Программность в фортепианном творчестве композиторов-романтиков

Юдина Татьяна Анатольевна

Романтизм - стилевое направление в искусстве, получившее развитие в XIX веке, имеющее отличительный образный смысл, направленную программность, образность и отличную от других стилей интонационно- стилистическую природу. Художественные образы этих произведений в основе своей имеют определенные средства выразительности, глубокие связи с различными видами искусств. В данной статье рассмотрено творчество композиторов-романтиков, чей репертуар необходим для изучения в школе для профессионального развития учащихся. Акцент сделан на произведениях с образами картинности, пейзажности, основанных на связи с живописью, как наиболее ассоциативном виде искусства. Даны примеры изучаемых произведений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программность в фортепианном творчестве композиторов-романтиков

Юдина Татьяна Анатольевна

преподаватель фортепиано

высшая квалификационная категория

ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Аннотация

Романтизм – стилевое направление в искусстве, получившее развитие в XIX веке, имеющее отличительный образный смысл, направленную программность, образность и отличную от других стилей интонационно - стилистическую природу. Художественные образы этих произведений в основе своей имеют определенные средства выразительности, глубокие связи с различными видами искусств. В данной статье рассмотрено творчество композиторов-романтиков, чей репертуар необходим для изучения в школе для профессионального развития учащихся. Акцент сделан на произведениях с образами картинности, пейзажности, основанных на связи с живописью, как наиболее ассоциативном виде искусства. Даны примеры изучаемых произведений.

Любая историческая эпоха характеризуются некоторой общностью философских, религиозных, культурологических идей, представлений, особенностей мировосприятия, этических норм и эстетических критериев. Все эти факторы складываются в представлении человека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Романтизм – «четко обозримая система идей, усматриваемая… в самых разных поэтических явлениях прошлого и впоследствии ярко воплощенных в принципах организации художественного произведения» [4, 227].

Романтическая эпоха характерна прежде всего своими программными направлениями. Произведения романтиков раскрыли неисчерпаемые возможности воплощения в музыке синтеза искусств, настроений, переживаний, разнообразных образных картин. Стилистической анализ, сравнение, сопоставление, нахождение общих черт и свойств художественных стилей является важным средством изучения художественного произведения. Как пишет В. Холопова «язык музыки-образы» [9, 205]. Учащийся должен понять эмоционально-ценностное ядро произведения. Только тогда возможно понимание замысла композитора. Идеи романтизма – это синтез искусств и программность. Как пишет далее В. Холопова «зрительный образ в качестве одного из элементов достигает цели только в синтезе с эмоциональным подкреплением. За каждой зрительной ассоциацией стоит какая-либо эмоционально-психологическая сущность» [9, 124]. Ю. Тюлин в своей работе пишет, что программность в музыке должна рассматриваться в связи с вопросами музыкального языка, соотношения выразительных средств с содержанием музыки, с вопросами специфики музыкального образа и соотношения его с жизненными образами реальной действительности. Иными словами, музыка воспроизводит реальную действительность, отображая ее в музыкальных образах.

При анализе музыкальных произведений мы постоянно используем различные представления. За музыкальными образами стоят жизненные образы, обращение к которым углубляет и обогащает эстетическое восприятие и понимание музыкального произведения. Литература и искусство, в первую очередь живопись, помогает вызвать в воображении необходимые художественные ассоциации и образы. Это закономерно в силу их теснейшей ассоциативной связи. В данной статье мы рассмотрим звукоизобразительность, «живописность», «картинность» в музыке на примере композиторов - романтиков XIX века, программность их музыки.

Фридерик Шопен.

По признанию Шопена «нет настоящей музыки без скрытого замысла». В искусстве Шопена слились элементы всех важнейших стилевых направлений первой половины XIX века. Вот описания музыки Шопена чисто колористической, изобразительной терминологией. «Исполнение Шопена создавало атмосферу романтизма... артист словно распахивал перед слушателем окно в чудесный сад, манящий своими невиданными красотами и благоухающий тончайшими ароматами..» [1,194]. Вильгельм Ленц – русский музыкальный деятель, бравший уроки у Шопена называл Шопена лучшим «мастером пастели», а его музыка - это «насыщенная «воздухом» ткань [4, 13]. Или следующее описание: «Когда надо создать впечатление бушующих стихий.., Шопен использует технику крупного мазка. С помощью густой педали, Шопен основывает «фресковую» манеру игры на legato» [1,202] и т.д. Свои мазурки Шопен называл образы, картинки. Кроме этого, Ю.Тюлин отмечают у Шопена «скрытую» программность, в отличие, например, от Листа, то есть, программность, подразумевающую жизненные образы чисто психологического плана, психологическую программность. По воспоминаниям того же Ленца «прелюдии – это исповедь их творца» [4, 249].

