Семинар-практикум на тему: «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе ДШИ» «Использование двигательных разминок на уроках фортепиано»

Бушнева Ольга Николаевна

Использование двигательных разминок на уроках фортепиано

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»

Семинар-практикум на тему:

 «Здоровьесберегающие технологии в современном

образовательном процессе ДШИ»

«Использование двигательных разминок на уроках фортепиано»

 Бушнева Ольга  Николаевна

преподаватель по классу фортепиано

                                            г. Железногорск 2021г.

Использование двигательных разминок на уроках фортепиано

В связи с высокими темпами развития современного общества, проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальны. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи. То к здоровьесберегающим будут относится приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Образовательная среда в школе  и конкретно индивидуальные уроки должны выступить средством здоровьясбережения учащихся, если понятие здоровья будут рассматриваться преподавателями в единстве физической, психической и духовной составляющей. С помощью здоровьесберегающих технологий преподаватель сможет сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Мне бы хотелось подробнее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках в классе фортепиано.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая» среда связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости.

«сохраняющая среда» к ней относятся:

- санитарно-гигиенические требования. Кабинет для занятий должен быть чистым и проветренным, так как чистота и свежий воздух являются той средой, в которой хорошо работает мозг. Так же класс должен быть хорошо освящен. Достаточное освящение - комфортная работа для глаз без усилия и напряжения;

- регулярная отработка действий при пожаре и чрезвычайной ситуации.

«Обучающие» здоровьесберегающие технологии:

-Правильная посадка за инструментом

-комфортное расписание, составленное с целью исключения перегрузки ребенка

- двигательные разминки (пальчиковая гимнастика, упражнения, физкультминутки)

Здесь главное, преподаватель должен почувствовать, когда ребенок устал и предпринять все возможные методы и приемы для снятия утомления. Использование двигательных разминок успешно трансформируют отрицательные эмоции в положительные, стабилизируют деятельность дыхательной, нервной, сердечнососудистой систем. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главное всего, делают учебный процесс интересным , захватывающим и образным.

Игровые упражнения в донотный период на закрытой крышке фортепиано

Упражнение «Вешалка». Ребенок ставит пальца на стол, но с таким ощущение, что повесил на них руки. Теперь надо покачать локтями, ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок. Вешалка - рука, пальцы - крючок.

Упражнение «Паучки». Паучок несет тяжелый рюкзачок, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), отдает рюкзачок другому паучку. Так они ходят, передавая друг другу тяжесть. Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец.

Упражнение «Бублики». На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Упражнение «Радуга». В воздухе  плавными движениями учащийся рисует радугу.

Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.

Упражнение  «Шалтай-Болтай»  Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,

слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг

другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,

наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться  к

исходному положению.

Упражнение  «Маятник»  Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.

Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.

Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,

как маятник.

Упражнение  « Лифтик»  Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут.

Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.

Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки

ученика, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что

тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, а шея

и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая

свободно, долго раскачиваются до полной остановки. Здесь очень важно

проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает

при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука»,

содружественному движению обеих рук.

Упражнение « Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться

на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища

руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это

время проверяет,  расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи

ребенка ладони)

Упражнение  «Вращательные движения»  Ученик сжимает руки в кулачки

и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны

непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они

поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых

суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются - начать с

простейших  упражнений: поднимать и опускать плечи.

Упражнения для кистей и пальцев

Упражнение  «Разбудим пальчики»  Начинаем «зарядку» для пальцев

с поглаживания: каждый пальчик по несколько разгладим от кончика к

основанию, а затем делаем движения, как будто моем руки.

Упражнения  «Рожки и ножки» Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение  «Подвижность пальцев» Положите обе кисти рук на стол и

поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом

быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные

оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку.

В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих

движений.

Применение игровых здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызывать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка.

                          Список используемой литературы

1. Артоболевская А.Д.  Первая встреча с музыкой. М.- 1985.

2. Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.

Санкт – Петербург, 2002

3. Гат Й.Техника фортепианной игры. М, 1956