватать. Одни дети идут учиться на другой инструмент, другие принимают активное участие в жизни школы и города. Т.е. продолжается общее развитие детей, которые не планируют связать свою профессиональную жизнь с искусством, но не теряют своей активности в школе.
С другой стороны, осуществляется допрофессиональная подготовка детей, настроенных продолжить обучение в профессиональном среднем или высшем образовательном учреждении.
Не каждый ребенок сразу проявляет свою одаренность через успешность обучения исполнительства и через быстрое приобретение навыков. Скорость обучения иногда зависит от способности подражанию, а не от творческих способностей. Преподавателю важно почувствовать особенности каждого ученика, сделать процесс обучения успешным, ярким, комфортным, более гуманно видеть в каждом уникальность и неповторимость.
Воспитание современного гражданина России, который мог бы стать хранителем лучших традиций и творцом новых ценностей, который был бы готов к сознательному участию в строительстве будущего своей страны - это наше общее дело.