Методическая работа «Роль ансамблевого музицирования как фактор реализации принципов развивающего обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ»

Федулова Инна Александровна

Методическая работа «Роль ансамблевого музицирования как фактор реализации принципов развивающего обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_-_attestatsiya.docx33.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

г. НИЖНЕВАРТОВСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»

Методическая работа

«Роль ансамблевого музицирования как фактор реализации принципов развивающего обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ»

 старший преподаватель

 по классу фортепиано

Федулова Инна Александровна

г. Нижневартовск

2022

Оглавление

Введение        3

Роль ансамблевого музицирования в современном музыкальном образовании        4

Формирования ансамблевого дуэта        7

Практика применения ансамблевого музицирования на уроках игры на фортепиано        9

Заключение        13

Список используемой литературы:        15


Введение

В данной работе ансамблевое музицирование рассматривается как приоритетное направление в развитии музыкальных способностей обучающихся, способствующее повышению качества музыкального образования, обеспечивающее активную деятельность детей в сфере искусства и способствующее воспитанию интереса учащегося к обучению. 

Цель данной работы -  рассмотреть, теоретически обосновать роль ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения в фортепианном классе в ДМШ и ДШИ.

Объект исследования – процесс музыкального развития учащихся-пианистов в ДМШ И ДШИ.

Предмет исследования - педагогические возможности ансамблевого музицирования в музыкально-исполнительском развитии учащихся.

Задачи:

  1. рассмотреть развивающее музыкальное обучение в свете современной педагогики и психологии;
  2. выявить роль ансамблевой игры в формировании музыкальных способностей школьников;  
  3. дать теоретическое обоснование роли ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения;
  4. дать методические рекомендации по использованию фортепианного ансамбля как формы развивающего обучения.
  5. определить методические условия реализации развивающего потенциала ансамблевого музицирования;

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были применены следующие методы:

- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-теоретической литературы по проблеме исследования;

- изучение современного опыта работы преподавателей детской музыкальной школы в классе специального фортепиано;

- анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования, а также опыта педагогов-пианистов.

Роль ансамблевого музицирования в современном музыкальном образовании

 Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий формирование образа нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.

Насущной проблемой сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования.

Занятия фортепиано также должно быть развивающим, то есть специально ориентированным на всестороннее развитие учащихся. Найти оптимальное решение проблемы развивающего обучения в фортепианном классе означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.

 В настоящее время в музыкальной педагогике заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом: оркестровое, хоровое, ансамблевое. Однако, в методике обучения игре на фортепиано учащихся- инструменталистов в детской музыкальной школе по- прежнему сохранялась установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль ансамблевого музицирования не получала должного осмысления. И только благодаря переходу на обучение по предпрофессиональным программах появилась возможность уделить внимание ансамблевому исполнению. Предмет «Ансамбль» сейчас включен в программу обучения.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Ансамблевое музицирование, издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыки. Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося.

Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование, на занятиях в классе специального фортепиано, в детской музыкальной школе, способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Это особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них ещё недостаточно развиты музыкально - технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов  поддержания интереса к дальнейшему обучению.

Игра в ансамбле  способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у учащихся быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Для достижения хороших результатов учащимся надо научиться объективно, оценивать свой труд анализировать удачи/ неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и учащимися. 

В ансамблевом музицирование проявляется действие одной из важнейших социально- психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваясь к нему. Занятия   в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. 

Совокупность факторов, влияющих на развитие ансамблевого музицирования:

       - развитие музыкальных способностей на основе формирования эмоциональной отзывчивости, проявляющиеся через различные вид музыкальной деятельности.

      - становление начал музыкального вкуса, интереса к музыке;

      - формирование умений художественного восприятия музыки и отражение результатов восприятия в деятельности

        - формирование адаптивности, развитие эмоциональной сферы, улучшение самочувствия и здоровья;

        -изменение отношения к преподавателю, признание его роли ведущего партнера в формировании своей личности. 

Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации  занятий и стабильности публичных  выступлений, репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития  учащихся.  

