чтение нот

Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса ра зучивания. Концентрация внимания и слуховой контроль.

Что такое разбор? Это первое знакомство, первое ощущение, причем непосредст венное. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. В правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением. Чем опытнее педагог, тем большее значение он придает навыкам разбора. Преждевременная само стоятельность ученика в дальнейшем затрудняют работу. Уроки заполняются "черновой" работой, задания на дом не выходят за пределы исправления одних и тех же ошибок. В результате атмосфера на уроке становится напряженной и взаимно недоб рожелательной, интерес к музыкальным занятиям снижается. Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса скла дывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы небольшого от рывка музыки). Поэтому достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании произведения, а не заключительного. Важна и роль мышления и необходимость его развития для успеха в решении постав ленных выше задач. Развивая навыки разбора пьес, следует с первых шагов добивать ся, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит и воспроизводил на инструмен те) сразу группами по 2-3-4 ноты в зависимости от того, как они укладываются в моти вы, такты или слова.

Приведем два примера разбора простейшей песенки. Ученик разбирает песенку "Василек" сам. Процесс будет выглядеть примерно так: опознавание ноты, поиски клавиши, извлечение звука. Этот цикл будет повторяться на каждой ноте мелодиче ской связи, вне ритмической пульсации. Ученик быстро теряет терпение и интерес, прежде, чем добьется связного и непрерывного исполнения. Совершенно по-иному бу дет проходить разучивание этой песенки с педагогом. Для ускорения разбора применим способ чтения текста группами нот.

Педагог: "Назови первые три ноты"

Ученик: "Фа, фа, ми" П.: "Сыграй их". Выполняется без затруднений.

"Назови следующие три"

"Сыграй их"

"Теперь сыграй целиком" "Сыграй и спой"

"Teпeрь сыграй без пения. Тебе нравится?"

"А может быть так лучше (показать)? Послушай, посмотри. Немного приподними руку и мягко, но глубоко опуская, кончик

Слушай, как он звучит.

Запомнил? Знаешь, как играть дома?"

пальца.

В первом случае концентрация внимания и слуховое восприятие было раздроб ленным. Во втором случае - в разборе появилось больше смысла, ученик добился ис полнения связной фразы, а главное - помогал ученику быстро охватить пьесу, мы со кратили время на так называемую "черновую" работу. По существу, разбор группами начинается задолго до того, как ученик разучит ноты. С первых встреч мы занимаемся разучиванием простых песенок, пользуясь способом показа с рук или подбора по слуху. При этом мы не разбиваем песенки на отдельные звуки. Мы показываем их целиком, или деля на отдельные мотивы, фразы. Чем больше принцип разбора по нотам будет приближаться к подбору по слуху или показу с рук, тем лучше, так как тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев.
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon otskanirovannye_dokumenty_4.pdf1.35 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр: