«Получение практических навыков на первых уроках в Детской школе искусств.»

Барбусова Валентина Владимировна

         Игра на инструменте, а в частности на аккордеоне требует от учащегося определенных физических и мышечных усилий. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Получение практических навыков на первых уроках в Детской школе искусств.»

Подготовила преподаватель СП ЦДШИ в Анадырском муниципальном районе в с. Усть-Белая Барбусова В.В.

         Игра на инструменте, а в частности на аккордеоне требует от учащегося определенных физических и мышечных усилий. Г. Нейгауз говорил « что на рояле играть легко», я же на это высказывание могу, ответь: на аккордеоне, играть совсем тоже легко.

       Игра на инструменте отнимает много физических сил. И поэтому, одной из главных задач: научить, при игре на инструменте, чувствовать удобство и комфорт. (Усилия, которые, требуются при работе с мехом, иногда, к сожалению, вызывают зажатость рук, шейных мышц или всего корпуса. Исполнителю, учащемуся необходимо научится отдыхать во время игры; при работе одних мышц, скажем на разжим, надо расслаблять мышцы, которые работают на сжим, и наоборот. Причем следует избегать статического напряжения игрового аппарата в процессе исполнения.  «Ф. Липс»). Но дети приходят разные, с разными формами зажатости. Причина их может быть разнообразна. И поэтому главной задачей педагога на первых уроках это помочь учащемуся преодолеть страх, скованность и разные формы физического зажима. Какие же задачи я ставлю себе на первых уроках?

  1. Создание доброжелательной, дружеской атмосферы. Нередко преподаватель в музыкальной школе является первым учителем, т.е. ребенок впервые пошел именно в музыкальную школу, а не в общеобразовательную. И поэтому важно стать для ребенка другом, советчиком, наставником в одном лице.
  2. Научить работать крупные мышцы рук, плеча. Дать понять ребенку ощущения своего тела. Напряжения, расслабления. Как и когда можно напрячь определенные группы мышц и когда их надо и можно расслабить. Если не научить ребенка контролировать свое тело впоследствии могут возникнуть проблемы в исполнительском плане: невозможность сыграть в быстром темпе, усталость рук, боль в спине, шее, все это последствия неумения контролировать свое тело. Этой проблеме просвещенны труды замечательных педагогов А.А. Шмидт- Шкловской, А.Д. Артоболевской, В. Мазеля.
  3. Координировать движения правой и левой рук, разрабатывать пальцы, кисти.
  4. И, конечно же, учить общению.

       Первое и главное это налаживание контакта с ребенком. Не будет контакта, не будет результатов. Все дети разные. Одному требуется постоянная поддержка, похвала, одобрение, другого иногда надо пожурить, третьего чересчур активного постараться успокоить и направить энергию в нужное русло, флегматичного расшевелить, заинтересовать. Но самое главное сделать так, чтобы ребенок захотел прийти на следующий урок. И это задача не только первого урока, но и всех последующих.

     Обычно я сразу сажаю за инструмент ребенка без предварительной подготовки, ребенок его трогает, пытается с ним познакомиться, делаем нехитрые упражнения, из результатов выполнения учащимся  задания, делаю выводы, чем же заниматься с данным учеником. Работа сразу затрагивает   несколько направлений: активизацией крупных мышц рук, мелкая моторика, развитием координации движения, воспитанием чувства ритма.

       Для развития крупных мышц подойдут  упражнения:

 А) Плаванье на спине: Руками поочередно делаем взмахи назад. Б) затем двумя руками одновременно делаем малый круг, побольше, и насколько возможно большой. В) круговые движения плечами (по очереди и одновременно), руки безвольно висят вдоль тела. Г) поднимать руки через стороны вверх, при этом обязательно следить за плавностью и расслабленными движениями рук.

Выполняя упражнения для развития гибкости кисти рук, руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это дальнейшим облегчит не только приобретение навыков игры на инструменте, но и облегчит приобретение навыков письма.

Упражнения для развития локтевых суставов и  кисти рук:

А) Круговые движения локтями, вправо и лево. В) Руки вытянуть , пальцы сжаты в кулак. На раз выпрямить пальцы и с напряжением развести их как можно шире. Г) Руки вдоль тела ладонями вперед, пальцы разведены. Последовательно сгибаем пальцы, начиная с мизинца, приближая их к запястью, разгибаем в обратном порядке.

Выполняя пальцами различных упражнений, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая придает пальцевым движениям ребенка силу, точность, согласованность, а также обеспечат стимулирование важнейших зон в коре головного мозга. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующие значение рук и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Выполняя пальчиковые упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая благотворно влияет на развитие речи, память, мышление, внимание, наблюдательность, совершенствуется координация движений, и, конечно же, подготавливает руки к игре на инструменте. При выполнении упражнений, надо стараться вовлекать все пальцы, обеих рук. Детям очень нравится выполнять упражнения под речевое сопровождение. Такие упражнения вырабатывают не только гибкость и подвижность пальцев, но и воспитывает чувство ритма. Действуем по принципу развития не только физических навыков, но и его эмоционального мира. Привлечение слуховых и зрительных образов эффективно воздействует на эмоциональную сферу ребенка.