Формирования ансамблевого дуэта

Занятие ансамблевым музицированием начинаются с составления дуэта. Партнерами могут быть: 

Преподаватель - ученик. На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является одноголосной, а вторая- басовая, предназначенная для преподавателя – содержит гармоническое дополнение, или сопровождение;

Кто- либо из членов семьи – ученик. Очень хорошо, если с ребенком регулярно музицирует кто-то из членов семьи.

Два ученика. Партнерами в этом случае по возможности выбираются дети одного возраста и одинакового уровня подготовки.

Фортепианный дуэт, как жанр, составляют два направления исполнительского искусства: два исполнителя за одним инструментом (четырехручный дуэт за одной клавиатурой) и два исполнителя за двумя инструментами (два рояля или фортепиано).

Для формирования ансамблевого дуэта необходимо:

- создать исходную ситуацию, которая заинтересовала бы ученика, положила бы начало его творческой деятельности;

- увлечь учащихся на более глубокое погружение в музыкальное произведение, помочь им сильнее прочувствовать эмоциональный характер изучаемого сочинения.

Приступая к работе над произведением, нужно поговорить с учащимся о характере, музыкальном содержании. Познакомить с автором, эпохой, стилем, формой, определить значение каждой партии. Важно проучить с каждым учащимся его партию, то позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции. Конечная цель – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.

Во время совместного музицирования у детей быстрее развивается мышление и воображение, формируется находчивость и сообразительность. В процессе обучения следует выделить основные требования к работе:

1. синхронное движение - единство темпа и ритма;

2. уравновешенность динамики;

3. соответствие тембров и игровых приемов (единство фразировки);

4. атмосфера музыкального «собеседования»;

5. общение с партнером.

В качестве методов коррекции педагогической работы можно выделить следующие методы создания положительной мотивации обучаемых:

- ситуация успеха;

- поощрение и порицание;

- формирование ответственного отношения к получению знаний;

- создание психологически- комфортной среды в процессе обучения;

- создание эмоционально-деловых отношений участников проекта.

В свою очередь для преподавателя можно также выделить ряд преимуществ использования в работе ансамблевого музицирования:

          -осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

          - определение собственного уровня педагогического мастерства;

         -представление преподавателем собственных методических достижений

          -обобщение опыта;

         - развитие проектно- исследовательской деятельности;

          -творческое самовыражение.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, также продолжает вести работу по развитию ритмического чувства. Различные виды ансамблей (дуэты, трио, в четырехручном исполнении, на 2-х роялях и.т.д) позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Практика применения ансамблевого музицирования на уроках игры на фортепиано

Ансамблевое музицирование на занятиях в классе специального фортепиано в детской музыкальной школе, школе искусств, формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения и способно повысить развивающий эффект обучения в ДМШ и ДШИ, если:

- определены теоретические основы развития ансамблевого музицирования,

- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на педагогические возможности фортепианного ансамбля в музыкальном развитии учащихся ДШИ (ДМШ).

- разработана методика развития позитивной мотивации к обучению игры в ансамбле.

- обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся ансамблевому музицированию.

В результате анализа современного опыта применения ансамблевого музицирования в работы преподавателей детской музыкальной школы были зафиксированы следующие результаты:

1. ощутимый качественный прогресс в развитии музыкальных способностей и мышления учащихся, отразившийся в оценках в течение периода экспериментального обучения.

2. активность, заинтересованность и творческое отношение, проявленные учащимися к ансамблевому музицированию и предмету специального фортепиано.

3. повышение качественного уровня практической работы над музыкальными произведениями; знание приемов и методов подобной работы; большую эмоциональность и выразительность исполнения; грамотность и осознанность в исполнении; наличие волевых качеств.

Полученные данные являются доказательствами того, что внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях в классе фортепиано в детской музыкальной школе является эффективным способом развития музыкальных способностей и мышления учащихся: гармонического и полифонического слуха, чувства ритма, наличия навыков чтения с листа музыкальных произведений, наличия навыков игры в ансамбле, развитию широты музыкального кругозора, уровня самоконтроля, самооценки, а также способствует повышению увлеченности и заинтересованности учащихся в занятиях.

Ансамблевое музицирование максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, и, прежде всего, общения со сверстниками. Привлечение к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях в классе фортепиано в ДШИ.

