Методическая разработка урока «Работа над звукоизвлечением в классе флейты»

Зеленкина Альбина Камильевна

Техника музыканта — это очень обширное понятие, которое включает в себя много умений и навыков музыканта – исполнителя.

Когда идёт речь о технике, то в виду имеется та сумма умений, навыков, приёмов игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного, звукового результата.

Необходимо определить, что такое техника музыканта – исполнителя в целом и какова, специфика работы над техническими навыками исполнителя на духовых инструментах. С точки зрения большинства учеников, техника — это беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», — и при этом крепко, чётко, уверенно, — гаммы, арпеджио, комбинации из различных штрихов и т. д. А также — это умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках. Это то, как мы играем и при помощи чего, совокупность действий.

Стоит отметить, что для развития техники музыканта – духовика необходимо использовать все имеющиеся у человека природные анатомические возможности, начиная от еле заметного движения сустава пальца, всего пальца, руки, предплечья, плечевого пояса вплоть до участия спины, всей верхней части туловища, внутренних органов дыхания, языка и губ.

К техническим навыкам учащегося на флейте на начальном этапе обучения относятся:

  1. Постановка исполнительского дыхания; распределение дыхания; звуковедение
  2. Постановку игрового аппарата: постановка корпуса, губ, рук
  3. Техника пальцев
  4. Артикуляция пальцев и языка. Атака языка
  5. Штрихи и их точное исполнение
  6. Интонация
  7. Темп, метроритм

 

На сегодняшнем уроке мы подробно рассмотрим вопрос постановки исполнительского дыхания и звукоизвлечения на флейте. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету Специальность «Флейта»

с учащейся 1 класса Зайцевой Юлией,

на тему:

«Работа над звукоизвлечением в классе флейты»

Составитель: А.К. Зеленкина,

преподаватель по классу флейты

г. Воркута

январь 2021 год

Ф.И.О. педагога: Зеленкина Альбина Камильевна

Ф.И.О. учащейся: Зайцева Юлия_

Год обучения: 1 класс  

Дата: 27.11.2021 г.

Специальность: флейта

Тема занятия: «Работа над звукоизвлечением в классе флейты»

Тип занятия: урок практического применения умений и навыков

Цель занятия: тренировка качественного звукоизвлечения на инструменте, отработка дыхания «на опоре»

Задачи занятия:

Образовательные:

  • способствовать адаптации учащейся к инструменту;
  •  закрепить правильную постановку корпуса, амбушюра и дыхания учащийся;
  • способствовать формированию интереса к обучению на инструменте;

Воспитательные:

  • способствование воспитанию усердия, внимания и трудолюбия в достижении поставленных целей;
  • способствовать воспитанию у учащейся самостоятельности в применении полученных умений и навыков;
  • способствование формированию музыкального вкуса, приобщение к искусству.

Развивающие:

  • способствовать развитию у учащейся исполнительских навыков правильного звукоизвлечения с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;
  • способствовать развитию умения анализировать, давать оценку своей деятельности на уроке и делать выводы;
  • способствовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.

Здоровьесберегающие:

  • формирование навыка контроля за правильной постановкой с инструментом, свободой исполнительского аппарата;
  • снятие зажатости и усталости мышц амбушюра.

Планируемый результат: у ученицы есть четкие представления о том, как работать над качественным звукоизвлечением на инструменте, как использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий.

Используемые методы: словесный; наглядно - слуховой; практический (игра на инструменте), метод проблемного обучения.

Оснащение урока: флейта, пуль для нот, нотный материал для работы на уроке.


Пояснительная записка

Техника музыканта — это очень обширное понятие, которое включает в себя много умений и навыков музыканта – исполнителя.

Когда идёт речь о технике, то в виду имеется та сумма умений, навыков, приёмов игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного, звукового результата.

Необходимо определить, что такое техника музыканта – исполнителя в целом и какова, специфика работы над техническими навыками исполнителя на духовых инструментах. С точки зрения большинства учеников, техника — это беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», — и при этом крепко, чётко, уверенно, — гаммы, арпеджио, комбинации из различных штрихов и т. д. А также — это умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках. Это то, как мы играем и при помощи чего, совокупность действий.

Стоит отметить, что для развития техники музыканта – духовика необходимо использовать все имеющиеся у человека природные анатомические возможности, начиная от еле заметного движения сустава пальца, всего пальца, руки, предплечья, плечевого пояса вплоть до участия спины, всей верхней части туловища, внутренних органов дыхания, языка и губ.