Прелюдии Шопена - программного содержания и каждая с определенным названием. Вот некоторые из них – «Ты как цветок», «Отчаянье», «Дождевые капли», «Буря» и т.д). Вот как живописно описывает эту музыку в своих лекциях Иван Соколов - «мажорные прелюдии больше относятся к миру природы: к ветру, порхание ветерка, листьев, шум ручейка, рыбка, заныривающая в речку» [7]. И далее, например, о прелюдии 11 ор.28 «Не тон - полтона, вопрос, намек, тайна, вуаль, облако. Новаторство этой музыки - в ее загадочности» [7]. Это примеры «скрытой» программности.

Кантабиле си-бемоль мажор. На примере данной пьесы очень удобно начать знакомство с музыкой Шопена, его творчеством, несомненно, очень сложным для учащихся. Вся образность пьесы в мелодии.  Мелодия у Шопена – главное, она должна быть исполнена очень связно. Плотное, глубокое погружение в клавишу, поучить мелодию с переносом веса руки из одного звука в другой. Поучить отдельно правую руку, попеть мелодию, так как голос подскажет верную интонацию. Поучить мелодию без украшений. «Тянуть» длинные ноты, и внимательно, чтобы после них не было никаких акцентов. Интонировать смену гармоний.

Ференц Лист - еще один ярчайший представитель романтического стиля. Его игра всегда поражала своей красочностью. Как пишет А.Алексеев «..раскрытие широкого круга образов оказалось возможным благодаря использованию программного метода. Он стал для Листа главным. Применяя его, композитор хотел решить глубоко волновавшую его проблему обновления музыки путем ее связи с поэзией. Поэтическую идею, определявшую содержание произведения, автор обычно раскрывал в заглавии и эпиграфах» [1, 224]. По воспоминаниям современников, своими техническими новшествами, манерой исполнения, звукоизобразительностью, воспроизведением явлений природы таких, как завываний ветра или шума волн, Лист приводил в изумление слушателей. Вспомним его «Метель» из Трансцендентных этюдов. Ярчайший пример звукоизобразительности. Или вечерний пейзаж в «Утешении» Des-dur №3. Его «Годы странствий» - непревзойденный программный шедевр. Как пишет Алексеев, Лист уделял много внимания живописным качествам своих музыкальных пейзажей. «Палитра его красок насыщена «воздухом», «солнцем». Идя по пути дальнейшей романтизации жанра, Лист вместе с тем подготавливал импрессионистское восприятие природы» [1, 225]. «Своей многосторонней и необычайно продуктивной деятельностью Лист оказал большое влияние на судьбы фортепианного искусства. Идеи обновления музыки поэзией, расширение образной сферы инструментальной литературы были подхвачены и развиты последующими поколениями композиторов» [1, 234]. Я. Мильштейн отмечал принцип образности – основной для Листа при процессе исполнения. Указаниями и эпиграфами Лист как бы стремился приблизить исполнителя к идеям, из которых выросли произведения. Для раскрытия замысла произведения Лист постоянно прибегал ко всевозможным параллелям скрытой программы, стимулирующим работу воображения и помогающим уточнить, конкретизировать представление об исполняемом произведении [5, 53].

Для примера рассмотрим пьесу Листа «Колокол звонит» (S 238). Название пьесы дает направление художественному образу. «Колокол звонит» - пьеса - размышление, раздумье, но вместе с тем это и живописная зарисовка. Сразу вспоминается его пьеса «Женевские колокола» из цикла «Годы странствий», картина английского живописца, основателя «пленэризма» Джона Констебля «Вид на замок в Солсбери».

Главная мелодия начинается в левой руке. В правой руке – «висящие» квинты создают ощущение колокольных перезвонов. После ферматы мелодия переходит в верхний голос, но создается полифония за счет средних голосов, создающих интервалы, которые дают объем колокольного звучания. В процессе игры Лист создавал целую сеть интонационных арок в пределах одного голоса и между различными голосами. Этот прием мы можем увидеть в этой пьесе в последних четырех тактах, где главная мелодия в левой руке передает последнюю интонацию в правую руку. Пьеса очень красивая, фактурно доступная учащимся.