По результатам проведенного анализа выступлений детей в дуэтах на концертах класса, открытых академических концертах отделения, концертных выступлениях города можно сделать следующие выводы:

- дети успешно развивались на протяжении всего времени;

- овладели необходимым объемом пианистических навыков;

- значительно расширился музыкальный кругозор учащихся;

- улучшились навыки чтения с листа;

- значительно возрос интерес к музыкальным занятиям, не один из учащихся не оставил занятия в музыкальной школе;

- на итоговых уроках дети чувствовали себя непринужденно;

- в классе царит творческая атмосфера;

- дети интересуются результатами своих сверстников;

- родители удовлетворены успехами детей.

Музыканты и педагоги-практики видят в жанре фортепианного ансамбля мощное средство музыкального развития учащихся, призванное выполнять очень важную для темы исследования функцию развивающего обучения.

Ансамблевое музицирование порождает у его участников – музыкальном дуэте радостное чувство творческого соучастия в процессе музицирования и дает возможность довести свое исполнительское мастерство до совершенства даже тем, кто не обладает блестящей, отточенной и качественной техникой игры на фортепиано. Ежегодно проводимые конкурсы и фестивали исполнительского мастерства являются большой стимулирующей частью современной музыкальной исполнительской культуры. Совместные концертные выступления также служат воспитанию соучастия в единой работе в процессе музицирования, сопереживанию, радости побед и творческого роста.

Игра в четыре руки – является одним из быстрых и многообещающих путей общемузыкального развития учащихся. Именно процесс игры в ансамбле полноценно проявляет в себе те основные принципы развивающего обучения:

а) расширение объема исполняемого материала и б) ускорение темпов при его прохождении.

Таким образом, игра в ансамбле является ничем иным, как усвоением максимальной информации в минимальное времени. Использование в педагогической практике и музыкальном образовании в целом фортепианного ансамблевого исполнительства максимально соответствует концепции развивающего обучения, так как способствует ознакомлению учащихся с более широким кругом музыкального исполнительского репертуара, и способствует накоплению музыкального кругозора.


Заключение

Занятия ансамблем имеют огромное значение в музыкальном воспитании обучающихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения. Игра в ансамбле – предоставляет учащимся прекрасную возможность погрузиться в мир творчества.

Занятия ансамблевым музицированием в классе фортепиано являются перспективными и направлены на достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Реализация принципов развивающего обучения в ансамблевом музицировании в классе фортепиано - это отличная форма деятельности, которая способствует наилучшим формам сотрудничества между педагогом и учеником, сотрудничества между двумя учениками, которая приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.

Фортепианный ансамбль – это та форма обучения, которая может помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. Цель современного образования – дать каждому ребенку возможность повысить свой общекультурный и образовательный уровень. И здесь нет равного результата. Для кого-то конкретный предмет, конкретная дисциплина станут профессией, для кого-то – важной компонентой их дальнейшей деятельности, а для кого-то это будет просто занятием для души. В этом проявляется главная сторона дополнительного образования – всестороннее развитие личности и помощь в профессиональной социализации.

Ансамблевое музицирование заметно прогрессирует. Ежегодное проведение международных исполнительских фортепианных фестивалей и конкурсов активно пропагандирует искусство ансамблевого музицирования и активно поддерживает интерес к этому виду исполнительства во всем мире.

Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.


Список используемой литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1979.
  3. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,1969.
  4. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». - М.: Классика-XXI, 2005.
  5. Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять». Творческие тетради.- СПб.: Композитор, 1999.
  6. Вопросы фортепианной педагогики –сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
  7. Коган Г. Работа пианиста. М.,1979.
  8.  Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной  игры. М., 1982.
  9. От урока до концерта. Фортепианно- педагогический альманах. Вып.1 – М.: Издательский дом «Классика- XXI»,2009.
  10. Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2 // ред. А. Николаев, - М., 1965.
  11. Перельман Н. В классе рояля. М., 2012.
  12. Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 ,2008.
  13. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М. «Советский композитор», 1989.
  14. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.,1984.
  15. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение., 1984.
  16.  Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика – XXI, 2002.