План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в вокальном произведении"

Титова Ирина Валентиновна

Конспект открытого занятия с обучающейся 2 класса хорового отделения ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого урока24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                     дополнительного образования

           «Детская школа искусств №7» г. Курск

                       план-конспект

               открытого учебного занятия по предмету

                                «Постановка голоса»  

                                           на тему

         «Работа над художественным образом в вокальном произведении»

(с обучающейся 2 класса дополнительной предпрофессиональной

образовательной  программы в области музыкального искусства

                   «Хоровое пение», 8 лет обучения)

                                                                                   Преподавателя

                                                       1 квалификационной категории

                                                        Титовой Ирины Валентиновны

                                                         Концертмейстер высшей

                                                         квалификационной категории

                                                         Кончакова Ирина Андреевна

                                       Курск 2022

        Тема урока:  

      « Работа над  художественным образом в вокальном произведении.»

         Дата проведения: 17.02 2022

         Цель урока:

         Формирование умений и навыков работы над художественным образом и выразительностью исполнения вокального произведения.

          Задачи урока:

          Образовательные:

        - добиться осознанного понимания и исполнения вокального произведения в соответствии с замыслом композитора;

         - научить использовать средства музыкальной выразительности;

          - закрепить полученные знания и умения

            Развивающие:

         - развитие музыкального мышления и творческого воображения;

         - способствовать развитию интереса к выразительному, эмоциональному исполнению

            Воспитательные:

          - способствовать воспитанию  мировоззрения обучающегося;

          - воспитывать художественно-эстетический вкус на основе исполнения классической и современной  вокальной музыки.

           Тип урока:

          -формирование и закрепление знаний, умений и навыков.

           Форма урока: индивидуальный

            Методы и технологии обучения:

            словесные: беседа

            наглядные: показ учителем исполнительских приемов

            практические: исполнение вокального произведения

            здоровьесберегающие: при подборе репертуара учет индивидуальных особенностей обучающегося, вокальных данных, темперамента, характера.

               Оснащение урока:

           Нотный материал, фортепиано, иллюстрации.

                                                  План урока

 I.   Организационный момент -1-2 мин

          -Cообщение темы, цели и задач урока.

  II. Основная часть. Актуализация знаний-35 мин.

  1. Распевание -3 мин.
  2. Работа над художественным образом  вокального произведения на музыку Й.Гайдна, рус. текст П.Синявского «Старый, добрый клавесин».

-просмотр иллюстраций-3 мин.

-краткая информация о клавесине-3мин.

-исполнение отрывка произведения -1мин.

-пояснения преподавателя, беседа о содержании и характере произведения -8 мин.

-исполнение произведения с учетом замечаний преподавателя- 2 мин.

          3.  Работа над художественным образом песни А.Кудряшова на слова

               И. Яворовской «Мячик».

               -краткие сведения о композиторе-2 мин.

               - выразительное чтение текста -2 мин.

               -исполнение 1 куплета песни -1 мин.

               -беседа о содержании и характере песни – 3 мин.

               -исполнение песни с учетом пожеланий и рекомендаций  

                преподавателя -2 мин.  

  III.  Подведение итогов урока. Оценка, домашнее задание 2-3 мин.        

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент:

Добрый день, уважаемые коллеги.

   Тема сегодняшнего открытого занятия – « Работа над художественным     образом в вокальном произведении». Цель урока – формирование умений и  навыков работы над художественным образом и        выразительностью исполнения вокального произведения.

             Занятие проводится с обучающейся 2 класса хорового отделения,                       предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» 8 лет  обучения  Тоноян  Изабеллой.

                  Концертмейстер- Кончакова Ирина Андреевна.

  1. Актуализация знаний:
  1.     Основная часть урока будет отведена работе над художественно-образным исполнением произведений  Й. Гайдна и  А. Кудряшова.

         Распевание.

         Подготовим голосовой  аппарат к работе. Вначале распеваемся на двух звуках, чередуя разные гласные, затем поступенно и в пределах квинты. Используем различные штрихи: легато, стаккато.

  1.       Работа над произведением  Й. Гайдна, рус. текст П. Синявского «Старый, добрый клавесин».

а) исполнение 1 части произведения.