Эдвард Григ своим творчеством, как пишет Алексеев, в области миниатюры, продолжил творческую работу романтиков, прежде всего Листа. В Лирических пьесах, цикле «Поэтические картинки» Григ тонко использовал приемы звукописи, воспроизводил эффекты воздушной среды, пространственной перспективы, освещения. Следуя в этом отношении творчеству романтиков, он творчески развивал их традиции и одним из первых начал разрабатывать приемы импрессионистских средств выразительности [1,262]. Продолжая рассматривать образы звукоизобразительности в музыке, приведем здесь описание музыки Грига А.Гольденвейзером. «Ткань его произведений проста…Гармония оригинальна и свежа, от его произведений веет ароматом сосен его суровой, северной родины, свежестью норвежских фьордов» [3, 131].

Изучение творчества Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора XIX века, сопровождает обучение учащихся фортепианного класса все годы обучения. Его фортепианные произведения, циклы «Детский альбом», «Времена года» являются незаменимым материалом по раскрытию духовной сущности русской музыки и русской культуры в целом.

Образы русской природы Чайковского неисчерпаемы. Чайковский создал целую галерею лирических музыкальных пейзажей. Они близки картинам русских художников Саврасова, Васильева, Поленова, Левитана, описаниям природы русских писателей. Свое отношение к природе Чайковский нигде так не раскрывает как в цикле «Времена года». «Пьесы Чайковского - не только картинки-настроения, навеянные родными пейзажами. Композитор ощущает «цветовую гамму» отдельных месяцев»[1,319]. Чайковский - мастер звукового пейзажа, создатель своеобразного русского фортепианного стиля - лирико-созерцательного [6,138]. Он посвятил природе единственный в своем роде цикл фортепианных пьес. «Времена года» - циклическая поэма. Это музыкальное воплощение чувств и настроений, высказанных многими русскими художниками и поэтами того времени.

Сергей Васильевич Рахманинов, создатель жанра этюдов - картин. В этих произведениях - пейзажность, картинность. Как говорит Иван Соколов, в названии слово «картина» имеет живописный оттенок. Музыка позднего романтизма вся картинна. Рахманинов писал: «Я должен иметь для сочинения какой-то не музыкальный образ - стихотворение, картину, архитектурный образ – меня это вдохновляет» [7]. Вот как описывает Иван Соколов в своих лекциях прелюдию 12 из ор.32. «Прелюдия, наполненная мерцающими тенями, когда листва закрывает от нас солнце и в ветре дрожа эти солнечные лучи играют в саду, в тени..» [7]. Как писал А.Алексеев: «Зрелый стиль Рахманинова – это наиболее полное и универсальное обобщение завоеваний великой эпохи истории фортепиано – романтизма. В индивидуально неповторимом творческом синтезе сочетаются воедино фресково-оркестральная манера письма Листа, «мелодическая» виртуозность и обертоновая, специфически фортепианная красочность Шопена, распевность мелоса и эпический размах музыки русских авторов» [1,95]. 

____________________________________

Развитие романтического жанра в творчестве композиторов XIX века, его художественные истоки, образная сфера получили дальнейшее развитие в творчестве композиторов XX века. Романтизм – стилевое направление в искусстве, имеющее отличительный образный смысл, направленную программность, образность и отличную от других стилей интонационно - стилистическую природу. Изучение творчества этих композиторов – одна из главных составляющих в обучении на фортепиано.

Использованная литература:

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учебник: в 3 частях / Алексеев А.Д. – 3-е изд.,- Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2019. 
  2. Времена года [Ноты]: 12 характерных пьес: ор. 37-bis: (1876): для фп./ П.И.Чайковский; ред., вступ. Ст. и коммент. А.Е.Майкапара.- Челябинск: MPI, 2007.-(Мастер-класс Александра Майкапара)
  3.  Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М., Всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1969.
  4. Как исполнять Шопена. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2005.
  5. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие. 2-е изд., - СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
  6. Мильштейн Я.Ф. Лист. М., Государственное музыкальное издательство, 1956.
  7. Николаев А. Фортепьянное наследие Чайковского. М., Государственное музыкальное издательство, 1958.
  8. Соколов И.Г. Лекции о классической музыке https://www.youtube.com/channel/UCWeI5E1-wYI7neyy_dcW2uw/videos?view=0&sort=dd&shelf_id=1
  9. Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М., Издательство «Музыка», 1968.
  10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, 1990.