Методическая статья "Методические рекомендации гитаристу по подготовке этюда к техническому зачету"

Медведева Инна Борисовна

Игра на инструменте требует от учащегося владения различными техническими навыками...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

«Методические рекомендации гитаристу для подготовки этюда к техническому зачету»

Автор: Медведева Инна Борисовна,

преподаватель гитары

СПб ГБУ ДО

«Санкт-Петербургская ДШИ

им. Д.С. Бортнянского»

Санкт-Петербург

2022г.

Введение

Данные методические рекомендации исходят из моего опыта работы в профессии и желания помочь организовать время, которое учащийся по классу гитары отдает на подготовку этюдов к техническому зачету. Исходя из принципов от «целого к частному», от «доступного к сложному», систематичности в работе, закрепления достигнутого, научности и др.

Ключевые слова

Методические рекомендации, гитаристу, этюд, технический зачёт

Аннотация

Игра на инструменте требует от учащихся владения разными техническими навыками. Систематическая работа над этюдами дает гитаристу разнообразные игровые умения, быстроту и точность реакций, способствует физической выносливости, накоплению исполнительского опыта.

Содержание

Учитель, всегда заботящийся о техническом и музыкальном развитии, выбрал для тебя наиболее полезный на данный момент этюд для разучивания, наиболее вероятно со сходными трудностями в изучаемых тобой пьесах. Этюд сочетает в себе технические и музыкальные задачи. Название этюда может содержать в себе конкретные указания на определенный художественный образ или подтолкнуть тебя к воображаемой истории. Музыка всегда информативна. Автор этюда причастен к эпохе, а значит и к определенному стилю исполнения. Читай в интернете или в музыкальном словаре любую информацию о жизни и творчестве композитора. Это тебе в копилку знаний.

 После предварительного ознакомления, - чтения с листа, когда к тебе пришло понимание основной цели данного этюда, его музыкальной формы и фактуры, разбирай этюд по голосам. Начни с сольфеджирования мелодии, подголосков, линии баса. Когда будешь играть, не забудь об их правильном звуковом балансе.

 Внимательно отнесись к ключевым и случайным знакам в нотном тексте. Проигрывай голоса с пением в медленном темпе, запоминая их на слух и на память.

 Твоя игра требует понимания ритмических составляющих этюда. Сдержанно прохлопай со счетом. Можешь левой рукой или ногой отстукивать доли, а правой-ритм. Поиграй с метрономом технические трудности. Сначала медленно.

Учитывай в игре аппликатурные модели обеих рук. Иногда критическое мышление помогает понять ошибку редактора учебника, и ты избежишь переучивания аппликатуры. Очень часто этюд ставит тебе задачу освоить или развить прием игры. Это может быть и определенная техника игры; арпеджио, пассажей, игра в интервал, аккордов, смешанные техники игры. Когда ты анализируешь и понимаешь, сколько составляющих в твоей задаче, начинаешь работу над каждым пазлом, в итоге соединяя пазлы в целую картину. Легко освоить технику с помощью различных упражнений, которые скорее всего ты получишь от своего преподавателя, и которые можешь найти в школах игры на гитаре, а также в мастер-классах и методической литературе в интернете.

К примеру, многие этюды, написанные в технике «арпеджио», легче проучить отдельно каждой рукой. Сначала медленно, осознанно играй и закрепи формулу пальцев правой руки, затем доводи постепенно до нужного темпа, до автоматизма. Затем пальцами левой руки также осознанно и медленно проучи смену аккордов связками по два-три-четыре, потом соединяя их в большие построения. Проучивай с маленьких мелодических построений (мотив, фраза, предложение, период, часть…), соединяя их в более крупные. Синхронизируй движения обеих рук, соединяя  движения левой и правой в настолько удобном тебе темпе, чтобы результат игры был вскоре услышан. Со счетом или с метрономом, пропевая или проговаривая ноты.

 Каждый элемент техники, требующий внимания, проучивается тобой отдельно, например, подмена пальцев, переходы из одной позиции в другую, смена аппликатурных моделей и многое другое. Если какой-либо аккорд в левой руке не удается поставить весь сразу, поупражняй его следующим образом: ставь лишь несколько пальцев, чередуя их различными комбинациями, затем пробуй добрать нужный аккорд, прибавляя постепенно по пальцу. Проучивай всегда от медленного осознанного темпа к более подвижному, развивая своё аппликатурное мышление, задумываясь о необходимости разных аппликатурных вариантов. Удобная аппликатура, минимум необходимых движений станут залогом успешного развития техники игры!

Музыкальная форма, фактура, ритмика, техники и приемы игры, аппликатура обеих рук, способы звукоизвлечения, штрихи, динамика, фразировка, терминология в тексте, агогика, - должны стать твоим исследованием сперва без инструмента, на первоначальном этапе игры с листа. Эти подсказки дают тебе представление о художественном образе этюда, о причинах и связях, об истории его написания. Развивая воображение, придумай несколько вариантов исполнения этюда.