б) просмотр иллюстраций.

    На картинке мы видим портрет композитора Й.Гайдна. Скажи, Изабелла, что ты знаешь о нем?

 - Это австрийский композитор 18 века, который писал оперы, симфонии, концерты для разных инструментов, в том числе и для клавесина.

На следующей иллюстрации изображен клавесин. На что он похож?

- Он похож на рояль.

 Верно. Клавесин украшал салоны и залы богатых людей, потому что стоил он очень дорого.

в) давай поговорим о произведении «Старый, добрый клавесин». Как ты думаешь, о чем говорится в произведении?

- О том, что он собрал гостей, чтобы устроить музыкальный вечер.

 В каком характере надо его исполнять: спокойно, плавно или

быстро?

- Спокойно, плавно.

 Да. Мелодия плавная, неторопливая, ровный ритм, мажорный лад,  размеренный темп, динамика mp, mf.  Все, что мы сейчас перечислили – это средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор. Как ты считаешь.  где находится самое яркое место в 1 куплете? Верно, в самом конце, на слова «чтобы эхо пело». Мы поработаем над фразами и динамикой. На каком нюансе мы начнем исполнять 1 часть? Спокойно, не громко. мягко. Еще нужно обратить внимание на высокие ноты в конце куплетов. Исполнение высоких звуков требует хорошей опоры и свободной нижней челюсти.

Я попрошу тебя исполнить это произведение еще раз от начала до конца с учетом всех замечаний.

Для передачи твоего отношения к музыке можно использовать жесты, выразительную мимику. Нужно оживить твое исполнение. Так ты сможешь более эмоционально передать характер произведения.

  1.        Работа над песней А Кудряшова, сл. И. Яворовской «Мячик».

а) Ты знаешь, что композитор, который написал песню про мячик – это наш современник? Он начал писать музыку с 14 лет и за годы своего творчества создал более 300 песен и романсов. Сейчас он живет и работает в г. Ростов-на-Дону. Его песни легко запоминаются  и доступны для исполнителей любого возраста.

б) Я попрошу тебя очень выразительно и четко рассказать слова 1 куплета.

Хорошо. Спасибо.

Теперь споем этот же куплет, стараясь четко проговаривать текст.      в) О чем говорится в песне?  О мячике, с которым играет ребенок. Мячик яркий, красивый, с ним весело. Есть ли отличия от первого произведения по характеру, темпу, динамике? Правильно. Конечно есть. Это произведение веселое. Подвижное. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? Задорная, веселая мелодия. Быстрый темп, четырехдольный размер. Ритм ровный, но с мелкими длительностями и скачками. Мажорный лад. Мы поработаем над скачками. Чтобы интонационно чисто спеть верхний звук, нужно его сначала услышать, а потом спеть. Движение мелодии как бы имитирует прыжки мячика: то вверх, то вниз. Это нужно исполнить очень гибко и легко.

г) исполнение песни с начала до конца с выполнением всех  поставленных задач. Постарайся передать свое отношение к песне.

  1.         В конце урока подведем итоги.

Что сегодня для тебя было новым? Что ты узнала и чему научилась? -- Новой была информация о средствах музыкальной выразительности.

- Осознанное, прочувствованное исполнение вокальных произведений.

 Оценка за урок.

Домашнее задание: выразительно, вслух проговаривать текст. Петь произведение Гайдна, стараясь осознавать его смысл и добиваться художественно- образного исполнения. В песне «Мячик» работать над дикцией и передачей характера произведения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                     дополнительного образования

           «Детская школа искусств №7» г. Курск

                       план-конспект

               открытого учебного занятия по предмету

                                «Постановка голоса»  

                                           на тему

         «Работа над художественным образом в вокальном произведении»

(с обучающейся 2 класса дополнительной предпрофессиональной

образовательной  программы в области музыкального искусства

                   «Хоровое пение», 8 лет обучения)

                                                                                   Преподавателя

                                                       1 квалификационной категории

                                                        Титовой Ирины Валентиновны

                                                         Концертмейстер высшей

                                                         квалификационной категории

                                                         Кончакова Ирина Андреевна

                                       Курск 2022

                                                                                                     

 

                                                Курск 2022 год