Методический доклад " Постановка руки в начальном периоде обучения "

galaeva julia sergeevna

Доклад раскрывает основные положения методтки правильной организации игрового аппарата в начальном периоде обучения . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galaeva_doklad_mart_2022.docx9.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городской дворец детского (юношеского) творчества»

Им. Н. К. Крупской

Методический доклад

«Постановка руки в начальном периоде обучения»

Выполнил педагог ДО МХС ВИТА

Галаева Ю. С.

Новокузнецк

2022 г.

        Постановка руки – это одна из центральных проблем исполнительской педагогики. При всей сложности это явление также можно разделить на составляющие части, которые при ближайшем рассмотрении оказываются достаточно простыми.

        Начнем с того, что такое постановка вообще. По корню слова – «стоять» - видно, в чем смысл этого явления. Он в устойчивости, в том, чтобы чувствовать себя уверенно. Постановка требуется танцорам (постановка рук, ног, головы, корпуса), спортсменам (постановка удара, прыжка, приземления), и, конечно, музыкантам-исполнителям. Постановка игрового аппарата у пианистов – дело тонкое в буквальном смысле. Действия педагога по постановке руки ребенка на уроках фортепиано должны носить систематичный, неуклонный, требовательный характер. Нельзя заниматься постановкой руки эпизодически, спустя рукава, позволяя ребенку отклоняться от требований педагога. Важнейшим и очень желательным условием в этом, как правило, напряженном и многолетнем процессе является осознанность действий, применяемых педагогических приемов, процессов прежде всего для педагога, и, конечно, для ребенка. Когда ребенок понимает (пусть даже только в пределах своего возраста), - что именно он делает и для чего, продуктивность урока возрастает кратно и результаты, на которые рассчитывает педагог, достигаются быстрее. Поэтому объяснения, как иногда пренебрежительно говорят, «разжевывания» предпринимаемых действий, конечно, нужны.

        Итак, как же должна стоять рука на клавиатуре фортепиано? Самым простым и емким ответом будет: должна стоять естественно. Удобно. И потому красиво. Конечный результат – это именно красивая естественная рука, которая для пианиста – великолепный рабочий инструмент, позволяющий решать самые фантастические исполнительские задачи. Хорошо поставленная рука испытывает только необходимые, рабочие физические напряжения, не зажимы, которых так боятся (и совершенно обоснованно!) пианисты. Один из древних математиков говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Эта фраза целиком подходит к вопросу постановки руки пианиста. Нужно находить точки опоры на клавиши инструмента. В начальном периоде этими точками являются третий, средний палец руки, а еще своеобразная «арка», образующаяся между первым и пятым пальцами. Вот, пожалуй, начальный каркас руки. Эти точки опоры используются именно для начального осознания ребенком своей руки как «музыкального инструмента». Различные упражнения вроде «Полетели-полетели» так же служат этой цели – осознанию своего тела, рук, плеч, корпуса, даже пяток. Осознанию их как точек опоры. Третий палец, которым ребенок играет простые мелодии правой рукой на нон легато и «арка» на квинтах в левой руке – вот отправные точки в небыстром процессе постановки руки. Только потом к осознанной «центральной оси» третьих пальцев (лучше в обеих руках) подключается работа остальными пальцами. Рука постепенно «запоминает» это приподнятое на пальцах, собранное, но в тоже время упруго-подвижное  состояние, - когда она готова двигаться. Редко, но рука бывает, что называется, от природы собранной, что называется, в яблочко. В основном педагогу нужно показывать ученику необходимое положение кисти и пальцев прямо на руке ребенка, «лепить руку», как говорят иногда пианисты. Эти усилия принесут свои плоды – пусть не сразу, но обязательно рука порадует через несколько лет своим правильным положением.

        Пресловутые «косточки» (суставы, находящиеся в месте сочленения пальцев с ладонью) также являются точками опоры для пальцев. Поэтому если они провалены книзу, - это безошибочный показатель неправильного положения руки. Палец – это ведь рычаг, и для передачи наибольшего количества энергии из руки он должен работать правильно. Здесь также нужно упомянуть о чрезвычайно важных для музыканта мышцах – внутриладонных сгибателях. Именно они позволяют нам хватать и держать предметы. Нужно также дать маленькому пианисту их почувствовать, осознать. Различные упражнения на хватания служат этой цели. В процессе их выполнения (а потом и в процессе игры на стаккато, например, одиночных или парных звуков) ребенок тренирует скорость и точность этих движений.

        Последнее, о чем стоит упомянуть – это критически важное запястье. В нем проходят очень тонкие, но очень сильные мышцы. За свободной работой запястья ребенка нужно следить всегда. Упражнения на «вкручивание и выкручивание лампочек» помогут не допустить его зажима.