Оркестр в классе для детей с ОВЗ

Каминская Ольга Владимировна

Методическя разработка музыкального руководителя, педагога дополнительного образования.

 

Рубрика: Внеклассные мероприятия

Название: Оркестр в классе для детей с ОВЗ

 

Шумовой оркестр как способ организации

коррекционно-образовательного процесса для детей с ОВЗ

 

     Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка, кроме того она дает возможность для продуктивного коррекционно-образовательного процесса при работе с детьми с ОВЗ. Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, в том числе и такая форма организации как шумовой оркестр. Игра на шумовых инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что крайне важно для детей с ОВЗ. Кроме того, повышается интерес детей к музыкальным занятиям. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Основные шумовые инструменты в оркестре - трещотки, маракасы, бубны, свистульки, ложки, круговые трещотки, колокольчики, так называемый бумажный оркестр и др. Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки, приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

         На начальном этапе работы осваиваются простейшие музыкальные композиции, где устанавливается очередность игры – по одному (сольно, группой по 2-3 человека, вместе), для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплотить весь коллектив.

       После овладения детьми простейших приёмов игры, необходимо переходить на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого используются различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ритмические игры со звучащими элементами.

Для разучивания можно рекомендовать следующие музыкальные композиции: «Как у наших у ворот», «Коробейники», «Светит месяц», «Русские наигрыши», «Веселый перепляс», «Частушечный наигрыш» и др.

Игра в оркестре также помогает обогащать знания детей с ОВЗ о быте, костюме, традициях, праздниках русского народа.

        Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей.

       Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать её ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

       Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники жизни ребёнка, его музыкальном развитии.

Немаловажным фактором успешного музицирования является знание приёмов игры. Познакомьтесь с ними сами и поясните их маленькому музыканту.

 

«Сказки-шумелки» как способ реализации представлений обучающихся с ОВЗ о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении;

 

    Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – Самым удивительным, «волшебным» и интересным ее видом для детей с интеллектуальной недостаточностью является музицирование - игра на музыкальных инструментах.

     Музицирование как форма активной деятельности ребенка с самыми простыми инструментами стимулирует его социально-эмоциональное развитие: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.

     Музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальной активности и уровня социально-психологического развития ребёнка. В содержание игрового занятия входит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому музицирование прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». К тому же, принцип совместного участия, педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает детям образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети.

     Музицирование – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музицировании, в игре гарантируется её простыми правилами. Творческое музицирование – общение равных. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

     

      Приобщение детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями начинается с и индивидуального, игрового занятия, что позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Эмоционально значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребёнка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.

      Однако невозможно представить себе процесс социализации ребёнка без опыта общения с другими детьми. И следующим этапом в системе по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями к музицированию, является включение в подгруппу детей. В норме у детей в 2-3 года появляется потребность в общении друг с другом, с возрастом эта потребность увеличивается. В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная деятельность.

       У детей с нарушением интеллекта множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, наблюдается снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается замкнутость и неконтактность.      Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребёнок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

       Содержание игровых занятий с использованием «Сказок – шумелок» и основная направленность всегда связаны с уровнем готовности ребёнка к установлению эмоционального контакта со взрослым и другими детьми. Всё занятие состоит из нескольких частей, которые ритмично сменяют друг-друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди. На начальных этапах привлечения ребёнка к групповой деятельности порядок и содержание игрового занятия повторяется из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

          Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:

 

      -Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии, положительным эмоциям;

     -Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

      -Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

      -Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

      -Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

       -Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у младших школьников, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

       -Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

       Итак, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

 

Список литературы

 

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >