Музыка как средство воспитания экологической культуры школьников

Урок музыки играет очень важную роль в экологическом воспитании детей. На уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки и музыкальные образы. Именно на этом уроке формируется гармонично развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию. Посредством музыкального искусства можно научить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы, способствовать тому, чтобы дети были любознательными, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, и т.д. Таким образом, экологическое воспитание посредством музыки является весьма продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_muzyki.docx20.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию. Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизует свои отношения с окружающей природой.

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания  и мышления на основе активной жизненной позиции.

Воспитательные задачи предполагают формирование: 

- потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание 
универсальной ценности природы;

- убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

- потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Школьный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладывается основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Именно в это время ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно – экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Опыт показывает, что уже в начальной школе, дети без особых усилий усваивают  комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, четко продумывает  структуру  урока, эмоционально отзывчив, то  он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.

Школьный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладывается основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Именно в это время ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно – экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Опыт показывает, что уже в начальной школе, дети без особых усилий усваивают  комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, четко продумывает  структуру  урока, эмоционально отзывчив, то  он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.

На уроках музыки экологическая тематика проходит практически через все виды музыкальной деятельности:

  • слушание;
  • вокально - хоровая работа;
  • музыкально - ритмические движения;
  • музыкальные игры.

Слушание музыки

Уроки музыки включают такой вид деятельности, как слушание музыки. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На уроках музыки слушание преобладает в различных вариантах:

- слушание музыки, в ходе которого дети сравнивают пейзажи, увиденные на фотографиях, рисунках, картинах, с прозвучавшими мелодиями;

- слушание, в ходе которого дети делятся своими эмоциями, фантазиями, навеянными композитором;

 - слушание, которое заканчивается изображением своих эмоций на листе бумаги;

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо П.Чайковского и К.Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера. Дети знакомятся с симфоническими произведениями, рисующие образы русской природы. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», в котором каждая часть, посвящённая одному из месяцев года, предваряется стихотворным эпиграфом, что усиливает впечатления и слушателя и исполнителя.  В творчестве М. И. Глинки можно отметить романс  «Жаворонок»,  а среди произведений  М.П. Мусоргского – «Рассвет на Москва-реке».

Вокально-хоровая работа

«Экологические» песни есть в различных стилях музыки. Главная цель таких песен - достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью. Примеры таких песен, которые можно использовать на уроках: «Песня о земной красоте», Я.Дубравина, сл. В.Суслова; «Ищу в природе красоту», муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова; «Как прекрасен этот мир», муз. Д.Тухманова, слова В.Харитонова; «Взгляни на эту землю с высоты», сл. и муз. О.Кормухиной; «Родная земля», муз. В.Добрынина, сл. Л.Дербенёва; «Выйду ночью в поле с конем», сл. и муз. И.Матвиенко; «Даль, ширь, стелется туман», сл. и муз. В.Добрынина; «Беловежская пуща», муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова; «Соловьиная роща», муз. Д. Тухманова, сл. А. Поперечного; «Трава у дома», муз. В.Мигули, сл. А.Поперечного; «Облака», муз.В. Шаинского, сл. С. Козлова и др.

Музыкальные игры

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы и т.д.)

Игра – важный вид деятельности у младших школьников. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой, народные подвижные и хороводные, а также музыкально-дидактические игры помогают в решении задач не только музыкального плана (развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

Заключение

Урок музыки играет очень важную роль в экологическом воспитании детей. На уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки и музыкальные образы. Именно на этом уроке формируется гармонично развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию. Посредством музыкального искусства можно научить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы, способствовать тому, чтобы дети были любознательными, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, и т.д. Таким образом, экологическое воспитание посредством музыки является весьма продуктивным.