Актуальные вопросы формирования эстетических потребностей детей младших классов в системе дополнительного образования

 Седашова Н.В., Орленок Е.Б.

В данной работе обозначен один из актуальных вопросов– формирование эстетических потребностей детей младших классов в системе дополнительного образования. Будут рассмотрены основные методы формирования эстетических потребностей 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы формирования эстетических потребностей детей младших классов в системе дополнительного образования

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические потребности, музыкальные потребности, методы формирования эстетических потребностей, дети младшего школьного возраста, учреждение дополнительного образования.

Большинство современных школьников растут в немузыкальной среде, а значит, остро встает проблема необходимости привить детям любовь к музыке как искусству и как способу отражения окружающего мира. Поэтому на первом плане должно быть развитие эстетических потребностей. Однако для развития эстетических потребностей необходимы соответствующие им педагогические методы. В настоящее время требуется существенная переоценка общих образовательных методов и специальных музыкальных методов с точки зрения их использования в качестве основы формирования эстетических потребностей детей младших классов в системе дополнительного образования.

Эстетическая потребность, наряду с чувством, вкусом и нормами, образцами и идеалами, входит в структуру эстетического сознания и составляет его основу. Согласно Педагогическому словарю «потребности – внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности» [2, с. 209]. Они требуют удовлетворения и порождают мотивы деятельности. В отечественных исследованиях потребности принято разделять на материальные, духовные и социальные. Понятие духовных потребностей раскрывается в учебном пособии по общей психологии А.И. Кравченко: «Духовные потребности – это стремление к самореализации, необходимость выразить через творческую активность все, на что способен человек» [3, с. 181].

Эстетические потребности являются разновидностью духовных потребностей. Термины «потребность» и «эстетическое развитие», значения которых раскрыты в Большом психологическом словаре В.П. Зинченко [1, с. 247–248; с. 387], составляют основу понятия «эстетическая потребность», определяемого как нужда человека в переживании эмоций (в конкретный момент или постоянно), посредством его стимулирования специальными эстетическими средствами. Она направлена на выяснение смысла мира и его «очеловечивание», ее реализация приводит к гармоническому единству мира и человека.

Эстетические потребности – это социально-психическое явление. Они зависят от ценностных ориентаций личности и «социализируются через общественный предмет потребления» [4, с. 10]. Удовлетворение эстетических потребностей происходит в процессе приобщения человека к искусству – в этом случае речь идет о художественных потребностях. Художественные потребности могут быть дифференцированы в соответствии с видом искусства: изобразительные, сценические, музыкальные, литературные. Музыкальные потребности определены в исследовании Г.С. Тарасова «Музыкальная потребность – это устойчивая индивидуально-типичная форма отношения к музыке, детерминирующая развертывание музыкальной деятельности и выступающая на личностном уровне как система обобщенных музыкальных побуждений» [6, с. 192]. Автор подчеркивает динамический характер и ненасыщаемость музыкальной потребности (реализация потребности приводит к возникновению потребностей на новом качественном уровне). В своем развитии эстетическая потребность, направленная на гармонию, проходит этапы от ее пассивного восприятия через стремление к преобразованию окружающего мира к активной созидательной и творческой деятельности.

Музыкальная потребность формируется при включении детей в музыкальную деятельность, побуждает их к овладению ценностями музыкальной культуры. Эстетические (и в более узком смысле – музыкальные) потребности формируются при соблюдении по крайней мере трех основных условий:

- правильно подобранный репертуар, формирующий устойчивый интерес к занятиям. Правильно подобранный репертуар позволит обогатить художественный опыт учащихся, познакомив их с новыми музыкальными явлениями, разовьет общие и специальные музыкальные навыки и способности школьников, вызовет интерес к музыкальному явлению или образу музыкального произведения;

- активное взаимодействие педагога с родителями, направленное на формирование благоприятной домашней среды для развития эстетических потребностей. Исследователь В.И. Петрушин подчеркивал, что на эстетическое восприятие «влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально-демографическому слою» [5, с. 159]. Домашняя среда формирует интересы и потребности учащихся, поэтому своевременные консультации родителей оказываются полезным инструментом воспитательной работы, хотя и не относятся к основным обязанностям педагога.;

- широкое использование педагогических методов, демонстрирующих эффективность в процессе формирования эстетических потребностей. В музыкальной педагогической работе применяют как методы эстетического воспитания, общие педагогические методы, так и специальные музыкальные.

Специфика занятия музыкой заключается в особом использовании словесного метода. В данном случае он применяется не для объяснения нового материала, а для создания некой психологической настройки, помощи создания музыкального образа в воображении детей. В связи с этим главным критерием данного метода должна быть яркость, броскость, афористичность лексики педагога. В.А. Сухомлинский сказал: «Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [8, с. 174]. Для словесного метода очень важна эмоциональная окраска речи, манера разговора, тон, которым говорит педагог. Нередко благодаря ораторским способностям педагога усиливается представление о музыке, как о тайне, возникает и усиливается ощущение необычности происходящего, сказочность окружающего, праздничное или поэтическое настроение. Таким образом, педагог превращает само занятие в эстетическое явление, что приводит к положительному эстетическому переживанию и, как следствие, стремлению повторить позитивный опыт.

Ближе словесного музыкальному искусству наглядный метод, позволяющий ребенку чувственно познакомиться с музыкальными явлениями: показ живописных репродукций, использование различных схематичных рисунков, дидактических пособий – все это оказывается очень полезным для развития невербального мышления, а также формирования ассоциативного круга образов. Детям это помогает понять содержание исполняемого произведения. Но не стоит стремиться навязать детям какие-то представления, так как в данном виде деятельности они должны проявлять творческую фантазию, а готовое «изображение музыки» способствует обеднению их процесса восприятия. Возможен показ иллюстраций к произведению только после частого прослушивания для расширения их собственных представлений. С наглядным методом тесно связан метод создания художественного контекста, выделенный Л.В. Горюновой [9, с.3]. С его помощью устанавливаются внутренние связи между различными явлениями искусства, истории, природы, жизни. Это делает возможным понимание музыки не как автономного вида искусства, но как единой частицы всего окружающего мира, возможностью знакомства с ним.

Самым ярким моментом урока при знакомстве с новым произведением должно быть слушание музыки (используется наглядно-слуховой метод). Для лучшего развития эстетических потребностей учащиеся лучше воспринимают музыку в «живом» исполнении. То большое значение, которое имеет исполнитель, доказывается словами А.Г. Рубинштейна, сравнивающего исполнение со вторым творением, а самого исполнителя с актером. Это должен учитывать в своей игре и педагог, исключая технические ошибки и «грязь» и добиваясь яркого, эмоционального выразительного звучания, высокого уровня художественности. Только в этом случае становится возможным научить детей сопереживать музыке, воспринимать происходящее как праздник, как концерт. Слушание музыки является важнейшей формой развития эстетической потребности, потому что включает в себя три ее ключевых источника: эстетическое наслаждение, эмпатию (вчувствование), постижение нового знания. Увеличивая пространство слухового опыта детей, педагог способствует развитию потребности в познании эстетических явлений – музыкальных произведений.

Наглядный, словесный, наглядно-слуховой методы, метод создания художественного контекста учат детей проводить аналогии между визуальными, словесными явлениями (конкретными) и музыкальными (в которых слабо выражено предметное содержание) и понимать произведение посредством аналогизирования. А понимание произведения – это залог развития познавательного интереса, который в свою очередь приводит к формированию потребности повторения положительного эстетического опыта на новом уровне. Вследствие этого при использовании данных методов формируется мотивационно-ценностный компонент эстетических потребностей.

Огромное значение приобретает в младшем школьном возрасте и метод формирования наблюдательности Е.В. Скрипниковой [7, с.3] как один из методов эстетического воспитания, так как процесс наблюдения становится ведущим и доставляет удовольствие детям. Причем они наблюдают не только за развитием музыкального произведения, но и за действиями педагога, которого воспринимают как некий идеальный образ, пример для подражания. В попытке соответствовать ему ученики стремятся удовлетворить эстетические потребности, источником которых выступает образ педагога.

Практический метод (и музыкально-практический, в частности) имеет наибольшее значение в решении задач, связанных с музицированием, исполнительской музыкальной деятельностью. Он, в свою очередь, может быть разделен на такие отдельные виды работ, как певческая деятельность, импровизация на музыкальных инструментах, элементы сочинения, работа с пластическими моделями звуковысотности. Таким образом, все виды деятельности предполагают активное вовлечение детей в музыкальный творческий процесс. Практический метод во многом способствует улучшению восприятия музыки, поэтому возможно объединение и синтез данного метода со слуховой, зрительной и моторно-двигательной активностью. Практическая деятельность привлекает детей и тем, что включает в себя игровой момент, который не только способствует развитию их интереса, но и тесно связан с реализацией потребности в творчестве – важной составляющей эстетической потребности.

Метод эмоциональной драматургии и практический метод отличаются эффективностью, потому что благодаря их использованию происходит развитие эмоционально-деятельного компонента (способности определять характер музыки и выражать свои эмоции через музыку) в процессе формирования эстетической потребности.

Каждый из перечисленных методов является многофункциональным, но в то же время предполагает взаимодействие с другими методами. Их комплексное использование в соответствии с задачами того или иного урока делает возможным углубленное восприятие и понимание детьми мира музыкального искусства, чувство сопричастности с ним и творческое самовыражение и способствуют формированию эстетических потребностей детей младших классов в системе дополнительного образования.


Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.; СПб.: АСТ; АСТ Москва; Прайм-Еврознак, 2008. - 409 с. Микаилова Н.Э. Эстетическая потребность и искусство: автореф. дис. канд. философ. наук. Баку, 1994. - 26 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфа-М, 2008. - 400 с.

4. Микаилова Н.Э. Эстетическая потребность и искусство: автореф. дис. канд. философ. наук. Баку, 1994. - 26 с.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009.- 399 с.

6. Седашова Н.В. Методы формирования эстетических потребностей детей на занятиях музыки в дошкольном учреждении // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6.- с.191-196

7. Скрипникова Е. В. Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству:  дис. канд. пед. наук. Омск, 2004. - 156 с

8. Сухомлинский В.А. О воспитании / Вступ. очерки С. Соловейчика. М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

9.Общедидактические методы на уроках музыки — Мегаобучалка (megaobuchalka.ru) , 4 с