Открытый урок «Развивающий потенциал чтения нот с листа, как одна из форм повышения музыкального мышления учащихся младших классов»

Стасевич Ирина Анатольевна

Цель урока:  сформировать комплекс навыков чтения с листа на уроках специальности.

Задачи:

Обучающие: научить самостоятельно ориентироваться в нотном тексте;

обучать принципам работы чтения с листа, активизируя память и внимание ребёнка;

Развивающие: повысить кругозор учащегося, выявить интерес к музыке;

Воспитательные: побудить ученика к творческой деятельности; приучать обучающегося к предварительному прочтению (простейшего анализа нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok261120.docx25.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
       «ДШИ»

Открытый урок

«Развивающий потенциал чтения нот с листа, как одна из форм повышения музыкального мышления учащихся младших классов»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

                                                          Преподаватель по классу домры

                                                          Первая квалификационная категория

2020 г.

Тема: Развивающий потенциал чтения нот с листа, как одна из форм повышения музыкального мышления учащихся младших классов.

Ученик: Бурмантова Злата. 3 класс.

Время проведения: 26. 11. 2020 г.

Цель урока:  сформировать комплекс навыков чтения с листа на уроках специальности.

Задачи:

Обучающие: научить самостоятельно ориентироваться в нотном тексте;

обучать принципам работы чтения с листа, активизируя память и внимание ребёнка;

Развивающие: повысить кругозор учащегося, выявить интерес к музыке;

Воспитательные: побудить ученика к творческой деятельности; приучать обучающегося к предварительному прочтению (простейшего анализа нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

Форма учебного занятия: индивидуальная;

Тип учебного занятия: комбинированное занятие;

Материально-техническое оснащение урока: классная комната, две домры, фортепиано, пюпитр, нотные пособия.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;

План урока

1. Организационный этап (5 мин.).

2. Основная тема урока(30 мин.)

3. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (5 мин.).

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие, знакомство с участником открытого занятия. Задача учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.

2. Основная тема урока

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение?

  1. Уверенное знание нотной грамоты.
  2. Технические навыки.
  3. Творческое воображение.
  4. Владение ансамблевой игрой.
  5. Зрительное восприятие нотного текста и анализ произведения.

  Чтение нот с листа — это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

 В основе перспективной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу-играю»:

  • Вижу - восприятие нотного текста во всех проявлениях
  • Слышу - способность услышать нотный текст до прикосновения к инструменту (внутренний слух)
  • Играю - стремление к художественному исполнению.

Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно. Начинать обучение целесообразно с облегченной задачей - с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые детские песни с текстом, затем перейти к исполнению на инструменте.

Мы часто сталкиваемся с тем, что даже в первом классе, ещё не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают листа хорошо. Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с методом работы педагога. Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: одного ученика – быстрая ориентировка в счёте, другого сбивает обилие знаков. Кроме этого, имеется целый ряд  специфических домровых обозначений: аппликатурные варианты правой и левой рук, названия струн, позиции левой руки на грифе, приемы исполнения правой руки, штрихи, знаки альтерации, динамические оттенки и т.д. Даже простое перечисление основных элементов навыка чтения с листа говорит о его сложности.

А теперь переходим к пьесам. Недавно я познакомилась с новым автором, который пишет для домры. Это Ольга Моисеева. И теперь включаю в свою работу много пьес из её репертуара. Вначале я хочу вас познакомить со сборником пьес для начинающих «Музыкальные картинки». Данный сборник даёт возможность ребёнку играть на домре уже с первых уроков, параллельно изучая нотную грамоту, посадку за инструментом. Если ученик хочет иметь яркий и красочный первый учебник, то дома может раскрашивать карандашами картинки пройденных на уроке пьес, тем самым развивая мелкую моторику. Все пьесы данного сборника рекомендуется играть большим пальцем, формируя постановку левой руки. Далее, когда будет необходим переход к игре медиатором, можно вернуться к уже знакомым пьесам ещё раз. Рекомендуется играть на инструменте и петь пьесы со словами, нотами и без пения. Рассмотрим задачи и методическую ценность каждой пьесы. Играем пьесы. Также можно пропевать каждую пьесу.

Лягушонок. Знакомство с нотой ЛЯ, второй открытой струной. Через текст знакомство с ритмом и его записью.