К техническим навыкам учащегося на флейте на начальном этапе обучения относятся:

  1. Постановка исполнительского дыхания; распределение дыхания; звуковедение
  2. Постановку игрового аппарата: постановка корпуса, губ, рук
  3. Техника пальцев
  4. Артикуляция пальцев и языка. Атака языка
  5. Штрихи и их точное исполнение
  6. Интонация
  7. Темп, метроритм

На сегодняшнем уроке мы подробно рассмотрим вопрос постановки исполнительского дыхания и звукоизвлечения на флейте.  

Технологическая карта

Основные этапы урока, время

Задачи

Методы обучения

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Музыкальный/ материал

1 этап.

Организационный,

1 минута

Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность

словесный метод

Готовность учащейся к занятию

Приветствие, проверяет настройку инструмента и готовность к уроку, постановку с инструментом

Приветствие, правильная постановка с инструмент.

-

2 этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащейся. 4 минуты

Мотивация учащейся к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

наглядный метод

Создание рабочей, творческой атмосферы на уроке. Понимание целей и задач урока

Исполняет произведение С.В. Рахманинова Вокализ

Рассказывает тему урока, его цель и практических результат.

Слушает исполнение, описывает свои впечатления. Отвечает на вопросы.

С.В. Рахманинова Вокализ

3 этап.

Актуализация знаний.

4 минуты

Выяснить что такое исполнительское дыхание, какие способы произвольного управления дыханием, правила смены дыхания в процессе игры знает ученица.

словесный наглядный

метод

Ученица знает определение «исполнительское дыхание», какие правила смены дыхания в процессе игры существуют и как их применять на практике.

Педагог при помощи наводящих вопросов и, исполняя на инструменте, помогает ученице вспомнить уже изученное.

Отвечает на вопросы педагога; исполняет длинные звуки различными способами дыхания.

4 этап.

Работа над развитием дыхания без инструмента

5 минут

Проговариваем что такое игра «на опоре», работа над отработкой качественного выдоха.

практический метод

Тренировка игры «на опоре», произвольного и продолжительного выдоха.

Педагог создает условия для выполнения упражнений, следит за их выполнением

Ученица работает над упражнениями, направленными на развитие дыхания

-

Физкультминутка

1 минута

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая технология.

Эмоционально- физическая разрядка.

Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся.

Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев)

Ритмичные произведения

5 этап. Постановка игрового аппарата, постановки корпуса, губ, рук.

5 минут

Закрепление правильной постановки игрового аппарата: постановки корпуса, губ, рук.

Практический метод

Ученица готова к работе над звукоизвлечением на флейте.

Следит за выполнением задач ученицей, корректирует, исправляет ошибки, задает наводящие вопросы.

Проговаривает и проверяет правильно ли стоит, держит инструмент, готова ли к игре на инструменте

-

6 этап.

Работа над звукоизлечением на инструменте

15 минут

Отработать исполнение тетрахорда «соль - до»

Практический метод

Учится анализировать свою игру и находить методы исправления ошибок.

По ходу исполнения ученицей тетрахорда корректирует и исправляет ошибки, объясняет, как правильно исполнять каждую ноту, как работать над звуком.

Слушает и реагирует на замечания и исправления учителя. Демонстрирует понимание как работать над качественным звукоизвлечением.

«Таблица аппликатуры» в «Школе игры на флейте» Н. Платонова

7 этап.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3 минуты

Оценка работы учащейся на уроке. Создание плана самостоятельной домашней работы.

Словесный метод

Качественная оценка работы учащейся. Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж. Проверка понимания и способов выполнения д/з.

Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. Оценивает деятельность учащейся.

Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

8 этап.

Рефлексия

2 минуты

Самооценка, осознание учащейся значимости учебной деятельности, ситуация успеха.

Словесный метод

Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащейся принципов саморегуляции и самоконтроля.

Педагог проводит беседу с учащейся:

-Над чем мы сегодня работали?

- что больше всего понравилось делать?

-Легко ли было?

- Довольна ли собой учащаяся?

Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку.

Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку.

Показатели эмоциональной оценки результатов учебного занятия (Картинки со смайликами)

План-конспект урока

1. Организационный (этап мотивации):

        Педагог приветствует ученицу, рассказывает о предстоящем уроке, настраивает инструмент, беседует с учеником.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащейся:

        Педагог исполняет произведение С.В. Рахманинова Вокализ.

Техника музыканта — это очень обширное понятие, которое включает в себя много умений и навыков музыканта – исполнителя.

