Открытый урок " Развитие музыкального слуха на уроках фортепиано (методы и приемы)"
В рамках открытого урока показаны приемы и методы работы над видами развития звуковысотного, мелодического, тембро-динамического и внутреннего слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-razvitie_muzykalnogo_sluha_na_urokah_fortepiano_metody_i_priyomy.docx | 24.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФОРТЕПИАНО
И.А. Федулова,
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ № 1"
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
Программа предпрофессионального образования детей. "Фортепиано"
Срок обучения: 8лет.
Тип занятия: комплексное занятие по фортепиано с обучающимися 1, 2 и 6 года обучения.
Тема: " Развитие музыкального слуха на уроках фортепиано (методы и приемы)"
Цель: формирование различных видов музыкального слуха на уроках фортепиано: звуковысотный, мелодический, тембро- динамический , внутренний слух.
Примечание: основной задачей музыканта-педагога является развитие музыкального слуха на протяжении всех лет обучения. педагог должен развить у ребёнка:звуковысотный,мелодический,полифонический,гармонический.тембро-динамический.внутренний слух. Существует тесная взаимосвязь при работе над развитием разных видов музыкального слуха. В рамках открытого урока, в большей степени показаны приемы и методы работы над видами развития звуковысотного, мелодического, тембро-динамического и внутреннего слуха.
Задачи:
обучающие:
- приобщение к классической музыке;
-произвольное дублирование голосом(пение вслух);
-детализированная работа над фразировкой музыкального произведения;
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике;
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения;
развивающие:
- развитие навыка певучей игры на инструменте, внимания,
- формирование общего кругозора
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
-развитие слухового, эмоционального восприятия к исполнению
изучаемых музыкальных произведений
Методы и приемы:
- наблюдение,
- прослушивание музыкального произведения,
- способы разучивания,
- практический,
- наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- художественные,
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты,
Ожидаемый результат: умение исполнить произведения разных жанров и форм музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2. Основная часть:
методы и приемы работы над различными видами музыкального слуха.
Музыкальный слух включает в себя несколько видов - звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Его можно воспитывать и развивать.
2.1.Звуковысотный слух.
Формирование звуковысотных представлений- первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося.
На развитие звуковысотного слуха в значительной мере влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. Подпевание - форма проявления слуховых представлений.
Упражнение: "Догонялки". Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей.
2.2. Проверка домашнего задания.
Исполнение песенки Б. Чайковского. "Урок в мышиной школе"
(см. запись видео-урок 00:02:37-00:03:27)
2.3. Работа над ансамблем. Исполнение мелодии с аккомпанементом.
Произвольное дублирование голосом мелодии (пение вслух).
Игра в ансамбле с педагогом. Знакомство с партией аккомпанемента.
Исполнение мелодии (пение) под собственный аккомпанемент.
Практический показ:
упражнение "Догонялки",
Б.Чайковский. "Урок в мышиной школе"
(учащаяся 1 класса Чичиленко Кира)
2.4. Мелодический слух.
Проявляется в восприятии именно как музыкальной мелодии, а не ряда следующих друг за другом звуков.
Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - это ядро музыкального образа, средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). Содержание «музыкальных слов» (мотивов) - один из важнейших аспектов развития музыкального мелодического слуха.
Фортепиано требует сильного, яркого слухового воображения.
Мелодический слух у учащихся заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей.
Чтобы напевно, гибко, эмоционально проинтонировать мелодию, необходимо обладать чутким, отзывчивым слухом.
Существуют приемы и методы, помогающие укрепить мелодический слух:
А. Хачатурян. Андантино.
Исполнение пьесы целиком, в характере.
1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения.
Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой -отличный метод развития мелодического слуха.
2.Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона- исполняет педагог) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух (исполняет ученик). Вступление пропевается "про себя" - активным внутреннеслуховым переживанием - осмыслением. Пропевание мелодии плавно и связно, а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Акцентирование внимания на чистоту интонирования и опору пальцев в клавиатуру.
3. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (педагог играет аккомпанемент, ученик -мелодию).
4. максимально детализированная работа над фразировкой, тщательная работа над "оттачиванием" мелодической фразы.
При работе над развитием мелодического слуха невозможно обойтись без развития других видов слуха
( звуковысотного, тембро-динамического, внутреннего).
5.Чередование в ходе разучивания произведения мелодических фраз, исполняемых вокально(подпевание мелодии), с фразами, исполняемыми на инструменте.
(Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г. Нейгауз).
6.При работе над тембро-динамическим слухом одним из наиболее эффективным методом является слово педагога.
Практический показ :
А.Хачатурян. Андантино.
(учащийся 2 класса Лапковский Александр).
2.5 Тембро- динамический слух.
Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро - динамическим.
Фортепиано- инструмент богатейшего тембро - динамического потенциала.Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон,педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты - все это создает основание говорить о тембро- динамической возможности игры на фортепиано.
Методы работы над развитием тембро- динамического слуха:
1. Определить, конкретизировать художественное требование к звуку.
2.Детализированное выявление тембро- динамических градаций в музыкальном произведении.
3.Работа с динамикой, погружение в гармонию звуков, поиск тончайших нюансов в игре.
Получая импульсы со стороны образного воображения и фантазии ученика, совершенствуется тембро- динамический слух, через воплощение определенных художественно- изобразительных замыслов и идей.
Практический показ :
Э. Григ. Соната (e moll, Iч.)
(учащаяся 6 класса Лапковская Ирина).
2.6.Внутренний слух.
Внутренний слух- понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов,
Это музыкально-слуховые представления, способность исполнительской передачи содержания.
Вижу - слышу - представляю - мысленно играю.
Методы работы над развитием внутреннего слуха:
Исполнение пьесы в , с установкой на предслышание последующего развёртывания музыки.
прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста (рекомендация педагога прослушать произведение в исполнении симфонического оркестра)
5. мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение "про себя"). Учиться читать глазами нотный текст.
Практический показ:
П.И. Чайковский. Декабрь. Святки ( из цикла "Времена года")
(учащаяся 6 класса Лапковская Ирина).
3. Подведение итогов.
С поставленными задачами учащиеся справились успешно.
Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение.
От слухового воображения зависит всё, ведь тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы.
Воспитание и развитие музыкального слуха у учащихся, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению.
Музыкальный слух у учащегося фортепианного класса развивается и совершенствуется естественным образом в условиях соответствующего обучения.
Преподаватель- пианист должен найти приёмы и методы, с помощью которых он может воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.