"Чтение нот с листа. Методические рекомендации гитаристу по подготовке к техническому зачету"

Медведева Инна Борисовна

Целесообразность формирования навыка чтения с листа в современное время. Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям, практикующим развитие техники чтения нотного текста с листа для подготовки к техническому зачету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_statya.docx19.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Чтение нот с листа. Методические рекомендации гитаристу по подготовке к техническому зачету»

Автор: Медведева Инна Борисовна,

преподаватель гитары СПб ГБУ ДО

«Санкт-Петербургская ДШИ им. Д.С. Бортнянского»

Санкт-Петербург

2021 г.

Введение

   

Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям, практикующим развитие техники чтения нотного текста с листа для подготовки к техническому зачету.

Ключевые слова

   

Чтение нот с листа, методические рекомендации, технический зачет.

Аннотация

Регулярное повторение навыка приводит к умению. Для навыка чтения с листа гитаристу необходим практический опыт. Без формирования этого навыка невозможно стать ни профессиональным музыкантом, ни любителем музыки. Многое зависит от успешной организации работы, основанной на принципах; доступности, систематичности, «от простого к сложному».

     Хорошее чтение с листа знакомит ученика с большим количеством разнообразной музыки, что дает ему возможность постоянно пополнять багаж знаний, постепенно определить и развить свой вкус. Чтение с листа упрощает и ускоряет разучивание сольных, ансамблевых музыкальных произведений и аккомпанемента. Сегодня этот навык необходим, следуя теории развивающего обучения, чтение нот с листа является одной из форм интенсивного обучения. Жаль, что этому предмету уделяется мало времени в современной школе.

Содержание

Преподаватель на уроке использует принцип наглядности и доступности изучаемого материала, показывая ученику алгоритм чтения с листа.

Закрепляет порядок на последующих совместных занятиях, постепенно развивая возможности ученика через освоение новых умений игры.                  Поначалу поправляя и подсказывая, учитель старается все меньше вмешиваться в самостоятельный процесс чтения с листа на уроке. Дает возможность учащемуся закрепить в будущем хорошую привычку ежедневно читать с листа с интересом и удовольствием через радость открытия.

Узнавать разнообразный мир музыки через ритм, гармонию, форму, различные виды техник, аппликатурных моделей, штрихов и приемов, нюансировку и образы может стать увлекательным и любимым занятием для гитариста. Чтение с листа формирует у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивает интерес и любовь к музыке, внимание, волевые качества и самостоятельность.

Предварительная внимательная работа с нотным текстом без инструмента требует понимания авторского смысла через многие составляющие, и гораздо больше времени, чем последующее его воспроизведение. Соотношение теории и практики примерно 2 к 1. В зависимости от степени сложности нотного текста увеличивается и время на работу с ним. Эти особенности следует учитывать на техническом зачете в разные периоды обучения.

 Из педагогической практики, предлагаю алгоритм чтения нот с листа:

1.     Знакомство с музыкальным произведением начинается без инструмента. Ученик учитывает и запоминает особенности пьесы (упражнения, этюда):

- название

- автор

- темп и характер пьесы

- перевод терминологии текста

- тональность (тоника + лад)

- случайные знаки

- музыкальная форма (сколько частей, границы построений, повторения)

- музыкальная фактура (сколько голосов, их баланс звучания)

- ритмические сложности (пунктир, триоли, синкопы и др.)

- выбор способа звукоизвлечения, вариантов аппликатуры, позиций для     левой руки в зависимости от техники игры

- специфические приемы игры

- художественные средства выразительности в музыке (штрихи, динамические оттенки, агогика, тембры)

2.     Исполнение пьесы или музыкального фрагмента обычно происходит «не глядя на руки», мысленно забегая вперед, в удобном темпе, по – возможности выразительно и с точным воспроизведением нотного текста. Основное заключается в следующем, - понять и донести смысл музыки, художественный образ, даже при приблизительном воспроизведении по нотам. Проигрывание часто показывает полученные знания и умения учащегося, его накопленный музыкально-слуховой опыт и активное мышление, раскрывает взаимосвязь изучаемых дисциплин; специальности, теории музыки, сольфеджио, ансамбля, хора. Реализация межпредметных связей музыкальных дисциплин способствует их практическому закреплению. Кроме того, систематические исследования при чтении с листа с учетом межпредметных связей, повышают мотивацию к обучению, способствуют эффективности обучения гитариста.

     Современный мир предполагает владение гаджетами и интернет-ресурсами в различных целях. Молодежи свойственно чаще прибегать к использованию гаджетов, мгновенно находить требуемое, выделять главное, анализировать и запоминать, отметая все лишнее. Открываются широкие возможности для поиска и обмена интересующей информацией: нотами, методическими разработками, мастер-классами, открытыми уроками и т.д. Использование новейших технологий для чтения с листа и сдачи технического зачета преподавателям следует внедрять и разумно сочетать в обучении с проверенными методами и практиками работы.

      Особенности подбора педагогического репертуара для чтения с листа заключаются в его разнообразии; ритма, мелодики, формы, фактуры, жанров, стилей, характеров, тембров, штрихов, способов звукоизвлечения, техник и приемов игры. В связи с возрастающей сложностью читаемых с листа произведений, преподаватель целенаправленно расширяет кругозор учащегося в отношении новых музыкальных форм, стилей, приемов и техник игры на инструменте. Году обучения соответствует определенный уровень подготовки чтения с листа, прописанный в рабочей программе каждого класса. Исходя из опыта работы, преподаватель планирует формирование определенных навыков ученика, предлагая для ознакомления пьесы, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Усложняя и расширяя круг задач постепенно и целенаправленно. Ведь нет предела совершенству!

Список литературы

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1961

Маккинон Л. Игра наизусть. – М., 2009

Как научить играть на гитаре. Сборник статей. Сост. Кузнецов В. - М., 2006

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М., 1961