Когда идёт речь о технике, то в виду имеется та сумма умений, навыков, приёмов игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного, звукового результата.

Стоит отметить, что для развития техники музыканта – духовика необходимо использовать все имеющиеся у человека природные анатомические возможности, начиная от еле заметного движения сустава пальца, всего пальца, руки, предплечья, плечевого пояса вплоть до участия спины, всей верхней части туловища, внутренних органов дыхания, языка и губ.

К техническим навыкам учащегося на флейте на начальном этапе обучения относятся:

  1. Постановка исполнительского дыхания; распределение дыхания; звуковедение
  2. Постановку игрового аппарата: постановка корпуса, губ, рук
  3. Техника пальцев
  4. Артикуляция пальцев и языка. Атака языка
  5. Штрихи и их точное исполнение
  6. Интонация
  7. Темп, метроритм

На сегодняшнем уроке мы подробно рассмотрим вопрос постановки исполнительского дыхания и звукоизвлечения на флейте.  

Цель занятия: тренировка качественного звукоизвлечения на инструменте, отработка дыхания «на опоре»

3. Актуализация знаний:

- Юля, скажи, пожалуйста, что такое «исполнительское дыхание», какие способы произвольного управления дыханием и правила смены дыхания в процессе игры мы уже выучили?

        (девочка отвечает на вопросы)

Выделяются несколько типов дыхания: грудной (дыхание берется в диафрагму в области груди), брюшной (дыхание берется в диафрагму в области живота). Необходимо заметить, что чистых типов дыхания в исполнительской практике духовиков не бывает, а главное быть не должно.

Искусство владеть выдохом связанно с умением играть «на опоре». В методической литературе широко рекомендуется выдох «на опоре», который в свое время сформулировал С. Розанов.

4. Работа над развитием дыхания без инструмента:

        А сейчас мы вспомним, какие упражнения мы с тобой уже делали без инструмента.

(ученица рассказывает какие упражнения знает, выполняет их под контролем преподавателя)

Для развития дыхания существует множество упражнений, направленные на развитие интенсивности выдоха, его продолжительности, а также в зависимости от произведения, верного вдоха.

Упражнения на развитие дыхания:

  1. Упражнение с трубочкой и стаканом воды. Данное упражнение направленно на самых маленьких, начинающих исполнителей-флейтистов. Учащиеся дуют в трубочку, которая находится в воде в стакане и видят, как благодаря дыханию вода в стакане пузырится, а также наблюдают, что при разной интенсивности выдоха пузыри в стакане уменьшаются или прибавляются с характерным звуком.
  2. Быстро вдохнуть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей;
  3. Протяженно вдохнуть на восемь четвертей, быстро выдохнуть за одну четверть, задержать выдох на восемь четвертей;
  4. Быстро вдохнуть на одну четверть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей.

Каждое упражнение повторять по восемь раз. В дальнейшем отсчет четвертей увеличить. При выполнении упражнений сохранять медленный темп (данные упражнения приводит в качестве разминки педагог-методист Джеймс Стемп). Данное упражнение тренирует произвольный и продолжительный выдох.

Физкультминутка (эмоционально- физическая разрядка):

Педагог создает условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения: предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся, ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев).

5. Постановка игрового аппарата, постановки корпуса, губ, рук:

        - Юля, теперь мы перейдем к занятию на инструменте. Бери флейту и давай вспомним как правильно должен стоять исполнитель.

(девочка берет инструмент и в процессе беседы корректирует свою постановку)

Постановка исполнительского аппарата — процесс овладения совокупностью приемов и правил рационального взаиморасположения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта с инструментом.

Для начала проверим общую постановку — это способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего. Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах.

Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Подобное положение корпуса играющего облегчит работу легких и диафрагмы.

Ноги должны занимать такое положение, чтобы обеспечивать корпусу хорошую устойчивость. Для этого рекомендуется слегка расставить ноги или выдвинуть вперед одну из них. В ногах, как и в других частях тела, не должно чувствоваться напряжение.

Следующий этап - постановка амбушюра — наиболее целесообразное расположение инструмента на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя.

Важно знать:

Губы у флейтиста должны быть не сильно растянуты, так чтобы сохраняли подвижность, а уголки немного напряжены, губы располагаются на верхней составной части инструмента с отверстием. Подбородок должен тянуться вниз, а мышцы губ быть достаточно сильными, чтобы выдерживать сильное и длительное напряжение. При постановке амбушюра на голове флейты преподаватель должен помочь учащемуся найти правильное положение, при этом необходимо учитывать ощущения ученика, так как у некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха находится не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Стремление педагога добиться, чтобы место выхода воздуха передвинулось в центр, в этом случае, было бы грубейшей ошибкой.