Мишка косолапый. Знакомство с нотой МИ. На паузу можно пока не обращать внимания, ребёнок начнёт новую фразу интуитивно. Знакомим ребёнка со знаком повторения.

Кошкин дом. Закрепляем написание нот ЛЯ и МИ, переходы со струны на струну, стараться играть не глядя на правую руку.

Обезьяна Яна. Знакомство с нотой РЕ второй октавы на нотном стане и на домре.

Светофор. Чередование открытых струн. Закрепление написания нот РЕ, ЛЯ, МИ. Игра на ощупь, не глядя на правую руку.

Дятел. Ноты со звёздочкой нужно простучать по панцирю. Важно точно выполнить ритмический рисунок пьесы.

Охотник. Переходы на открытых струнах, знакомство с понятием аккорд.

Частушка. Сложность этой пьесы, в том, что игра идёт четвертями, а поём восьмыми длительностями. Обычно партию голоса я играю на домре.

Слоник. Закрепление ноты СИ, работа над звукоизвлечением первым пальцем.

Лёва и саксофон. Знакомство с нотой ДО. Игра вторым пальцем, чередование с открытой струной.

Доктор Айболит. Закрепление ноты ДО, переходы со струны на струну.

Мишка гармонист. Соединение трёх нот ЛЯ, СИ, ДО.

Ночь и день. Знакомство с ладами мажор и минор, знаком диез.

Другой Мишка косолапый. Начинаем осваивать третью струну, нота СОЛЬ. Шумовые эффекты стук и топот всегда вызывают эмоциональный подъём на уроке.

Вальс. Учимся считать до трёх, играя вальс, Аккомпанемент поможет в этом. Осваиваем тремоло.

Сюита «смешарики». У каждого героя свой характер, разный музыкальный материал помогает точно передать образ.

Ещё хочу порекомендовать для чтения нот с листа сборник этюдов для начинающих музыкантов А. Самохвалов «Мои игрушки». Яркие образы, техническая доступность и небольшой объём этюдов превратит занятия на инструменте в увлекательное путешествие, где оживают ваши любимые игрушки.

Из этого сборника мы хотим вам представить пьесу «Машинка». Обращаем внимание ребёнка на паузы. Учимся высчитывать их. Работаем над тремоло, добиваясь ровного, красивого тремолирования.

Затем переходим к пьесе «Менуэт» Д.Граньяни. Обращаем внимание на равномерные удары сверху вниз. Также работаем над качественным исполнением аккордов.

Следующий этап нашего урока это игра в ансамбле. Немаловажное значение для развития навыка чтения с листа имеет широкое использование ансамблевой игры. Очень полезно с первых уроков вводить такое музицирование. Ученик приобщается к восприятию сложного и объёмного звучания произведений. Ансамблевая игра дисциплинирует ритм, волю и, самое главное приносит детям огромную радость. Совместная игра особенно помогает тем детям, у которых в чтении с листа нет беглости. Задаваемый учителем темп мобилизует ученика. На уроках специальности учитель должен часто играть своему ученику. Следует при  этом учить ребёнка следить по нотам, что в дальнейшем облегчит ансамблевую игру и разовьет внутренний слух.

Игра в ансамбле позволяет также успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Играя вместе  с  педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним новым сборником, который я тоже использую в своей работе. Это сборник О. Моисеевой «Весёлое настроение» для дуэта домр и фортепиано.

Этот сборник ансамблей предназначен для использования в учебном процессе обучающихся младших классов. Из этого сборника мы хотим предложить вам послушать пьесу «Лиса попрошайка». Обращаем внимание на исполнение штрихов. Играем в ансамбле с педагогом.

             

3. Заключение

Формирование навыка быстрого чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка.

Наилучшие результаты  навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения.

Однако педагог на протяжении всего подготовительного этапа должен готовить учащегося к тому, что навыки начального этапа подчинены в итоге конечной цели - начитанность музыканта в различных стилях инструментальной  музыки - и являются лишь средством достижения той цели, ради которой учащийся и обучается в музыкальной школе. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию. Мы как педагоги должны достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что он не в состоянии воспроизвести желаемое произведение. А возможно это только тогда, когда учащийся не только знает, как это сделать, а главное умеет это делать. При регулярных  занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации исполнительского аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на грифе, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для игры в ансамбле, оркестре.