А) Пальцы собраны в кулак, поочередно разгибам каждый палец, начиная с (большого) первого пальца:

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папенька

Этот пальчик маменька

А этот пальчик «Я»!

Б) Пальцы собраны в кулак, поочередно разгибам каждый палец, начиная с мизинца:

Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял.

Этот толстый поросенок спинку об забор чесал.

Крути фонарики:

Ля-ля –ля, лю-лю-лю поросяток я люблю

Ля-ля –ля, лю-лю-лю поросяток я люблю

Этот толстый поросенок  землю носом ковырял.

Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал.

Собрать все пальцы в кулак:

Этот толстый поросенок лежебока и нахал, захотел спать в серединке всех он братьев растолкал.

Результатом занятий должна стать психологическая и эмоциональная готовность детей к дальнейшему сложному процессу обучения в школе искусств. Контроль  за развитием умений и навыков учащихся строится на свободном выполнении учащимся различных упражнений, в которых дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях.

[Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них - неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе обучения, причем часто в самом начале (например некоторые дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышц и лица). Срытые напряжения при извлечения звука, если педагог вовремя не обратит на них внимание, могут войти в привычку, стать основой не правильного приема игры.] [Бывает, что недооценивается специальная тренировка. При этом считается, что всевозможные упражнения и внимание к приемам и ощущениям уведут ученика от музыки. В результате ученик с самого начала не получает базы, необходимой для исполнения более сложного репертуара. Это приводит к тому, что между художественным развитием ученика и его техническими возможностями со временем происходит разрыв. Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности аппарата. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь,- ведь самого ученика его ощущения во время игры не занимают, и он часто не в состоянии заметить напряжения. Показывать приемы нужно в живой увлекательной форме  и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. От того на сколько активны его мысль и слух, насколько осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает ответственность, самостоятельность, интерес к знаниям.](А. Шмидт-Шкловская).

         Важно следить за осанкой учащегося, сутулая осанка способствует зажатию грудной клетки, зажатие мышц шеи. Ощущения правильности осанки, это ощущение «стержня» проходящего вдоль спины. На первых уроках  показывать и проделывать физические упражнения, рекомендует замечательный педагог  А.Шмидт-Шкловской, которые активизируют и укрепят мышцы спины и рук.

       Приступая к упражнениям на инструменте, нужно приготовить место для занятий. Заниматься на аккордеоне нужно обязательно на жестком, полужестком стуле или табурете.  Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Садиться надо примерно на половину сиденья стула, чуть с наклоном в перед, не сутулясь. Для ощущения опоры необходимо ноги слегка расставить. Ремни нужно притянуть так, чтобы инструмент, плотно прилегал к корпусу, но при этом не давил и не затруднял дыхание. Правый ремень должен быть длиннее левого. При этом инструмент  по отношению к туловищу должен быть сдвинут в лево, так чтобы правый полукорпус не смещался во время игры. Дополнительная устойчивость достигается упором грифа в бедро правой ноги. Скользящими движениями левой руки, ладони поможет проверить натяжение ремня для кисти руки. Ремень не должен быть тесным, так как затруднит движение пальцев во время игры, а так же чересчур свободным - утомляет руку и сказывается на качестве звука. Положение рук, пальцев и кисти во время игры должно быть естественным. Для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши. Мех надо вести веерообразно. Если аккордеон устойчив – значит,  плечевые ремни отрегулированы правильно. Нельзя помогать движению меха телом, плечами, движением ног. Звукоизвлечение осуществляется совокупностью двух действий: движением меха и нажатием пальцами на клавишу. Контакт пальца и клавиши не должен вызывать напряжение не в руке, не в кисти, не в пальцах. При работе  левой рукой необходимо следить за состоянием руки: рука должна быть свободной. При разжиме она не должна тянуть мех, а лишь слегка опираться тыльной стороной запястья о ремень. При движении меха на сжим и разжим левая рука не должна поднимать левого полукорпуса инструмента, а легко и плавно сжимать и разжимать мех, опираясь ладонью на боковую крышку. Так же не следует доводить мех до предела. Основная задача работы над мехом, это добиваться ровного звучания инструмента на сжим и разжим.

      Достаточно часто детей пугает, не возможность зрительно контролировать игру левой руки. Так как вертикальное положение не позволяет видеть левую клавиатуру. Многие преподаватели советуют играть перед зеркалом для лучшей ориентации, мое же мнение таково, необходимо с первых уроков учить ребенка ориентироваться в слепую, только на основе тактильных ощущениях. А также логически размышлять и сопоставлять, где может находиться тот или иной бас. Естественно все упражнения  необходимо показывать педагогу на своем инструменте, а затем переносить  показ на инструмент учащегося.

Используемая литература:

«Искусство игры на баяне.» Ф. Липс.

«О воспитании пианистических навыков» А. Шмидт-Шкловская.

«Мелкая моторика Гимнастика для пальчиков.» Т.А. Ткаченко.

«Самоучитель игры на аккордеоне» В.Лушников.