Постановка губ должна производиться с учетом их особенностей, это позволит исполнителю добиться наилучшего для него звука и достигнуть высокой техники губ. Под техникой губ понимается сила и гибкость губных мышц, то есть их выносливость и подвижность. Также губы учащейся не должны быть излишне напряжены. Нужна такая степень напряжения, при которой выдыхаемая струя не расширяла бы щель между губами больше той нормы, какая необходима для звука определенной высоты и силы. Растянутость губ тоже должна быть умеренной – достаточной для сформирования щели между губами.

- Юля, посмотри, пожалуйста, на меня я показываю, как именно должны находиться губы на голове флейты, чтобы ты более точно понимала верную постановку амбюшура.

Для контроля правильного положения амбюшура рекомендуется первое время заниматься перед зеркалом.

6. Работа над звукоизлечением на инструменте:

1. На первых уроках, после знакомства с инструментом, мы с тобой занимались и издать первые звуки сначала на головке флейты. Давай вспомним, как мы это делали. Для этого игровой аппарат, т.е. амбушюр приводится в игровое состояние (уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается изнутри к отверстию в губах), головка флейты прикладывается к нижней губе. Ученик производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ», посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук.

Целью этого упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия.

(ученица выполняет упражнение)

Ученица должен будет правильно приложить головку к губам, отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

2. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой.

3. Следующий шаг, это извлечение звука на полностью собранной флейте.

4. После этих упражнений мы переходим к изучению аппликатуры и знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Ученику важно запомнить, на каком клапане какой палец работает, для этого существует «Таблица аппликатуры» в «Школе игры на флейте» Н. Платонова, где наглядно продемонстрирована каждая нота со схемой нажатия клапанов. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль - до». Извлекать эти звуки легче остальных. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности ученик может «передуть» и получить звуки 2-ой октавы, они имеют одинаковую аппликатуру. Успех ученика — это получение качественного звука. Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку.

5. Следующий этап – «длинные ноты». Это определение условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика. Однако, оно должно иметь тенденцию к расширению. При этом нужно работать под счёт. Например: на счёт «раз»- извлечь ноту, а на «два»- её снять. По достижению успеха протяжённость звучания ноты следует постепенно увеличивать до 2-х, 3-х секунд. Звук при этом должен быть чистым, без призвуков и ровным по динамике.

Одновременно с исполнением упражнений педагогу надо следить за постановкой корпуса ученика, не должны подниматься плечи, нельзя низко опускать флейту и наклонять голову набок, а также высоко поднимать пальцы.

Методические рекомендации по работе

над качественным звукоизвлечением на флейте.

Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую «улыбку», что ведёт к их напряжению. Образуется узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит и звук.

Губы, прижимаясь плотно к зубам, лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.

Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая, рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к выдуваемому отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.

Итак, флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное отверстие «губок» закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим из выдувательного отверстия.

Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд и немного выдвинуты, образуя как бы «трубочку», вследствие чего губы смыкаются их внутренними частями т.е. «мякотью» - красным телом, покрытым слизистой оболочкой, а воздух посылается из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, выдувательное отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным и сдержанным, без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.

Важную роль играет нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия и заднюю стенку, так как для нижних звуков требуется большой объём воздуха. В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается. Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец, владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной однородности, в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а также филировании.

При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и голосовыми связками, которые, смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.

Смесь холодного воздуха и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.

При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя «зевок». Но если пользоваться только одним «зевком» без подключения голосовых связок, то напрягаются мышцы горла, что приносит вред.

Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.

Весь физиологический и исполнительский процесс музыкант-флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Педагог проговаривает еще раз с ученицей о важности понимания правильной постановки и правилах работы над звуком и умении их применять.

Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж.

Проверка понимания и способов выполнения д/з.

8. Рефлексия

- Юля, я предлагаю тебе вспомнить всё, что ты узнала на уроке, проанализировать свою работу и поставить себе оценку.

После самооценки ученика, педагог анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу на будущее.

         Юля, ты молодец и хорошо потрудилась на уроке, поэтому заслуживаешь сегодня оценки «пять».

Педагог проводит беседу с учащейся:

-Над чем мы сегодня работали? Что больше всего понравилось делать? Легко ли было? Довольна ли собой учащаяся?

Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку.