Открытый урок " Развитие музыкального слуха на уроках фортепиано (методы и приемы)"

Федулова Инна Александровна

  В рамках открытого урока показаны приемы и методы работы над видами развития звуковысотного, мелодического, тембро-динамического и внутреннего слуха.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ФОРТЕПИАНО

И.А. Федулова,

 преподаватель по классу фортепиано

МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ № 1"

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Программа предпрофессионального образования детей. "Фортепиано"

Срок обучения: 8лет.

Тип занятия: комплексное  занятие по фортепиано с обучающимися 1, 2 и 6  года обучения.

Тема: " Развитие музыкального слуха на уроках фортепиано (методы и приемы)"

Цель: формирование различных видов музыкального слуха на уроках фортепиано: звуковысотный, мелодический, тембро- динамический , внутренний слух.

Примечание: основной задачей музыканта-педагога является развитие музыкального слуха на протяжении всех лет обучения. педагог должен развить у ребёнка:звуковысотный,мелодический,полифонический,гармонический.тембро-динамический.внутренний слух. Существует тесная взаимосвязь при работе над развитием разных видов музыкального слуха. В рамках открытого урока, в большей степени показаны приемы и методы работы над видами развития звуковысотного, мелодического, тембро-динамического и внутреннего слуха.

Задачи:

обучающие:

- приобщение к классической музыке;

-произвольное дублирование голосом(пение вслух);

-детализированная работа над фразировкой музыкального произведения;

- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике;

- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения;

развивающие:

- развитие навыка певучей игры на инструменте, внимания,  

- формирование общего кругозора

воспитательные:

- развитие эстетического вкуса,

-развитие слухового, эмоционального восприятия к исполнению

 изучаемых музыкальных произведений

Методы и приемы:

- наблюдение,

- прослушивание музыкального произведения,

- способы разучивания,

- практический,

- наглядный.

Реализуемые педагогические технологии:

- развивающего обучения,

- художественные,

Оборудование:

- фортепиано,

- ноты,

Ожидаемый результат: умение исполнить произведения разных жанров и форм музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем.

ХОД  УРОКА:

        1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

        2. Основная часть:

        методы и приемы работы над различными видами музыкального слуха.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов - звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Его можно воспитывать и развивать. 

        2.1.Звуковысотный слух.

Формирование звуковысотных представлений- первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося.

На развитие звуковысотного слуха в значительной мере влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. Подпевание - форма проявления слуховых представлений. 
Упражнение: "Догонялки". Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей.

        2.2. Проверка домашнего задания.

Исполнение песенки Б. Чайковского. "Урок в мышиной школе"

(см. запись видео-урок 00:02:37-00:03:27)

          2.3. Работа над ансамблем. Исполнение мелодии с аккомпанементом.

Произвольное дублирование голосом мелодии (пение вслух).

Игра в ансамбле с педагогом. Знакомство с партией аккомпанемента.

Исполнение мелодии (пение) под собственный аккомпанемент.

Практический показ:

 упражнение "Догонялки",

 Б.Чайковский. "Урок в мышиной школе"

(учащаяся 1 класса Чичиленко Кира)

        2.4. Мелодический слух. 
Проявляется в восприятии именно как музыкальной мелодии, а не ряда следующих друг за другом звуков. 
Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - это ядро музыкального образа, средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). Содержание «музыкальных слов» (мотивов) - один из важнейших аспектов развития музыкального мелодического слуха. 
Фортепиано требует сильного, яркого слухового воображения.

Мелодический слух у учащихся заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей.

Чтобы напевно, гибко, эмоционально проинтонировать мелодию, необходимо обладать чутким, отзывчивым слухом.

Существуют приемы и методы, помогающие укрепить мелодический слух: 

А. Хачатурян. Андантино.

 Исполнение пьесы целиком, в характере.

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения.

Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой -отличный метод развития мелодического слуха.

2.Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона- исполняет педагог) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух (исполняет ученик). Вступление пропевается "про себя" - активным внутреннеслуховым переживанием - осмыслением. Пропевание  мелодии плавно и связно, а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Акцентирование внимания на  чистоту интонирования и опору пальцев в клавиатуру.

3. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (педагог играет аккомпанемент, ученик -мелодию).

4. максимально детализированная работа над фразировкой, тщательная работа над "оттачиванием" мелодической фразы.

При работе над развитием мелодического слуха невозможно обойтись без развития других видов слуха

( звуковысотного, тембро-динамического, внутреннего).

5.Чередование в ходе разучивания произведения мелодических фраз, исполняемых вокально(подпевание мелодии), с фразами, исполняемыми на инструменте.

(Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г. Нейгауз).

6.При работе над тембро-динамическим слухом одним из наиболее эффективным методом является слово педагога.

Практический показ :

А.Хачатурян. Андантино.

(учащийся 2 класса Лапковский Александр). 

        2.5 Тембро- динамический слух.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро - динамическим.

Фортепиано- инструмент богатейшего тембро - динамического потенциала.Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон,педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты - все это создает основание говорить о тембро- динамической возможности игры на фортепиано.

Методы работы над развитием тембро- динамического слуха:

1. Определить, конкретизировать художественное требование к звуку.

2.Детализированное выявление тембро- динамических градаций в музыкальном произведении.

3.Работа с динамикой, погружение в гармонию звуков, поиск тончайших нюансов в игре.

Получая импульсы со стороны образного воображения и фантазии ученика, совершенствуется тембро- динамический слух, через воплощение определенных художественно- изобразительных замыслов и идей.

Практический показ :

Э. Григ. Соната (e moll, Iч.)

(учащаяся 6 класса Лапковская Ирина).

        2.6.Внутренний слух.

Внутренний слух- понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов,
Это музыкально-слуховые представления, способность исполнительской передачи содержания. 
Вижу - слышу - представляю - мысленно играю. 

Методы работы над развитием внутреннего  слуха:

Исполнение пьесы в , с установкой на предслышание последующего развёртывания музыки.

прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста (рекомендация педагога прослушать произведение в исполнении симфонического оркестра)

5. мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение "про себя"). Учиться читать глазами нотный текст.

Практический показ:

П.И. Чайковский. Декабрь. Святки ( из цикла "Времена года")

(учащаяся 6 класса Лапковская Ирина).

        3. Подведение итогов.

С поставленными задачами учащиеся справились успешно. 

Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение. 
От слухового воображения зависит всё, ведь тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащихся, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению.

Музыкальный слух у учащегося фортепианного класса развивается и совершенствуется естественным образом в условиях соответствующего обучения.

Преподаватель- пианист должен найти приёмы и методы, с помощью которых он может воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.