Останавливаясь и прорабатывая для начала в очень медленных темпах любые возникающие сложности, постепенно меняй темп их исполнения, четко представляя как они должны звучать в контексте всего этюда. Осознанно закрепляй полученный результат и переходи к следующей фразе этюда. «Тише едешь-дальше будешь», - это поговорка о внимательности к мелочам. А мелочей в музыке, как известно, не бывает. Один не вовремя или «не туда» поставленный палец может изменить лад, ритм, темп, музыкальную форму, даже характер музыки… Лучше предотвратить, чем устранять последствия.

Соединяй мотивы в фразы, фразы в предложения, предложения в периоды, периоды в части, части в целое. Пожалуй, это самое сложное. Поэтому возьми более медленный темп, спокойно и внимательно контролируя процесс игры. Тебе нужен помощник, метроном. Только когда почувствуешь уверенность, связав части целого воедино, переходи к следующему этапу работы над техникой. К скорости исполнения. Обычно она указана композитором в начале пути.

Переход к настоящему темпу в музыке ставит перед исполнителем новые задачи. Относись к этому нормально. Это игра. И этот переход можно проделать в несколько этапов, играя в постепенно возрастающем темпе. Тебя ждет похожая проработка возникающих сложностей, но на новом уровне. Трудности могут возникать в неожиданных местах. Там, где и не ждал. Слышал поговорку: «Где тонко, там и рвется»? Бывает, что недостаток технической свободы влияет и на ритм, и на динамику, и на качество звука. Приходится возвращаться к медленному темпу в этих фрагментах, к анализу и поиску решения проблемы. Прояви терпение и настойчивость в работе над ними. Ведь проявить характер при преодолении преград к цели для тебя не впервой!

Помни, что этюд предназначен не только для развития моторики, а еще имеет свой художественный образ. По достижении уверенности в игре, добавь толику артистизма (мимика, жесты), который поможет тебе более ярко передать художественный образ. Найди кульминацию в произведении, самое наполненное значимыми событиями место в этюде. Кульминация потребует от твоего инструмента самого насыщенного звука. Это переломный момент, развязка сюжета. Подготовка кульминации начинается с первого звука в произведении. Составь свой динамический план, если он отсутствует в нотном тексте. Сначала выдели нюансами значимые по глубине интонации, продумай и обозначь звуковедение, исходя из развития «истории», знаков альтерации, окраски интервалов и аккордов, тонального плана, смены техники игры, приемов, звукоизвлечения, фактуры…Используй свой опыт игры и знания сольфеджио, теории музыки. Межпредметные связи.  

Постепенно разворачивая сюжет, рассказывая историю, которая имеет свои начало, развитие и конец, задавайся вопросами как исследователь. Слушай себя с позиции «учителя» и следи за своим звуковедением, фразировкой, динамическим планом, красотой, качественным звучанием и звуковым балансом голосов.

Когда ты интересно (выразительно) и уверенно играешь, техническое развитие помогает в раскрытии образа, - ты чувствуешь себя мастером хорошо проделанной работы, что добавляет уверенности в своих силах и удовольствия от своей игры! Наступает приятный момент. Играй, представляя перед собой зрителей. Записывай свое исполнение с последующим самоанализом. Тем самым ты лучше организуешь себя, слуховой контроль, концентрируешь внимание на музыке, являясь посредником между композитором и слушателями в зале. Находясь и играя в шумном месте, привыкай к сосредоточению внимания, «несмотря ни на что».  Чаще играй другим, играй зрителям. Работай над артистизмом исполнения. Веди себя как артист. Будь скромен вне своего исполнения. А в музыке будь убедителен! Ты уже на сцене, и тебе есть что сказать людям. Можно записать аудио, видео и отправить друзьям. Сыграть гитаристам школы.

Не лишним будет послушать варианты исполнения этого этюда, найденные в сети Интернет. Это бывает очень полезным, если ты раньше не играл музыку композитора данного этюда и не знаешь специфики гармонии, художественных образов. Поскольку некоторые этюды имеют своей целью раскрыть богатое образное содержание музыки, а заодно глубину и артистизм твоей интерпретации. Прослушивая, анализируй, умей находить и хорошее и плохое в исполнении. Говорят, на чужих ошибках учатся. Бери в свою копилку открытия, то ценное, чему можно поучиться у других. Но никого не копируй.

Заключение

Оценивай себя с позиции, что ты умел и чему научился в процессе работы над этюдом. Улучшать свое исполнение этюдов можно годами, всегда есть над чем работать, не останавливайся на достигнутом, «не почивай на лаврах»! Всегда найдется музыкант, играющий хуже тебя и играющий лучше тебя. Но ни один гитарист в мире не сможет сыграть также как чувствуешь и играешь ты! Индивидуальностью исполнения называют личные отличительные особенности исполнения. Со временем индивидуальность может стать твоим стилем исполнения. Желаю тебе обрести его!

Запомни. От ошибок никто не застрахован! Осознанная предварительная работа освобождает тебя на техническом зачете от ненужных мыслей и сожалений об упущенном времени занятий! Задание преподавателя делай вовремя! Лучший результат у тех, у кого впереди четкая цель! Успеха!