музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения

Алленова Наталья Алексеевна

Этапы работы над сценическим образом, его грани : идея, содержание, символика. Упражнения для раскрытия образного ряда вокального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsngicheskiy_obraz_doklad.docx28.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вначале разберемся что же такое сценический образ.

 Слайд 2

сценический образ - это некое амплуа, которое "надевает" на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который заложен в музыкальном произведении. Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером.

 Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением.

Слайд 3

 Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, певцу необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. Только сделав такие шаги, вокалист достоверно донесет эмоции, заложенные в песне.

На зрителей воздействуют и само произведение, и творческий процесс создания сценического образа – перевоплощение исполнителя в «героя» (персонажа) правдоподобной «истории», которую он эмоционально рассказывает зрителю песней, музыкой или танцем. Не случайно у слова «образность» богатый синонимический и ассоциативный ряд:  

 

  • сочный, живой, живописный, экспрессивный, выразительный, художественный, колоритный, красочный яркий, красноречивый и т.д

сценический образ состоит из следующих граней:

  • идея;
  • содержание;
  • символика;

изобразительное решение

Вокалистам при работе над песней нужно  продумывать образ, перевоплощаться в персонаж песенной истории, чтобы прочувствовать и достоверно донести эмоции, заложенные в ней, слушателям. Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».

           Слайд 4

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.

         Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения.

 Таким образом, проявляются  четыре  взаимосвязанных компонента для успешного  сценического воплощения  песни : музыка, слово, пение и актерское мастерство.

Слайд 5

Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра – общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. К созданию сценического образа артиста относится также замысел режиссера сцены по организации ее пространства, свет, предметы и действующие лица в соответствующих сценических костюмах, которые призваны дополнять образ. Например: 

  • реквизит
  •  бэк-вокалисты;

подтанцовка

Особенностью жанра эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.

Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя.

СЛАЙД 6

Чаще всего, ребёнок поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.

В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в детском эстрадном номере в исполнении эстрадного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.

 СЛАЙД 7  Как создать персонаж для выступления на сцене, который запомнится

Итак, сценический образ рождается в воображении артиста, воплощается и «живет» только на репетициях и в концертном номере того или иного вида исполнительского искусства с присущей им спецификой. Однако можно выделить общие законы его построения, без понимания сути и важности которых поиск и формирование сценического образа с правдоподобной историей его существования на подмостках сцены не сложится. 

         

На первых же занятиях, при работе с вокальными произведениями юным артистам необходимо пояснять, что исполнительское мастерство – это не только выученные, тексты, мелодия, но и умение «войти в образ» с полным осознанием:

  • кто ты сам в этом произведении (возраст, пол, внешность, характер и т.д.);
  • в какое время, где и вокруг чего происходит действие;
  • что ему предшествовало;
  • какие действия и переживания у тебя, как персонажа истории, происходят в тот или иной момент «пересказа» произведения

При формировании сценического образа основная роль отводится на приемы беседы и рассуждений, анализ увиденного и услышанного. А так же метод показа самого педагога, как варианта решения задачи, детальный разбор костюма, жестов, манеры исполнения, мимики и так далее. Однако, здесь есть опасный момент. Педагог должен оставлять некоторую недосказанность, а не разжевывать материал. Должна оставаться возможность для эвристического озарения!

Затем ребенок пытается «примерить» образ на себя, к себе, в себя и от себя. И вот здесь происходить бесценное дополнение, то, ради которого все затевалось. И чем дополнение ярче, тем ценнее.

СЛАЙД 8 ДЖОЗЕФИНА ВИДЕО

 

 СЛАЙД 9 Как начать работу над образом?

1.Необходимо разобрать содержание  песни педагогом совместно с

исполнителями, сделать элементарный анализ канвы музыки, разучить вокальные партии,

2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

3. работа над созданием  музыкально-сценического рисунка  произведения, в которое включены  варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия.  

4.Приступить к созданию  своего, нового образа, его сценария поведения и

действий ,т/е/ полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.        

Таким образом, проявляются  четыре  взаимосвязанных компонента для успешного  сценического воплощения  песни : музыка, слово, пение и актерское мастерство.

 СЛАЙД 10    САМОЛЕТИКИ

 СЛАЙД 11  Работа над сценическими действиями

Постановка концертного номера (сценическое воображение, логика и последовательность, самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, её характера, эмоциональный настрой перед пением);

2 Соединение отдельных элементов движений в песенно-танцевальную композицию. Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу).

Использование при пении современных танцевальных ритмических движений.

Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста.

Эмоциональное исполнение песни. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность.  В этом помогают репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика

 СЛАЙД 12  На палубе матросы  видео

Вывод: Находиться на сцене, демонстрировать свое творчество и удерживать внимание зрителей – это огромное мастерство , труд и огромная радость.

 Спасибо за внимание