«РАБОТА НАД ЗВУКОМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
Работа над звуком и музыкальной выразительностью, один из наиболее сложных моментов работы над произведением.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«РАБОТА НАД ЗВУКОМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
Подготовила преподаватель СП ЦДШИ в Анадырском Муниципальном районе в с. Усть-Белая Барбусова В.В.
Работа над звуком и музыкальной выразительностью, один из наиболее сложных моментов работы над произведением. Работа над музыкальной выразительностью произведения проводится в самом начале, при первом знакомстве с произведением, при первом его прочтении и должно занимать одно из центральных мест в разборе произведения. Главное условие успешного решения звуковых задач заключается в способности понять и услышать музыкальную ткань. Для более тонкого и глубокого выражения музыки необходимо обращать внимание на мельчайшие детали. Что же влияет на музыкальное восприятие и воспитание учащегося? Отношение к любым мелочам, казалось бы, не очень значительных (но в музыке нет незначительных мелочей, это учащийся должен усвоить практически с первых уроков).
Основные требования, на которые, необходимо обращать внимание с первых уроков, для решения звуковых задач:
- Дослушивание звука до конца.
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Работа над приемами звукоизвлечения, должна проводиться с самого начала обучения. Необходимость взаимодействия пальцев, рук, меха и связанности мелодии, это достаточно сложный процесс, требующий от учащегося повышенной концентрации и внимания. Поэтому необходимо объяснять и показывать на примерах взаимодействие всех трех элементов. При исполнении учеником произведения обращаем внимание на звукоизвлечение, обязательно дослушиваем звук до конца, выдерживая длительность, при этом обязательно контролируем движение меха (мех орган дыхания, если движение меха прерывисто, звук тоже прерывист). Для этого можно играть различные упражнения:
Упр.1: так - вдох, разжим; такт-выдох, сжим. Темп должен быть удобным для дыхания. Дыхание должно быть естественным, ровным, свободным.
Упр.2: То же, что и в Упр.1, но в каждом такте должна изменятся динамика. 1-й такт – f, 2-mf, 3 –й – mp и так далее. Главное чтобы учащейся заранее знал, какой сила звука будет в следующем такте. При этом контролировал дыхание.
Одним из самых распространенных недостатков юных исполнителей является неспособность слышать реально звучащую музыку под их пальцами. После выступления, прослушивая запись, удивляются факту своей игры, не понимая, как возникли те или иные нюансы: динамика, тембр, артикуляция. А казалось, что на сцене все было иначе. А это, происходит потому, что не сформированы навыки слухового контроля, предслышанья, контроль продолжительности звука, слышание себя «со стороны».
[ Способность предслышать звук – это эталон мастерства исполнителя, показывающий, что артист звучит так, как хочет, а не так, как выходит. Однако достичь этого не легко]. С помощью упражнений можно попытаться научить учащегося предслышать необходимых звук.
Упр.3: помимо динамических нюансов в каждом такте должен быть нюанс характера музыки. К примеру: 1 такт - смело; 2-й-такт- растерянно; 3 - й –испуганно; 4 – й – затаенно. Неважно, что характер звука не будет соответствовать пьесе в целом. Это только упражнение. Важно, чтобы ученик мог предслышать характер, который появится в следующем такте.
Наиважнейшим условием воспитания навыка слышать себя «Со стороны» является развитие внутреннего слуха, когда не пальцы механически бегут по клавишам, впереди головы, а именно голова диктует пальцам, что когда необходимо сделать.
Формирование профессионального умения исполнять музыку с динамическими, артикуляционным многообразием не должно быть связанно лишь с понятиями «тихо – громко», «радостно - грустно» и т.п., но должно основываться на чувствах, фантазии, эмоциональном опыте, включающим образное мышление. [Музыка без дыхание, мертва. Однако «дышать» нужно вовремя в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с характером звуковой задачи. Своевременное дыхание способствует организации связанного исполнительского процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно-техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука.]
Используемая литература:
« Воспитание пианиста» В. Тимакин.
