Методическая разработка открытого урока в классе фортепиано «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»

Шульц Анастасия Григорьевна

работа содержит в себе цель и задачи урока, тип и форму занятия, оборудование, методы, план урока, ход занятия, с методическими пояснениями по работе над музыкальным материалом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.1.1._konspekt_otkrytogo_uroka.docx24.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла

Методическая разработка

открытого урока в классе фортепиано

 «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»

Выполнила: преподаватель

специального фортепиано

высшей квалификационной

категории

Шульц Анастасия Григорьевна

2020 г.

Цель урока: закрепить ранее изученные средства музыкальной выразительности для создания художественного образа произведения, применить их для раскрытия образного содержания музыкального произведения в исполнении.  

Задачи урока:

Задачи:

1. Образовательные:  

- научить читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды)

 - овладеть приёмами и способами исполнительства на фортепиано

 - обобщить знания учащейся о средствах выразительности в музыке

- добиться правильного исполнения пианистических приемов

- способствовать расширению музыкального кругозора

 2. Развивающие:

- развитие творческих способностей (артистизм)

- развитие эстетических и нравственных чувств

 - развитие музыкальной эрудиции, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса

- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении

- развитие музыкального слуха, памяти, внимания, внутренней культуры

   3. Воспитательные:

- воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя

- прививать интерес к музыкальному искусству

- воспитывать целеустремленность, готовность к труду, дисциплинированность.

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный урок

Виды деятельности на уроке:

- слушание и исполнение музыки

- рассуждения о музыки

- сопоставление разных видов искусств

Музыкальный материал:

  • гамма до- мажор
  •  виртуозная пьеса «Микки - Маус» М. Шмиц

     - кантилена «Осенние листья» В. Ребиков

Методы:

- комплексное воздействие разных видов искусств

- сравнения и сопоставления

-  наблюдения за музыкой

-  музыкально-ритмической импровизации

- обобщения

-  словесный

-  практический

-  поисковый

 Обучающаяся должна знать:

- музыкальные термины

- аппликатуру в гаммах

- музыкальный текст изучаемого произведения

Предварительная работа:

- чтение стихов об осени

- рисунки осенних листьев

- подбор литературы, иллюстраций

Применение педагогических технологий: 

  • здоровьезберегающая
  • игровая
  • технология личностно-ориентированного обучения
  • информационно-коммуникационные технологии

Дидактический материал: 

-нотная литература

- словарь музыкальных терминов

-словарь эмоций, чувств, ассоциаций

- образовательная программа по фортепианному искусству, раздел 4 класс

- пособие «Ромашка» средства музыкальной выразительности

- кроссворд

 Оборудование:

- рояль

- мультимедийное оборудование

План урока

Общее время урока – 45 мин.

I. Организационный момент – 5 мин.

II. Основная часть:

1.Исполнение гаммы, виртуозной пьесы- 10мин

2. Работа с музыкальным произведением – 25мин:

 - исполнение ученицей пьесы «Осенние листья» В.Ребикова

- рассказ преподавателя о композиторе, демонстрация портрета

- показ и обсуждение домашнего задания

-проверка и обобщение понятия «Средства музыкальной выразительности»

-выявление и применение определенных средств выразительности для исполнения пьесы «Осенние листья», работа над кантиленой

- работа со словарем синонимов

- итоговое проигрывание пьесы

 3. Игра-тест «Кроссворд»

III. Подведение итогов урока, выставление оценок – 5 мин.

Ход урока:

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в фортепианных произведениях.  Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано. Урок будет проеден с учащейся 4 класса Цветковой Ариной.

- Арина, сегодня у нас не простой урок. Так как на занятии у нас присутствуют гости, то называется он открытый.

- Арина, сегодня на уроке мы с тобой поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?

Ответ: это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.

- Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

Хорошо, сегодня на уроке мы на примере двух произведений проследим становление, выражение музыкального образа.

Начнём мы с яркой, образной пьесы «Микки Маус».

Прежде чем начать работу над пьесой, Арина поиграет подготовительные упражнения и гамму, чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.

-Арина, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?

Ответ: Музыка точно изображает образ маленького мышонка.

        - Давай мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе.

Во-первых, обратим внимание на форму произведения: 3 части, причём 1 и 3 части практически одинаковые.

Что же происходит в 1 части?

Какие средства выразительности использует автор?

Ответ: Отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм, разнообразная динамика. (Мышонок танцует)

2 часть – ускорение темпа, нарастание и затихание звучности, акценты (Мышонок убегает).

3 часть – повторение первой части.

— Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа. А теперь ты, Арина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что поговорили.

Такая у нас получилась интересная пьеса. Арина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе понятна и очень нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.

Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый -медленный, следи за ровностью (поиграй на «та-та»)

- Следующее произведение называется «Осень», написал её композитор В. Ребиков.  Давай представим картину осеннего леса, настроимся совсем на другой характер. Для этого предлагаю тебе послушать стихи об этом прекрасном времени года и посмотреть твои собственные рисунки осени.

Арина, постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках, смотрели видео зарисовки осени, слушали произведение П. И. Чайковского «Октябрь».

 Арина играет пьесу.   Пьеса имеют название, в котором и кроется художественный образ.

«Осень» – яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности.  Какой характер этого произведения? Темп? Оттенки, штрихи? Возможно под эту музыку хочется мечтать, думать. Давай рассмотрим музыкальные средства выразительности, которые используются в этой пьесе. Это минорный лад, плавная мелодия с интонациями вопроса- Где дни лета? Грезы весны? Шум лесов, пенье птиц? И т.д.

 Она имеет трёхчастную форму, грустный характер.

1 часть - задумчивая, печальная.

В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке -мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.

2 часть - более взволнованная, с яркой кульминацией. (Гроза)

Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)

Работа над выразительной фразой: попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, то же самое, пропеть на инструменте.

Левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.

3 часть – повторение первой части. Звучит спокойно, грустно.

Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения.

- Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с тобой убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.

В заключение урока хочется поблагодарить Арину за работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, ты представляешь, «проживаешь» музыкальные образы и с радостью играешь эти произведения.